СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелодического слуха на основе использования полученных навыков в творческой и исполнительской деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план урока содержит методы закрепления приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков в их практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелодического слуха на основе использования полученных навыков в творческой и исполнительской деятельности»


Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»





ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО С ГРУППОЙ 3 КЛАССА ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ НА ТЕМУ:

«Развитие мелодического слуха на основе использования полученных навыков в творческой и исполнительской деятельности»





преподавателя Тульневой Н. Н.













г. Обоянь. 2021.

Тема урока: «Развитие мелодического слуха на основе использования полученных навыков в творческой и исполнительской деятельности»

Цель урока: закрепление умений и навыков в практической деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить применение знаний, умений и навыковнание теоретического материала, умения чисто интонировать гамму, упражнения, ФЛТ, интервалы, детские песни, навыков определения на слух, сольфеджирования, импровизации, сочинения, дирижирования, транспонирования, чтения с листа, анализа нотного текста);

- обеспечить ознакомление обучающихся с интонационными особенностями малой секунды (интонация вздоха, плача, жалобы) анализируя прослушанную музыку.

Развивающие:

- обеспечить развитие следующих видов музыкального слуха:

а) внутреннего;

б) мелодического;

в) ладового;

г) метроритмического;

- обеспечить развитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоциональности учеников;

- способствовать формированию учебной мотивации.

Воспитательные:

- способствовать формированию мировоззрения обучающихся;

- прививать любовь к музыкальному искусству;

- способствовать развитию эстетического вкуса;

- воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность;

- способствовать формированию нравственных качеств личности

(дисциплинированности, ответственности, скромности, эмпатийности (чувство сострадания, сопереживания), доброжелательности);

- способствовать гармоническому воспитанию растущей личности.



Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, беседа, обсуждение;

- наглядные: работа за инструментом, карточки-картинки;

- практические: применение знаний, умений и навыков в учебной деятельности;

- проблемные: самостоятельное решение задач, сформулированных педагогом;

- метод самоконтроля.

Технологии обучения:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающихся);

- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).

Оснащение урока:

Нотный материал:

  1. Упражнения.

  2. «Любопытная гамма» (муз. Т Боровик, сл. А. Усачева), (см. в приложении 1).

  3. «Веселая корова» (муз. Н. Тульневой, сл. В. Капустиной), (см. в приложении 2).

  4. Р. Шуман (Первая утрата».

  5. В. Моцарт. Симфония № 40 (отрывок) СD-диск.

Наглядный дидактический материал: болгарская столбица, ступеневые последовательности, картинки к интервалам, немая (нарисованная) клавиатура.

Инструменты: фортепиано.

Технические средства обучения: музыкальный центр.



Ход урока.

  1. Организационный этап.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Работа в тональности ре мажор:

- настройка (Т53);

- пение гаммы различными ритмами (триоли, размеры 2\4, 3\4) (см. приложение 4);

- пение одного звука вслух, второго про себя;

- пение звуков гаммы по очереди каждым учеником (« Живая гамма»;

- ФЛТ;

- Упр. «Магнит» или «Слуховая гимнастика» по методике Г. И. Шатковского (поступенное движение по гамме вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, т. е. через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад»;

- упр. «Стрелы» на скачки по устойчивым ступеням;

- упр. «Ступеньки» - секвенции по секундовым интонациям (см. приложение 3);

- ступеневые последовательности: III-II-I, IV-III-I, IV-V-I (VIII), V-VI-VII-VIII(I), VI-V-VIII, VI-VII-VIII;

- пение отдельных ступеней;

- упр. «Интервалы».

4. Определение на слух в ре мажоре:

- ступеней;

- интервалов (используя картинки).

5. Устные диктанты с анализом услышанного. Транспонирование этих диктантов.

6. Импровизация – досочинение «ответов» к «вопросам», пропеваемых педагогом.

7. «Любопытная гамма» (повторение и закрепление пройденного материала):

- анализ встречающихся трудностей (скачки, секвенции);

- сольфеджирование с дирижированием;

- пение со словами в характере, с дирижированием.

8. « Веселая корова»:

- первичное прослушивание в исполнении одной из учениц под аккомпанемент педагога;

- анализ нотного текста: тональность, размер, характер, исполнительские трудности, особенности ритма (встречается пунктирный);

- сольфеджирование с дирижированием в удобном темпе.

9. « Познавательная минутка». Интонационные особенности малой секунды (интонации вздоха, жалобы, грусти) на примерах из классического репертуара:

- Р. Шуман «Первая утрата» (в исполнении педагога);

- отрывок из симфонии В. Моцарта № 40 (прослушивание с СD – диска).

Вначале, перед прослушиванием, педагогом исполняется м2 в мелодическом звучании. С помощью вопросов ученики сами дают образную характеристику этому интервалу. Затем, после прослушивания пьесы Шумана, дети сами в нотном тексте находят и показывают этот интервал. А послушав музыку Моцарта, напевая известный мотив, определяют, что первые звуки образуют м2.

10. Сравнительный анализ интонаций малой и большой секунд.

Исполнение попевки на малую секунду: «Я вздыхаю, я грущу».

Сочинение учениками слов к попевке на большую секунду и ее исполнение см приложение 5).

11. Домашнее задание:

1) Гамма ре мажор – все виды работы (упражнения, секвенции, ступени);

2) «Веселая корова» - работать над чистотой интонации, над ритмическими трудностями (пунктирный ритм), сочинить секвенцию на терции (движения по терциям встречаются в этом произведении);

3) «Любопытная гамма» - доработать;

4) Петь попевки на м2, б2.

12. Подведение итогов урока: анализ, самоанализ, выставление оценок.











Приложение 1.





























Приложение 2.





















Приложение 3.

















Приложение 4.



Приложение 5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!