Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением интеллекта Составила учитель-логопед МБОУ СОШ №4 Чернявская И.В. г.Белая Калитва, Ростовской обл. февраль 2021г.
Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html
Бесплатно и без регистрации.
"Развитие навыка языкового анализа и синтеза одно из важнейших условий овладения грамотой". (Гвоздев А.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Лурия А.Р., Чиркина Г.В., Эльконин Д.Б. и др.) Языковой анализ и синтез является важнейшим психическим процессом, имеющим большое значение в усвоении родного языка. Его несформированность ведет к трудностям в обучении, стойкой неуспеваемости. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями проблемы в письменной речи выражены в более тяжёлой степени, чем у детей с нормальным развитием. Это проявляется в большом количестве допускаемых специфических ошибок, при которых принято использовать термин "Дисграфия"
Дисграфия у детей с нарушением интеллекта носит более стойкий характер, что напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности, при которой страдают или недоразвиты все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Разными авторами ( И.Н Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и др.)высказываются разные мнения о причинах и механизмах нарушения письма, но все они сводятся к тому, что симптоматика нарушений письма, сопровождаемая грубыми нарушениями интеллекта при целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно сглаживается, но не исчезает совсем. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством у школьников с нарушением интеллекта, имеющим разнообразный и сложный патогенез.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
проявляется в следующих стойких ошибках на письме
На уровне предложения:
- Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
- (Были чудные дни –быличудные дни);
- Раздельное написание слов /приставок, корня/
- (Летом по реке идут пароходы – Летом пореке и дут парходы);
- Запись целого предложения в виде одного «слова»
- (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле).
На уровне слова:
- пропуски согласных при их стечении (стрела-трела, диктант – «диктат)
- пропуски гласных (санки-снки,собака – «сбака»);
- вставка лишних букв (стол-стлол, скамейка – «сакамейка»);
- перестановки букв (тропа-прота, окно – «коно»);
- добавление букв (весна-весная);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот, комната – «кота», стакан – «ката»).
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ на почве языкового анализа и синтеза У ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью
коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. Основные методы и приемы коррекционной работы:
- 1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- 2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность у детей с интеллектуальными нарушениями на занятии длится 15-20 минут.
- 3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- 4. Использование многократных указаний, упражнений.
Основные методы и приемы коррекционной работы:
- 5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий.
- 6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.
- 7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.
- 8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.
- 9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов.
- 10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
- 11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:
1. Анализ предложения на слова
-Составление предложений по опорным картинкам с определенным количеством слов.
- Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
-Составление предложений по вопросам (Где? Как? Когда?)
-Составление графических схем предложений
-Придумать предложение с определенным количеством слов.
-Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
-Придумать предложение с определенным словом.
-Поднять цифру, ооответствующую количеству слов в предложении
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:
-Определить границы предложения.
-Работа с деформированным текстом.
-Определять границы предложения в тексте.
2. Слоговой анализ и синтез
-Отхлопать или отстучать слово по слогам, назвать их количество.
-Выделить гласные в слове.
-Записать только гласные буквы слогов, составить схему по гласным буквам слова
-Придумать слог с соответствующей гласной
-Выделять гласный звук из слога или слова. Определять его место (начало, середина, конец слова)
- Разложить картинки в два или в три ряда, в зависимости от количества слогов в слове
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:
-Назвать цветы, деревья, животных, посуду, мебель с определенным количеством слогов.
- Выделить первые или ударные слоги в словах, объединить их в слова и прочитать предложение.
- Определить пропущенный слог в названии картинок.
-Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
-Выделить из предложения слова состоящие из 1,2,3-х слогов.
-придумать слово с 1, 2, 3-мя слогами.
-Придумать слово с определенным слогом в начале , в середине, в конце слова.
-Определить количество слогов в названии картинок
-Поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинок
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:
-работа с таблицами слогов
-составить из букв разрезной азбуки слоги и слова с определенными гласными буквами
-записать слоги, начинающиеся на гласный звук
-записать слоги, которые оканчиваются на гласный звук
-записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Эта функция у школьников с интеллектуальными нарушениями особенно страдает, из-за тугоподвижности психических процессов (В.К. Орфинская)
Задания для развития фонематического анализа и синтеза:
- Показать букву,если в слове есть соответствующий звук
-Выделить из предложения слово, включающее заданный звук
- Показать картинки, в названии которых есть заданный звук
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:
-Определить первый, последний звук в слове.
-Подобрать слова, которые начинаются на гласный, на ударный гласный.
И др.
Далее работа строится по вычленению согласного звука в слове. Детям с нарушенным интеллектом эта работа даётся гораздо труднее, чем вычленение гласного звука.
На этом этапе используются следующие упражнения:
- Подобрать названия цветов. Животных, птиц, посуды, овощей, фруктов на заданный согласный
-выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного согласного, или заканчиваются на определенный согласный звук.
-Изменить первый звук слова ( гость-кость) и т.д...
Попутно идет развитие словаря.
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза Составь слово по первым звукам к картинкам
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза Расшифруй слова
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза
Упражнения для развития языкового анализа и синтеза расселить жильцов по домикам
Развитие умения определять количество и последовательность слов в предложении
Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения
Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста
Рекомендуемые пособия по развитию навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью