СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса на дисциплинах естественнонаучного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса на дисциплинах естественнонаучного цикла»

Развитие познавательного интереса на дисциплинах естественнонаучного цикла.

Доброхотова Т.В.

Познавательный интерес является одним из факторов, влияющих на достижение положительных результатов обучения.

В настоящее время наблюдается общее снижение интереса обучающихся к учебной деятельности. Результаты образовательной практики свидетельствуют, что у большинства обучающихся отсутствует, а в ряде случаев проявляется отрицательный познавательный интерес к обучению.

Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках, неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли, анализировать способы собственной деятельности.

Обучающиеся 1 курса, придя в наше учебное заведение, уже определились с выбором своей будущей специальности. Наибольшее внимание они уделяют дисциплинам профессионального цикла. В отношении общеобразовательных дисциплин, особенно дисциплин естественнонаучного цикла, наблюдается снижение познавательного интереса.

Потребность общества в активной личности сталкивается с реальностью снижения интереса обучающихся к учебной деятельности.

Но в то же время формирование интеллектуальных умений, востребованных в изучении профессиональных дисциплин, закладывается именно при изучении дисциплин общеобразовательного цикла.

Проблема формирования познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности обучающихся.

Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса является Ян Амос Коменский, который писал, что «нужно прежде всего возбудить серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность». Он считал интерес одним из главных путей создания светлой и радостной обстановки обучения.

Общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении находят отражение в работах Николая Федоровича Добрынина и Сергея Леонидовича Рубинштейна. Психолог Лия Соломоновна Славина утверждала, что основная причина неуспеваемости и недисциплинированности обучающихся является следствием отсутствия познавательных интересов. Поэтому очень важно создать необходимые условия для их формирования и развития как основу дальнейшего интеллектуального роста.

Познавательный интерес-это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. В процессе познавательного интереса происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями, при помощи которых обучающийся получает образование. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат.

Освоение содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Это становится возможным при использовании различных направлений, форм работы и видов деятельности.

Получение положительных результатов при небольшом количестве учебных часов по дисциплинам естественнонаучного цикла становится возможным при использовании различных технологий в педагогической деятельности.

Использование технологии проблемного обучения позволяет формировать мотивацию обучающихся.

Игровые технологии применяются при отработке навыков, которые реализуются в последствии через интерактивные технологии.

Проектная технология дает возможность обучающимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта, расширяет учебную информацию.

Применение информационно-коммуникативных технологий в урочной и внеурочной деятельности не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся. Система дистанционного обучения Moodle является информационной системой управления обучением, создающей виртуальную обучающую среду, подразумевающую деятельность преподавателей и обучающихся с применением web-технологий. Необходимость использования СДО Moodle в Нижегородском Губернском колледже обуславливается требованиями современного общества в области информатизации образования и мониторинга качества осуществления образовательного процесса. По всем дисциплинам естественнонаучного цикла разработаны учебные курсы, включающие в себя и теоретические основы, и задания для закрепления и проверки знаний.

Межпредметные связи отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными дисциплинами. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире.

Чаще всего обучающиеся группы имеют разный уровень развития и неодинаково усваивают учебный материал. Поэтому постоянная смена видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных методов и форм организации учебной деятельности обеспечивают активизацию познавательного интереса обучающихся и достижение целей занятия.

Инклюзивное образование-процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

В настоящее время у нас обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья. Они присутствуют на уроках в группе. Для них создан специальный раздаточный материал. На получение положительного результата работа ведется в паре с тифлопедагогом и сурдопедагогом. Тифлопедагог переводит задания в азбуку Брайля. Для таких студентов приобретено необходимое оборудование-принтер Брайля и тифлофлешплейер. Для слабослышащих обучающихся большой объем информации дается в печатном виде. Такие обучающиеся часто не могут присутствовать на занятиях по состоянию здоровья. В такие моменты большое значение и имеет работа в СДО Мудл.

Для активизации познавательной деятельности используются разнообразные электронные ресурсы. Активно применяются на занятиях интерактивные плакаты по всем преподаваемым дисциплинам.

Создание презентаций, пожалуй, самое любимое занятие обучающихся. Здесь необходимо научить очень грамотной работе с огромным потоком информации. От знаний последовательного сбора и обработки начальной информации, правил создания, набора текста, компьютерного дизайна презентаций зависит и высокий результат работы.

Органичным дополнением к учебным занятиям является применение различных форм внеурочной деятельности. Принимая активное участие в различных олимпиадах, обучающиеся становятся победителями.

Каждый год увеличивается число обучающихся, привлекаемых к участию во Всероссийском географическом диктанте, проводимым онлайн Русским географическим обществом, демонстрируя высокие результаты.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность и на конференциях различного уровня их работы отмечаются жюри.

Материалы работ публикуются в сборниках областных и региональных конференций.

Особый интерес у обучающихся вызывают конкурсы различного уровня и формы участия: Изучаем и исследуем, Научные СПОсобности, конкурс талантов, Профобразование-территория без наркотиков.

Проводимые внутриколледжные конкурсы привлекают наибольшее количество обучающихся. Интересные темы помогают раскрыть творческий потенциал, развивая серьезную любовь к предмету. Традиционным стал конкурс индивидуальных проектов. Представленными продуктами деятельности были светильник из пластиковых стаканчиков, кукла Глаша из бросового материала, метелка из пластиковых бутылок.

Одним из способов развития познавательного интереса является ежегодный конкурс стихотворений по экологии с использованием заданных рифм, в котором принимают участие обучающиеся всех курсов.

Уровень научности обучения позволяют повышать экскурсии в Нижегородский планетарий и в информационный центр по атомной энергии

Применение системы чередующихся видов и форм организации образовательной деятельности обучающихся по выполнению комплекса учебно-познавательных и учебно-практических задач обеспечивает достижение планируемых результатов, что создает оптимальные предпосылки обеспечения качества образования, развития и сохранение здоровья обучающихся.

Уровень знаний и познавательного интереса обучающихся 1 курса по результатам входного тестирования недостаточно высок. Познавательная деятельность таких обучающихся определяется занимательностью учебного содержания. Она непродолжительна во времени, требует позитивного подкрепления и поддержки со стороны преподавателя. Хочется обратить внимание на положительную динамику роста качества знаний. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!