СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме : Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов через курс внеурочной деятельности «Скорочтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В настоящее время  проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме : Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов через курс внеурочной деятельности «Скорочтение»»











Доклад


Тема: Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов через курс внеурочной деятельности «Скорочтение»





учитель начальных классов

МОБУ СОШ №7 п.Весёлый

Галиулина О.С.

















Август 2022 г.

СЛАЙД 2

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, и не умея решать задачи. Но нельзя жить, нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда»

В.А.Сухомлинский

В настоящее время проблема формирования интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в полной мере. Многочисленные наблюдения убедительно показали, что в последнее время интерес к чтению резко падает. Причины всем известны. Кратко по ним пройдёмся.

1. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.

2. Традиционное чтение книг вытесняется из досуга интернетом и телевидением. Почему телевидение и интернет привлекательнее книги? Во-первых, когда читаешь книгу, нужно думать, напрягаться, делать какие-то выводы, структурировать мысли. Получив доступ к интернету, можно просматривать какие-то видео, получать готовые выводы, хотя и чужие. То есть у экрана телевизора или у монитора думать нужно меньше. А как же обучающие видео- и телепрограммы? — спросите вы. Я абсолютно не против них, но у них есть существенный недостаток. Двумя кликами мышки можно с обучающего видео перейти на свою страницу «В Контакте» или на более веселое видео на «Ютубе», где люди смешно падают или котенок забавно танцует.

3. Следующая причина падение популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.

4. Дети не знают интересных книг. Читают только школьную литературу.

5.В классах много так называемых «детей риска». По психофизическим показателям не могут вовремя освоить программу.

6. Давление родителей. Вы, родители, заставляете их читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение. Внутренний и внешний протест ребенка в ответ на давление взрослых особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, когда у ребенка с 10—11 лет наступает переходный период. В это время ваше чадо будет делать все наперекор вам. Даже если ему читать интересно, чувствуя ваше давление, он перестанет читать.

А ведь воспитать творческую личность без книги просто невозможно:  чтение развивает познавательные процессы, формирует личность. К тому же для успешного обучения ребёнка полноценный навык чтения ( а это 100-120

слов в минуту к концу 4 класса) база для дальнейшего обучения по всем школьным предметам, основной источник получения информации. Поэтому, на мой взгляд, проблема формирования навыка к чтению у младшего школьника является очень актуальной.

Хоть учебно-методическая литература предлагает учителю разнообразные методики, повышающие технику чтения учащихся, однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволит сформировать у учащихся интерес к чтению. Тем более сокращение часов литературного чтения в 1 классе натолкнуло меня на мысль, что нужно выходить из положения, искать дополнительное время на обучение чтению.

Поэтому я начала работать по курсу внеурочной деятельности «Скорочтение», созданного на основе методики Шамиля Ахмадулина.

СЛАЙД 3 Тема моего выступления : Развитие навыка быстрого чтения у учащихся начальных классов через курс внеурочной деятельности «Скорочтение»

СЛАЙД 4 Цель программы – развитие навыков рационального чтения, повышение скорости чтения и усвоения информации обучающимися для успешного обучения.

Задачи курса:

1. Создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся.

2. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической деятельности.

3. Развитие психических процессов, а так же умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.

4. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой деятельности, уважения и любви к родному языку.

Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, внимание, а также улучшить свою речь.

Структура занятий.

Занятия проводятся  1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Заметный положительный результат можно получить через 10-12 занятий. Каждое занятие включает  в себя упражнения  разной направленности.  Упражнения от занятия к занятию усложняются.

Шамиль Ахмадулин стандартно выделяет 5 основных причин медленного чтения.

СЛАЙ Д 5 Враг № 1 – артикуляция. Что это такое? Это движения речевого аппарата при чтении. Движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения. Чем быстрее вы читаете, тем менее выражены эти движения.

Полностью избавиться от артикуляции, конечно, нельзя, но можно свести ее к минимуму. Нет никакой необходимости артикулировать при чтении, ведь образы в голове могут появляться без внутреннего проговаривания.

Проводились научные эксперименты, которые доказали, что понимание при чтении без артикуляции в 2-3 раза выше.

(Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению.) Кстати, артикуляция это ещё и мысленное проговаривание слов про себя. Способы борьбы с врагом.

 1. Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм. Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

2. Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. ( КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ) К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

3. Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

4.Игра «Замочек» Губы сомкнуты, для лучшего результата подставить указательный палец к губам.

СЛАЙД 6 Враг № 2-регрессии. Регрессия — возвратное движение глаз при чтении. ( регрессии могут возникать при сложном тексте, когда встречаются трудные и непонятные слова). Каким бы удивительным это ни казалось, но наши глаза при медленном чтении несколько раз возвращаются, перечитывая одно и то же. У некоторых людей регрессии происходят настолько часто, что они фактически перечитывают одни и те же слова по 5-8 раз. Способы борьбы с врагом.

1. Работа со слоговыми таблицами;

Быстрое чтение слогов по горизонтали и вертикали.

2. Для борьбы с регрессией, как правило, используется специальный шаблон, который закрывает уже прочитанные слова. Шаблон должен быть абсолютно однотонный, желательно белого цвета.

Для изготовления шаблона необходимо взять лист плотной бумаги (размером 6-7 см на 10-12 см), в нижнем правом углу сделать вырез длиной 4 см, а высотой 5 мм, причем размеры могут варьироваться в зависимости от формата (шрифта, расстояния между строчками) текста, который вы используете в качестве тренировочного.

Теперь наложите шаблон на первую строку предлагаемого текста так, чтобы в прорези на шаблоне было видно первое слово, и, читая текст, начинайте передвигать шаблон, чтобы он закрыл уже прочитанные слова.

3..Один из способов устранения регрессии — чтение с помощью указки (вязальной спицы, карандаша, ручки, или, в крайнем случае, пальца). Используя палец в качестве своеобразной указки, мы усиливаем сфокусированность и концентрацию на тексте. Вы очень сильно удивитесь, если замерите свою скорость чтения без указки и с указкой. Она будет разительно отличаться.

Для достижения наилучшего эффекта при чтении тренировочного текста попросту размещайте указку под той строкой, которую читаете, и плавно двигайте её по мере чтения.

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном, и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следующую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит детей при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

Всем известное упражнение «Шторка»

4. Чтение вслух.

Один из наиболее эффективных способов борьбы против регрессии — чтение вслух. Предложенный текст вы должны читать плавно, но быстро — в темпе разговорной речи. Может возникнуть резонный вопрос — а как же артикуляция, от которой мы также должны избавляться? Но ничего не поделаешь, к сожалению, чтобы бороться с одним врагом скорочтения, приходится использовать другой.

СЛАЙД 7 Враг № 3 - «мало вижу - медленно читаю» Следующая причина медленного чтения — это малое пятно ясного видения. Ребенок, который читает медленно, видит за один взгляд от 8 до 12 символов (букв). Владеющий скорочтением видит несколько слов (от 20 символов) и воспринимает их сразу. Помогают бороться Таблицы Шульте СЛАЙД 8 -10

Слайд 11 Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые клиновидные таблицы.

СЛАЙД 12-14 Упражнения на развитие обоих полушарий

СЛАЙД 15 (показать карточки, с чего начинали рисование двумя руками )

СЛАЙД 16 Враг № 4-слабое внимание. Низкая концентрация внимания.

Способы борьбы с врагом.

А) Марсианские стихотворения. Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Читая с ребенком "марсианские стихотворения", мы развиваем его поэтический слух. Рифма упрощает процедуру чтения и способствует ускорению темпа чтения. Отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.

СЛАЙД 18

В) Упражнение «Корректурная проба.

Используются для развития  зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.

СЛАЙД 19 «дорожки»

г) СЛАЙД 20 струп - тесты

Попробуйте быстро назвать цвета, в которые окрашены слова на картинке. Скорее всего, вам будет сложно. Смена привычного алгоритма сначала прочитать, а потом назвать цвет заставляет мозг выполнять двойную работу. Тренируясь с помощью теста Струпа, можно отточить внимание и научиться бороться с отвлекающими факторами.
Сюда же входят упражнения на развитие слуховой памяти;

СЛАЙД 21 Враг № 5 - отсутствие плана. Пятая причина достаточно обширная, это отсутствие, во-первых, плана чтения, во-вторых, четких целей, в-третьих, различных методик запоминания.

А) Использование скороговорок перед чтением текстов.

Б) При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».

За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.

В) «Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево).

Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными

буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Б) Метод «Инфографика» СЛАЙД 21

СЛАЙД 22 На слайде представлен план работы по методике Шамиля Ахмадулина на 1-ый день занятий. Мы видим, что все эти упражнения включены и указано рекомендуемое время работы над каждым заданием.

Вывод: используя данную программу, мы развиваем в учениках не только навык быстрого чтения, но ещё внимание и память.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!