СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как помочь учащимся писать грамотно?

Как развивать орфографическую зоркость?

Орфографическая зоркость -это умение замечать орфограммы,т.е те случаипри письме,где при едином произношении возможен выбор написания....

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.»

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Как и многих учителей меня волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Поэтому орфографическую работу реализовываю через:

приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:    

1. Комментированное письмо. 

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

2. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

3. Письмо с пропуском орфограмм. 

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

4. Какографические упражнения. 

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

5. Письмо по памяти. 

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

6. Работа с группой предложений по системе Федоренко. 

Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному  предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок. 

 

7. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

- Внимательно прочитай предложение.

- Повтори его не заглядывая в текст.

- Подчеркни в предложении все орфограммы.

- Прочитай предложение орфографически.

- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.

 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5. Спиши слова определённой части речи.

6. Выпиши словосочетания.

 

8.  Скоростное письмо.
     Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:


1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

 

9.  Диктанты.

       - Предупредительный диктант.

       - Объяснительный диктант.

       - Выборочный диктант.

       - Свободный диктант.

       - Самодиктант.

       - Зрительно-слуховой диктант.

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.

       


           

        Считаю, что огромную роль в формировании орфографической зоркости играет организация работы над ошибками. Необходимо детей научить контролировать свою работу, уметь проверять и исправлять ошибки. Нужно организовать работу так, чтобы все ошибки, допущенные учеником,  были им же исправлены и объяснены.

Изучая правила, в памятках постепенно появляются новые записи орфограмм. Такая работа позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз.

Используя разнообразный по содержанию дидактический материал, опорные схемы, таблицы, карточки, всё это помогает развивать интерес к предмету, позволяет предупредить ошибки, развивает орфографическую зоркость.

Большую помощь в работе оказывают презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.



































Отчёт о методической теме:


«Развитие орфографической зоркости

на уроках русского языка

и литературы»


Учитель:Искакова Г.Э.



Бишкек 2021г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!