Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Развитие креативного мышления младших школьников на основе творческих заданий в условиях дополнительного образования
в рамках вебинара «Взаимообучение городов»
Потемкина Наталья Эдуардовна,
заместитель директора по УВР, методист
https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna
г. Улан-Удэ
20.03.2024
«Творчество — это сила, которая соединяет то, что, казалось бы, нельзя соединить». Уильям Пломер
Что такое правополушарное рисование
- Правополушарное рисование – новый тренд, способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования можно заниматься детям и взрослым вместе, превратив его в увлекательный семейный досуг. А педагогам время, проведенное с кисточкой в руках, поможет перезагрузиться, снять стресс и расслабиться.
Как работает методика правополушарного рисования
- Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.
Технологии нестандартной изодеятельности, которые отражены в дополнительной образовательной программе по ИЗО:
- Тычок жесткой полусухой кистью
- Рисование пальчиками
- Оттиск пробкой
- Восковые мелки + акварель.
- Монотипия предметная
- Кляксография обычная
- Кляксография с трубочкой
- Кляксография с ниточкой
- Набрызг
- Тычкование
- Монотипия пейзажная
Цель исследования:
- Теоретическое изучение основ проблемы развития детского творчества и экспериментальное доказательство возможности использования нетрадиционных техник рисования в развитии креативного мышления в младшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования детей.
Гипотеза исследования:
- э ффективным средством развития творческих способностей в младшем школьном возрасте в условиях учреждения дополнительного образования детей является рисование с использованием нетрадиционных техник и приемов .
Этапы исследования, методы и методики
- Первый этап – констатирующий
1.Беседа с детьми
2. Тест для детей «Неполные фигуры»
(Е.П. Торренс).
3. Метод анализ продуктов детской деятельности
- Второй этап - формирующий
- Третий этап - контрольный
Метод - анализ продуктов детской деятельности
Формирующий эксперимент
- Младшие школьники в количестве 20 человек были поделены на две подгруппы, в контрольной подгруппе проводились обычные занятия по изодеятельности, а в экспериментальной применили разработанный комплекс занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
В экспериментальной группе мы использовали следующие занятия:
- Занятие 1. «Золотая осень»
Нетрадиционная техника: «Печать листьев», листья разных пород покрывают гуашью и прижимают к листу бумаги.
Нетрадиционная техника: «Смешивание цветов» (смешение трех основных цветов – красного, синего и желтого на палитре).
- Занятие 3. «Вот уж эта клякса!»
Нетрадиционная техника: «Кляксография».
- Занятие 4. «В новогоднем лесу»
Нетрадиционная техника: «Раздувание краски», техника несколько похожая на кляксографию.
- Занятие 5. «Морозный узор»
Нетрадиционная техника: «Фотокопия – рисование свечой».
- Занятие 6. «Праздничный салют»
Нетрадиционная техника: «Проступающий рисунок», рисование восковыми мелками и акварелью.
- Занятие 7. «Пейзаж у озера»
Нетрадиционная техника: «Монотипия», изображение зеркального отражения объектов на водной (пруда, озера, реки и т.д.)
- Занятие 11. «Танцующая матрешка»
Нетрадиционна техника: печать по трафарету, набрызг.
Тест креативности Э. Торренса. Диагностика творческого мышления.
- Креативность по Э.Торренсу - от лат. creatio – созидание .
- Субтест 1. «Нарисуйте картинку»
Субтест 3. «Повторяющиеся линии»
Субтест 2. «Завершение фигуры»
выяснили среднее групповое значение в экспериментальной группе – 62 балла (высокий ур-нь), в контрольной группе – 38,5 баллов (традиционное рисование) и 52,1 балла после применения нетрадиционных техник рисования.
Основные выводы
- Применение нетрадиционных техник рисования повышают качественный уровень рисунков младших школьников, а также способствуют развитию креативного (творческого) воображения.
- Правополушарная живопись поможет развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволит также увеличить мозговую активность в пять раз, а это очень пригодится в освоении нового материала в учёбе.
Польза правополушарного рисования:
- Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
- Развитие воображения . Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
- Повышение самооценки . Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
- Расслабление . Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Рисунки с использованием нетрадиционных техник
Рис.2. Кляксография с раздуванием. Осенний лес. Арина Б., 7,5 лет
Рис. 1. Использование разных материалов. Пожар в лесу. Арсений С., 7 лет
Рис.3. Фотокопия (рисование свечой). Зимний пейзаж. Егор В., 8 лет
Рис. 4. Монотипия. Таня Р., 7 лет
В ходе исследования выработаны ряд рекомендаций:
- 1 . Использовать комплекс занятий, направленный на развитие изобразительной деятельности у младших школьников посредством нетрадиционных техник, способствующих развитию познавательных процессов обучающегося как важнейшего условия успешного усвоения знаний в школе.
- 2. Использовать тематический литературный, музыкальный, фольклорный, игровой материал для создания замыслов, сюжетов рисования с целью развития воображения, творческого мышления школьника.
- 3. Способствовать с помощью нетрадиционных способов рисования, правополушарного метода, которые помогут педагогам научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
«Вы не можете израсходовать креативность. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится» . Майя Энджелоу
Спасибо за внимание!
https://infourok.ru/user/potyomkina-natalya-eduardovna