Развитие личностного потенциала студентов с инвалидностью в процессе получения профессионального образования
Получение профессии становится для людей с инвалидностью необходимым ресурсом для воплощения своих жизненных планов и возможностей.
Статистика показывает, что каждый второй выпускник школы, имеющий инвалидность, стремится сегодня поступить в вуз, каждый пятый планирует окончить колледж. Сфера профессионального образования претерпевает глубокие изменения в целях создания необходимых условий получения качественного образования для ребят с инвалидностью.
Одним из таких условий является психолого-педагогическое сопровождение, направленное на развитие личностного потенциала студентов с инвалидностью.
В психологии развития традиционно рассматривают три основные силы, или факторы, влияющие на ход и результаты развития.
Первый фактор — тó в самом индивиде, что можно рассматривать как данность или заданность. Можно сказать, что речь идет о задатках, в том числе частично реализовавшихся.
Второй фактор — среда в самом широком смысле слова.
Третий фактор развития личности, не сводимый ни к «внутреннему», ни к «внешнему», — сама личность, ее позиция, отношение и активность.
Те или иные задатки могут быть выражены сильнее или слабее.
Решающим фактором, определяющим траекторию развития лиц с ОВЗ, является, в конечном счете, именно «третий фактор» — психологические ресурсы, наиболее концентрированным выражением которых является позиция личности по отношению к своей социальной ситуации.
Следует отметить, что этот выбор, который осознанно или неосознанно делает каждый человек с ОВЗ, является частным случаем выбора, стоящего перед любым человеком.
Безусловно, для лиц с ОВЗ эта ситуация выбора стоит гораздо более остро, как в силу своей критичности, неизбежности, так и по значимости последствий того или иного выбора.
Мы в своей работе выделяем основные мишени воздействия, или, точнее, узловые точки для возникновения позитивных изменений у участников инклюзивного образовательного процесса. Ключевыми нам видятся групповые и индивидуальные формы работы.
Групповая работа направлена на:
- создание инклюзивной группы и формирование социальной «группы желаемой поддержки» для учащихся с ОВЗ;
- работу в моногруппах учащихся с ОВЗ по обмену опытом преодоления жизненных трудностей и травмы инвалидности.
Причем вторая форма работы проводится постоянно, так как преодоление для этих учащихся — процесс перманентный и всепроникающий, это стиль жизни. Очень важно также, чтобы обучающиеся с ОВЗ осознали, что сами могут быть источником поддержки не только для «своих», но и для здоровых
Индивидуальная работа.
В ходе психолого-педагогической диагностики выявились две категории учащихся: с запросом на работу с социальным окружением и с запросом на работу с личностью.
Здесь уместны любые методы вмешательства: от посредничества в конфликте до обучения навыкам разрешения конфликтных ситуаций и индивидуальной психологической работы с конфликтующими сторонами, идет ли речь о конфликтах между учащимися (с любым статусом здоровья), учащихся с их родителями. Наш опыт дает основание предложить следующие «точки приложения» усилий, направленных на развитие личности учащихся с ОВЗ (и других участников инклюзивного образовательного процесса):
- развитие личностного потенциала и личностных ресурсов учащихся (с любым статусом здоровья);
- обучение стратегиям конструктивного совладания со стрессом и стрессоустойчивости;
- работа по развитию навыков (учебной деятельности, общения, слушания и др.);
- работа с психологической травмой, направленная на интеграцию опыта и личностный рост.
Самой болезненной травмой для лиц с ОВЗ является сама травма инвалидности. Поэтому с учащимися с ОВЗ так важно вести работу по переработке травматического опыта.
Кроме того, необходимо развитие отдельных недостающих навыков (таких как управление временем, эффективные методы учебной деятельности, навыки общения, саморегуляции, разрешения конфликтов и др. — по запросу). А если точнее — использовать этот запрос для инициации позитивных личностных изменений. Среди наиболее значимых, на наш взгляд, личностных ресурсов выделяются такие, как осмысленность и цели в жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, самоэффективность.
Критерием эффективности психолого-педагогической работы может выступать позитивная динамика адаптированности и удовлетворенности жизнью