СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики (из опыта работы)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описываются различные игры на развитие мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики (из опыта работы)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДЕТСКИЙ САД № 11 "БУРАТИНО" Г.НЕВЕЛЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


Развитие пальчиковой моторики.

(из опыта работы)








Логопед: Дерибина Светлана Валерьевна.


















2015 год

«Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».

Это очень древняя пословица. Еще в далекой древности врачеватели, воздействуя на пальцы рук, особенно на большой палец, значительно улучшали звукопроизношение, внимание и память у детей.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Учеными данного института была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики у детей.

Ведущие специалисты нейропсихологии и нейрофизиологии доказали, что формирование и совершенствование тонкой моторики кисти пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, т.е. играет большую роль в развитии речи.

Проблема развития мелкой моторики рук актуальна. В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторы: Т.Б.Филичева, Г.Б.Чиркина, Т.Б.Туманова - особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук и указаны виды работ и упражнений для нормализации недостаточной дифференцированной пальцевой моторики. Ведущие педагоги и ученые, такие как В.В.Цвынтарный, Н.С.Жукова, А.В.Ястребова, Т.В.Филичева разработали различные методики для коррекции и развития пальцевой моторики. На сегодняшний день количество авторов, описывающих виды работ по совершенствованию тонкой моторики кисти и пальцев рук, значительно увеличилось и данная литература во всем многообразии имеется постоянно в книготоргах, присутствует в методкабинете, публикуется в журналах по дошкольному образованию. В достаточном количестве она имеется у каждого педагога и воспитателя.

Если рассматривать процессы развития мелкой моторики, то мы должны обратить свое внимание на очень значительный перечень видов работ и заданий, прямо или косвенно корригирующих моторику пальчиков.

Я бы (по мере значимости) представила их в данном количестве – (16) и в следующем порядке.

  • 1. Массаж. Самомассаж.

  • 2. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

  • 3. Работа пальчиков с пуговицами.

  • 4. Шнуровка. Завязывание бантиков.

  • 5. «Кормление животных», (сортировка семян).

  • 6. Заплетание косичек.

  • 7. Нанизывание бус.

  • 8. Работа с пробками.

  • 9. Выкладывание из палочек.

  • 10. Аппликация из семян.

  • 11. Мозаика. Пазлы.

  • 12. Рисование узоров по заданному образцу или по точкам.

  • 13. Вышивание.

  • 14. Компьютерные игры.

  • 15. Игра на пианино и других музыкальных инструментах.

  • 16. Специальные силовые упражнения с эспандером (массажным кольцом).

  Далее я расскажу о некоторых видах работ по развитию мелкой моторики, которые я использую на занятиях в качестве игрового материала.

1. Массаж. Самомассаж.

  • Во время занятий мне помогает провести его массажный комплект «Су – Джок». Это пластмассовый шарик с шипами, похожий на ежика. Внутри раскрывающегося шарика есть пружинки, с помощью которых и осуществляется массаж каждого пальчика. Все это сопровождается загадкой, мини – стихами, потешками.

Массажный комплект «Су – Джок» с эспандером –

Представляются вниманию детей с предварительной загадкой:

- На колючку он похож

Ну, конечно это - … (еж).

Берем «ежа» в руки, катаем его по ладоням, между ладонями, около запястий, проговаривая стихотворение:

- Ходит ежик без дорожек,

Не боится никого

С головы до ножек весь в иголках ежик,

Как же взять его?

«Еж» лежит в кроватке (в эспандере), обращаемся к нему:

- Ежик, спрячь свои иголки,

Мы же дети, а не волки.

Мы хотим тебя погладить,  (массаж пальцев)

Мы хотим с тобой поладить.



После массажа энергично отталкиваем четыре пальца от указательного, проговаривая слова:

- Еж иголки отряхнул, завернулся и уснул (накладываем ладонь на ладонь), теперь его иголки не колются.

Достаем из пластикового шарика – ежика металлические кольцеобразные пружинки и, надевая кольцо на пальчик, проводим массаж каждого пальчика.

Неколючий «ежик» бегает по нашим пальчикам – дорожкам:

По большому, по указательному…по среднему.

По безымянному, по мизинчику.

После массажа пружинок проверяем, какую силу подарил нам ежик:

Сжимаем эспандер правой, а затем левой рукой, хвалимся силой.



2. Пальчиковая гимнастика.

Она также занимает одно из первостепенных мест в развитии мелкой моторики. Современные ученые едины во мнении, что народные пальчиковые игры очень точно соответствуют законам психофизического развития детей, благотворно влияют на процесс становления речи. Проанализировав многие источники, я выбрала и составила комплексы пальчиковой гимнастики для детей старшей и подготовительной групп, соответствующих их возрастному развитию, которые включаются в занятия, проводимые воспитателем и мною. В качестве дидактической игры представляю детям знакомство с волшебным домиком, где живут пальчики. Дидактическая игра: «Здравствуй, пальчик».

Вниманию детей предлагается домик, где живут пальчики. Они выглядывают в окно и хотят с нами поздороваться, познакомиться.

Ребенок накладывает правую, затем левую ладонь на окно – экран в домике, совмещая свои пальцы с теми, что нарисованы, называет каждый пальчик.

В игре озвучивается стихотворение, что на обратной стороне домика.

Там же висят связки пружинок – пальчиков (используются шнурочные ограничители), которые выдаются детям. Дети нажимают по порядку каждый ограничитель – «пальчик», называя его поименно, здороваются с ними.

Вырабатывается точность движений, сила и ловкость пальчиков.

Прививаются навыки элементарного этикета: перед тем, как поздороваться с пальчиками, нужно нажать на особый ограничитель - звонок, который расположен впереди «пальчиков» и произнести: «Дзинь, дзинь – звонок звенит».

3. Работа пальчиков с пуговицами.

(коврики, большой ковер, цветок с секретом)

Коврик.

Детям предлагается коврик, на котором есть пуговицы и петли. Задача ребенка – застегнуть пуговицы, на каждую пуговицу надеть петельку.

Дополнительно: счет пуговиц, различение их по цвету.

Большой ковер.

Задачи: перекинув петли одного коврика на другой, сцепить два или более ковриков, получить большой ковер.

Волшебные ромашки.

Застегивание лепестков на ромашке с использованием стихотворения:



На лесной полянке выросли ромашки.

Каждая ромашка в своей рубашке.

Дождик начинается – ромашка закрывается.

Солнце появляется – ромашка открывается и солнцу улыбается.



4. Шнуровка. Завязывание бантиков.

  • Дорожки (крестик, елочка, шажочки). Бантики (котенку, ослику).

Способы: дорожки, шажочки, крестик, елочка.

Чьи – то ножки шагают по дорожке.

Топ – шажок и топ – шажок,

Это Миша, наш дружок.



Тут сорока проскакала,

Крестики нарисовала.



Из шнурка иголочки, а

Получилась – елочка.



Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую.

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не издевались,

А завязывались ловко,

Как велит им дрессировка.



Завязывание бантиков

Ослику. Он грустный.

- Чтобы ослик не грустил

И напрасно слез не лил,

Бантик мы ему завяжем

Не грусти, дружок, мы скажем.


Котенку. Он маленький.

Вряд ли поймает мышку, которая забирается в шкаф и ест крупу, пусть он напугает ее большим красным бантиком.


Котик просит:

- Завяжите бант скорей,

Я иду ловить мышей.






5. Кормление животных.

(Сортировка семян).

Покорми зайца. Дай корм хомяку. Выбери зерно сороке. Накорми рыбку.

Цель игр: развивать мелкую моторику пальцев, кинестетические ощущения, зрительное восприятие, расширять кругозор и словарный запас.

Игра «Покорми зайца» - с использованием стихотворения

- К огороду, близко к дому

Зайка серый прискакал.

Он морковку и капусту

В огороде увидал.



Отбираем в контейнере с продуктами и зернами нужный корм для зайца, кормим его через отверстие – рот на рисунке.

Аналогично игры:

«Покорми хомяка»

- Хомя, хомя, хомячок,

Потолстеет твой бочок,

Вкусных семечек отведай,

С нами вместе пообедай.

«Покорми рыбку»

- Червячками не питаюсь,

На крючок не попадаюсь.

Дайте корма повкусней,

Чтоб жилось мне веселей.



«Покорми сороку»

- Стрекотунья белобока,

Суетливая сорока.

Зерен дам тебе и крошек,

Ты не ешь червей и мошек.



6. Заплетание косичек.

(Куклам, царевне).

Цель игр: развивать мелкую моторику пальцев рук, тонкие кинестетические ощущения, зрительное восприятие, эстетический вкус.

Игры:

1). «Заплети косы кукле»

- Будем куклу заплетать,

В гости куклу собирать.



2). « Прическа для царевны».

- Вот волшебное окно,

Что покажет нам оно?

Ставни открываются,

Алена улыбается.

Просит Алена наших детей

Ленты ей в косы вплести поскорей!

7. Нанизывание бус.

Дидактический материал «Помоги лягушке», «Украсим матрешку».

Цель игр: развивать мелкую моторику пальцев рук, тонкие кинестетические ощущения, зрительное восприятие, эстетический вкус.

Игры:

1). «Помоги лягушке»

- Скакала все утро лягушка по кочкам.

Считала лягушка стрекоз и цветочки.

Рассыпались бусы у нашей лягушки,

Скорей помогите забавной квакушке.



2). «Украсим матрешку».

- Матрешку на лужайке

Подружки ждут.

А наши дети быстро

Ей бусы соберут.

8. Игры с пробками.

Я беру от пластмассовых бутылок винтовую часть вместе с пробками, специальным клеем наклеиваю их на картон или пластик, на котором есть изображение предмета с круглыми деталями. Это или колеса, или цветы, или поезд, или машина и даже чудо – птица павлин. Пробка является частью этого предмета, ее можно открутить, закрутить, поменять цвет, подобрать размер (все пробки разного цвета и размера).

Данные игры развивают творческое воображение, фантазию, наблюдательность.

Чудо – птица. Шины для машины.

Цель игр: развивать мелкую моторику пальцев, кинестетические ощущения, зрительное восприятие, эстетический вкус, запоминание цветов спектра.

Игры:

1). «Поменяй машине шины».

- Чтобы нас везла машина,

Ей нужны другие шины.



2). Украсим «чудо – птицу».

- У чудо птицы хвост цветной,

Красный, желтый, голубой

Синий, розовый, зеленый,

Все цвета для нас знакомы.

Вывод.


Это игры. Они дают детям обширное поле деятельности, развивают творческое воображение, фантазию, расширяют цветовое восприятие, образное мышление, наблюдательность. Дети с удовольствием играют, не замечая, что их учат, т.к. игры создают благоприятный эмоциональный фон (озвучивание стихами, потешками).

В целом, данные игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, стихов, учат улавливать ритм речи, непосредственно улучшают речь.

Мой опыт логопедической работы с детьми дошкольного возраста показал целесообразность использования методов, способствующих развитию общей, тонкой и артикуляторной моторики, как функциональной базы для обеспечения быстрого и более высокого уровня двигательной активности мышц, побуждающей к речевой активности.














Список литературы

  1. Волкова Т.А. «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи». Москва. «Просвещение» 1968 год.

  2. Волкова Т.А. «Логопедическая ритмика». Москва. «Просвещение» 1985 год.

  3. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». Москва. «Просвещение» 1981 год.

  4. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». Санкт – Петербург. МиМ. 1997 год.

  5. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Санкт – Петербург. «Союз» 2001 год.

  6. Узорова О.В. Нефедова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». Москва. «Астрель» 2003 год.

  7. Цвынтаный В.В. «Играем пальчиками – развиваем речь». Москва. «Центрполиграф». 2002 год.

  8. Программы «Коррекция нарушений речи». Москва. «Просвещение». 2009 год.


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!