СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у младших школьников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация разработана для МО учителей-логопедов Белокалитвинского района. МО проводилось в марте 2021г в онлайн режиме на платформе Google Meet 

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза у младших школьников с нарушением интеллекта»

Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением интеллекта   Составила учитель-логопед МБОУ СОШ №4  Чернявская И.В.  г.Белая Калитва, Ростовской обл. февраль 2021г.   Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html  Бесплатно и без регистрации.

Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза, у младших школьников с нарушением интеллекта Составила учитель-логопед МБОУ СОШ №4  Чернявская И.В. г.Белая Калитва, Ростовской обл. февраль 2021г.

Оригинальные шаблоны для презентаций: https://presentation-creation.ru/powerpoint-templates.html

Бесплатно и без регистрации.

"Развитие навыка языкового анализа и синтеза одно из важнейших условий овладения грамотой". (Гвоздев А.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Лурия А.Р., Чиркина Г.В., Эльконин Д.Б. и др.) Языковой анализ и синтез является важнейшим психическим процессом, имеющим большое значение в усвоении родного языка. Его несформированность ведет к трудностям в обучении, стойкой неуспеваемости. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями проблемы в письменной речи выражены в более тяжёлой степени, чем у детей с нормальным развитием. Это проявляется в большом количестве допускаемых специфических ошибок, при которых принято использовать термин "Дисграфия"

Дисграфия у детей с  нарушением интеллекта носит более стойкий характер, что напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности, при которой страдают или недоразвиты все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.  Разными авторами ( И.Н Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова,  И.Н. Садовникова и др.)высказываются разные мнения о причинах и механизмах нарушения письма, но все они сводятся к тому, что   симптоматика нарушений письма,  сопровождаемая  грубыми нарушениями интеллекта при целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно  сглаживается, но не исчезает совсем. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством у школьников с нарушением интеллекта, имеющим разнообразный и сложный патогенез. 

Дисграфия у детей с  нарушением интеллекта носит более стойкий характер, что напрямую связано с недоразвитием познавательной деятельности, при которой страдают или недоразвиты все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. 

Разными авторами ( И.Н Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова,  И.Н. Садовникова и др.)высказываются разные мнения о причинах и механизмах нарушения письма, но все они сводятся к тому, что   симптоматика нарушений письма,  сопровождаемая  грубыми нарушениями интеллекта при целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно  сглаживается, но не исчезает совсем. Нарушения письменной речи являются распространенным речевым расстройством у школьников с нарушением интеллекта, имеющим разнообразный и сложный патогенез. 

Дисграфия на почве нарушения   языкового анализа и синтеза    проявляется в следующих стойких ошибках на письме На уровне предложения:  Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами      (Были чудные дни –быличудные дни); Раздельное написание слов /приставок, корня/      (Летом по реке идут пароходы – Летом пореке и дут парходы); Запись целого предложения в виде одного «слова»       (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле).  На уровне слова:  пропуски согласных при их стечении (стрела-трела, диктант – «диктат)   пропуски гласных (санки-снки,собака – «сбака»); вставка лишних букв (стол-стлол, скамейка – «сакамейка»); перестановки букв (тропа-прота, окно – «коно»);   добавление букв (весна-весная);   пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот, комната – «кота», стакан – «ката»).

Дисграфия на почве нарушения  языкового анализа и синтеза 

проявляется в следующих стойких ошибках на письме

На уровне предложения: 

  • Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами 
  •     (Были чудные дни –быличудные дни);
  • Раздельное написание слов /приставок, корня/ 
  •     (Летом по реке идут пароходы – Летом пореке и дут парходы);
  • Запись целого предложения в виде одного «слова» 
  •      (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле). 

На уровне слова: 

  • пропуски согласных при их стечении (стрела-трела, диктант – «диктат)
  •   пропуски гласных (санки-снки,собака – «сбака»);
  • вставка лишних букв (стол-стлол, скамейка – «сакамейка»);
  • перестановки букв (тропа-прота, окно – «коно»);
  •   добавление букв (весна-весная);
  •   пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот, комната – «кота», стакан – «ката»).
  дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ на почве языкового анализа и синтеза У ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью   коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.  Основные методы и приемы коррекционной работы: 1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. 2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность у детей с интеллектуальными нарушениями на занятии длится 15-20 минут. 3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. 4. Использование многократных указаний, упражнений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ на почве языкового анализа и синтеза У ДЕТЕЙ с интеллектуальной недостаточностью

коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной. Основные методы и приемы коррекционной работы:

  • 1. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
  • 2. Учет индивидуальных и личностных особенностей детей в ходе развивающей и обучающей деятельности. Работоспособность у детей с интеллектуальными нарушениями на занятии длится 15-20 минут.
  • 3. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  • 4. Использование многократных указаний, упражнений.
Основные методы и приемы коррекционной работы: 5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий. 6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами. 7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно. 8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий. 9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов. 10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. 11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.

Основные методы и приемы коррекционной работы:

  • 5. Повторное объяснение материала и подбор дополнительных заданий.
  • 6. Коррекционный материал должен преподноситься небольшими дозами.
  • 7. Усложнение предлагаемого материала следует осуществлять постепенно.
  • 8. Переключение внимание ребенка с одного вида деятельности на другой в процессе занятий.
  • 9. Использование на занятиях красочного дидактического материала и игровых моментов.
  • 10. Проявление большого такта со стороны учителя. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.
  • 11. Поэтапное обобщение проделанной на занятии работы.
Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой: 1. Анализ предложения на слова -Составление предложений по опорным картинкам с определенным количеством слов. - Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов. -Составление предложений по вопросам (Где? Как? Когда?) -Составление графических схем предложений -Придумать предложение с определенным количеством слов. -Составить предложение из слов, данных в беспорядке. -Придумать предложение с определенным словом. -Поднять цифру, ооответствующую количеству слов в предложении

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:

1. Анализ предложения на слова

-Составление предложений по опорным картинкам с определенным количеством слов.

- Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

-Составление предложений по вопросам (Где? Как? Когда?)

-Составление графических схем предложений

-Придумать предложение с определенным количеством слов.

-Составить предложение из слов, данных в беспорядке.

-Придумать предложение с определенным словом.

-Поднять цифру, ооответствующую количеству слов в предложении

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:   -Определить границы предложения. -Работа с деформированным текстом. -Определять границы предложения в тексте. 2. Слоговой анализ и синтез -Отхлопать или отстучать слово по слогам, назвать их количество. -Выделить гласные в слове. -Записать только гласные буквы слогов, составить схему по гласным буквам слова -Придумать слог с соответствующей гласной -Выделять гласный звук из слога или слова. Определять его место (начало, середина, конец слова) - Разложить картинки в два или в три ряда, в зависимости от количества слогов в слове

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:

-Определить границы предложения.

-Работа с деформированным текстом.

-Определять границы предложения в тексте.

2. Слоговой анализ и синтез

-Отхлопать или отстучать слово по слогам, назвать их количество.

-Выделить гласные в слове.

-Записать только гласные буквы слогов, составить схему по гласным буквам слова

-Придумать слог с соответствующей гласной

-Выделять гласный звук из слога или слова. Определять его место (начало, середина, конец слова)

- Разложить картинки в два или в три ряда, в зависимости от количества слогов в слове

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:   -Назвать цветы, деревья, животных, посуду, мебель с определенным количеством слогов. - Выделить первые или ударные слоги в словах, объединить их в слова и прочитать предложение. - Определить пропущенный слог в названии картинок. -Составить слово из слогов, данных в беспорядке. -Выделить из предложения слова состоящие из 1,2,3-х слогов. -придумать слово с 1, 2, 3-мя слогами. -Придумать слово с определенным слогом в начале , в середине, в конце слова. -Определить количество слогов в названии картинок -Поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинок

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:

-Назвать цветы, деревья, животных, посуду, мебель с определенным количеством слогов.

- Выделить первые или ударные слоги в словах, объединить их в слова и прочитать предложение.

- Определить пропущенный слог в названии картинок.

-Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

-Выделить из предложения слова состоящие из 1,2,3-х слогов.

-придумать слово с 1, 2, 3-мя слогами.

-Придумать слово с определенным слогом в начале , в середине, в конце слова.

-Определить количество слогов в названии картинок

-Поднять цифру в соответствии с количеством слогов в названии картинок

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:    -работа с таблицами слогов -составить из букв разрезной азбуки слоги и слова с определенными гласными буквами -записать слоги, начинающиеся на гласный звук -записать слоги, которые оканчиваются на гласный звук -записать под диктовку открытые и закрытые слоги. 3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Эта функция у школьников с интеллектуальными нарушениями особенно страдает, из-за тугоподвижности психических процессов (В.К. Орфинская) Задания для развития фонематического анализа и синтеза: - Показать букву,если в слове есть соответствующий звук -Выделить из предложения слово, включающее заданный звук - Показать картинки, в названии которых есть заданный звук

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:

-работа с таблицами слогов

-составить из букв разрезной азбуки слоги и слова с определенными гласными буквами

-записать слоги, начинающиеся на гласный звук

-записать слоги, которые оканчиваются на гласный звук

-записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Эта функция у школьников с интеллектуальными нарушениями особенно страдает, из-за тугоподвижности психических процессов (В.К. Орфинская)

Задания для развития фонематического анализа и синтеза:

- Показать букву,если в слове есть соответствующий звук

-Выделить из предложения слово, включающее заданный звук

- Показать картинки, в названии которых есть заданный звук

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:    -Определить первый, последний звук в слове. -Подобрать слова, которые начинаются на гласный, на ударный гласный. И др. Далее работа строится по вычленению согласного звука в слове. Детям с нарушенным интеллектом эта работа даётся гораздо труднее, чем вычленение гласного звука. На этом этапе используются следующие упражнения: - Подобрать названия цветов. Животных, птиц, посуды, овощей, фруктов на заданный согласный -выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного согласного, или заканчиваются на определенный согласный звук. -Изменить первый звук слова ( гость-кость) и т.д... Попутно идет развитие словаря.

Направления в коррекционной работе логопеда по развитию языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, предложенные Р.И.Лалаевой:

-Определить первый, последний звук в слове.

-Подобрать слова, которые начинаются на гласный, на ударный гласный.

И др.

Далее работа строится по вычленению согласного звука в слове. Детям с нарушенным интеллектом эта работа даётся гораздо труднее, чем вычленение гласного звука.

На этом этапе используются следующие упражнения:

- Подобрать названия цветов. Животных, птиц, посуды, овощей, фруктов на заданный согласный

-выбрать только те картинки, которые начинаются с заданного согласного, или заканчиваются на определенный согласный звук.

-Изменить первый звук слова ( гость-кость) и т.д...

Попутно идет развитие словаря.

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза   Составь слово по первым звукам к картинкам

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза Составь слово по первым звукам к картинкам

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

 Упражнения для развития языкового анализа и синтеза  Расшифруй слова

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза Расшифруй слова

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза  расселить жильцов по домикам

Упражнения для развития языкового анализа и синтеза расселить жильцов по домикам

Развитие умения определять количество и последовательность слов в предложении

Развитие умения определять количество и последовательность слов в предложении

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста

Виды заданий на развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста

Рекомендуемые пособия по развитию навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендуемые пособия по развитию навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!