СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления младших школьников на основе творческих заданий в условиях дополнительного образования в рамках вебинара «Взаимообучение городов»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации предаставлена ииледовательская работа в области использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО в условиях дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления младших школьников на основе творческих заданий в условиях дополнительного образования в рамках вебинара «Взаимообучение городов»»

 Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ  МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ Развитие креативного мышления младших школьников на основе творческих заданий в условиях дополнительного образования в рамках вебинара «Взаимообучение городов» Потемкина Наталья Эдуардовна, заместитель директора по УВР, методист https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna г. Улан-Удэ 20.03.2024

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ

Развитие креативного мышления младших школьников на основе творческих заданий в условиях дополнительного образования

в рамках вебинара «Взаимообучение городов»

Потемкина Наталья Эдуардовна,

заместитель директора по УВР, методист

https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna

г. Улан-Удэ

20.03.2024

«Творчество — это сила, которая соединяет то, что, казалось бы, нельзя соединить».    Уильям Пломер

«Творчество — это сила, которая соединяет то, что, казалось бы, нельзя соединить». Уильям Пломер

Что такое правополушарное рисование Правополушарное рисование – новый тренд, способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования можно заниматься детям и взрослым вместе, превратив его в увлекательный семейный досуг. А педагогам время, проведенное с кисточкой в руках, поможет перезагрузиться, снять стресс и расслабиться.

Что такое правополушарное рисование

  • Правополушарное рисование – новый тренд, способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования можно заниматься детям и взрослым вместе, превратив его в увлекательный семейный досуг. А педагогам время, проведенное с кисточкой в руках, поможет перезагрузиться, снять стресс и расслабиться.
Как работает методика правополушарного рисования Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Как работает методика правополушарного рисования

  • Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.
Технологии нестандартной изодеятельности, которые отражены в дополнительной образовательной программе по ИЗО:  Тычок жесткой полусухой кистью  Рисование пальчиками Оттиск пробкой Восковые мелки + акварель. Монотипия предметная Кляксография обычная Кляксография с трубочкой Кляксография с ниточкой Набрызг Тычкование Монотипия пейзажная

Технологии нестандартной изодеятельности, которые отражены в дополнительной образовательной программе по ИЗО:

  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Рисование пальчиками
  • Оттиск пробкой
  • Восковые мелки + акварель.
  • Монотипия предметная
  • Кляксография обычная
  • Кляксография с трубочкой
  • Кляксография с ниточкой
  • Набрызг
  • Тычкование
  • Монотипия пейзажная
Цель исследования: Теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии креативного мышления в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования детей.

Цель исследования:

  • Теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии креативного мышления в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования: э ффективным средством развития творческих способностей в младшем школьном возрасте в условиях учреждения дополнительного образования детей является рисование с использованием нетрадиционных техник и приемов .

Гипотеза исследования:

  • э ффективным средством развития творческих способностей в младшем школьном возрасте в условиях учреждения дополнительного образования детей является рисование с использованием нетрадиционных техник и приемов .
Этапы исследования, методы и методики Первый этап – констатирующий 1.Беседа с детьми 2. Тест для детей «Неполные фигуры»  (Е.П. Торренс). 3. Метод анализ продуктов детской деятельности Второй этап - формирующий Третий этап - контрольный Метод - анализ продуктов детской деятельности

Этапы исследования, методы и методики

  • Первый этап – констатирующий

1.Беседа с детьми

2. Тест для детей «Неполные фигуры»

(Е.П. Торренс).

3. Метод анализ продуктов детской деятельности

  • Второй этап - формирующий
  • Третий этап - контрольный

Метод - анализ продуктов детской деятельности

Формирующий эксперимент Младшие школьники в количестве 20 человек были поделены на две подгруппы, в контрольной подгруппе проводились обычные занятия по изодеятельности, а в экспериментальной применили разработанный комплекс занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.

Формирующий эксперимент

  • Младшие школьники в количестве 20 человек были поделены на две подгруппы, в контрольной подгруппе проводились обычные занятия по изодеятельности, а в экспериментальной применили разработанный комплекс занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
В экспериментальной группе мы использовали следующие занятия: Занятие 1. «Золотая осень» Нетрадиционная техника: «Печать листьев», листья разных пород покрывают гуашью и прижимают к листу бумаги. Занятие 2. «Астры» Нетрадиционная техника: «Смешивание цветов» (смешение трех основных цветов – красного, синего и желтого на палитре). Занятие 3. «Вот уж эта клякса!» Нетрадиционная техника: «Кляксография». Занятие 4. «В новогоднем лесу» Нетрадиционная техника: «Раздувание краски», техника несколько похожая на кляксографию.

В экспериментальной группе мы использовали следующие занятия:

  • Занятие 1. «Золотая осень»

Нетрадиционная техника: «Печать листьев», листья разных пород покрывают гуашью и прижимают к листу бумаги.

  • Занятие 2. «Астры»

Нетрадиционная техника: «Смешивание цветов» (смешение трех основных цветов – красного, синего и желтого на палитре).

  • Занятие 3. «Вот уж эта клякса!»

Нетрадиционная техника: «Кляксография».

  • Занятие 4. «В новогоднем лесу»

Нетрадиционная техника: «Раздувание краски», техника несколько похожая на кляксографию.

Занятие 5. «Морозный узор» Нетрадиционная техника: «Фотокопия – рисование свечой». Занятие 6. «Праздничный салют» Нетрадиционная техника: «Проступающий рисунок», рисование восковыми мелками и акварелью. Занятие 7. «Пейзаж у озера» Нетрадиционная техника: «Монотипия», изображение зеркального отражения объектов на водной (пруда, озера, реки и т.д.) Занятие 11. «Танцующая матрешка» Нетрадиционна техника: печать по трафарету, набрызг.
  • Занятие 5. «Морозный узор»

Нетрадиционная техника: «Фотокопия – рисование свечой».

  • Занятие 6. «Праздничный салют»

Нетрадиционная техника: «Проступающий рисунок», рисование восковыми мелками и акварелью.

  • Занятие 7. «Пейзаж у озера»

Нетрадиционная техника: «Монотипия», изображение зеркального отражения объектов на водной (пруда, озера, реки и т.д.)

  • Занятие 11. «Танцующая матрешка»

Нетрадиционна техника: печать по трафарету, набрызг.

Тест креативности Э. Торренса. Диагностика творческого мышления. Креативность по Э.Торренсу - от лат. creatio – созидание . Субтест 1. «Нарисуйте картинку» Субтест 3. «Повторяющиеся линии» Субтест 2. «Завершение фигуры»

Тест креативности Э. Торренса. Диагностика творческого мышления.

  • Креативность по Э.Торренсу - от лат. creatio – созидание .
  • Субтест 1. «Нарисуйте картинку»

Субтест 3. «Повторяющиеся линии»

Субтест 2. «Завершение фигуры»

выяснили среднее групповое значение в экспериментальной группе – 62 балла (высокий ур-нь), в контрольной группе – 38,5 баллов (традиционное рисование) и 52,1 балла после применения нетрадиционных техник рисования.

выяснили среднее групповое значение в экспериментальной группе – 62 балла (высокий ур-нь), в контрольной группе – 38,5 баллов (традиционное рисование) и 52,1 балла после применения нетрадиционных техник рисования.

Основные выводы Применение нетрадиционных техник рисования повышают качественный уровень рисунков младших школьников, а также способствуют развитию креативного (творческого) воображения.  Правополушарная живопись поможет развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.

Основные выводы

  • Применение нетрадиционных техник рисования повышают качественный уровень рисунков младших школьников, а также способствуют развитию креативного (творческого) воображения.
  • Правополушарная живопись поможет развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.

Польза правополушарного рисования:    Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.  Развитие воображения . Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.  Повышение самооценки . Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.  Расслабление . Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

Польза правополушарного рисования:

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения . Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки . Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  • Расслабление . Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Рисунки с использованием нетрадиционных техник Рис.2. Кляксография с раздуванием. Осенний лес. Арина Б., 7,5 лет  Рис. 1. Использование разных материалов. Пожар в лесу. Арсений С., 7 лет

Рисунки с использованием нетрадиционных техник

Рис.2. Кляксография с раздуванием. Осенний лес. Арина Б., 7,5 лет

Рис. 1. Использование разных материалов. Пожар в лесу. Арсений С., 7 лет

Рис.3. Фотокопия (рисование свечой). Зимний пейзаж. Егор В., 8 лет Рис. 4. Монотипия. Таня Р., 7 лет

Рис.3. Фотокопия (рисование свечой). Зимний пейзаж. Егор В., 8 лет

Рис. 4. Монотипия. Таня Р., 7 лет

В ходе исследования выработаны ряд рекомендаций: 1 .  Использовать комплекс занятий, направленный на развитие изобразительной деятельности у младших школьников посредством нетрадиционных техник, способствующих развитию познавательных процессов обучающегося как важнейшего условия успешного усвоения знаний в школе. 2.  Использовать тематический литературный, музыкальный, фольклорный, игровой материал для создания замыслов, сюжетов рисования с целью развития воображения, творческого мышления школьника. 3.  Способствовать с помощью нетрадиционных способов рисования, правополушарного метода, которые помогут педагогам научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.

В ходе исследования выработаны ряд рекомендаций:

  • 1 . Использовать комплекс занятий, направленный на развитие изобразительной деятельности у младших школьников посредством нетрадиционных техник, способствующих развитию познавательных процессов обучающегося как важнейшего условия успешного усвоения знаний в школе.
  • 2. Использовать тематический литературный, музыкальный, фольклорный, игровой материал для создания замыслов, сюжетов рисования с целью развития воображения, творческого мышления школьника.
  • 3. Способствовать с помощью нетрадиционных способов рисования, правополушарного метода, которые помогут педагогам научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
«Вы не можете израсходовать креативность. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится» .  Майя Энджелоу   Спасибо за внимание! https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna

«Вы не можете израсходовать креативность. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится» . Майя Энджелоу

Спасибо за внимание!

https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!