СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных умений учащихся через технологию творческих мастерских

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

•    Как развивать речь и мышление учащихся? •    Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? •    Какие приемы и средства помогут в формировании коммуникативной компетентности? •    Как сочетать интересные формы работы по развитию коммуникативных умений с необходимостью формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки? •    Как создать ситуацию успеха? •    Как помочь выпускнику успешно сдать ГИА, ЕГЭ?   

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных умений учащихся через технологию творческих мастерских»


Развитие коммуникативных умений учащихся

через технологию творческих мастерских

(мастер-класс)

Современные Федеральные государственные стандарты образования

выдвигают новые требования к преподаванию русского языка и литературы

в школе. Одно из основных требований ФГОС - развитие коммуникативной

компетенции, важной составляющей изучения всего курса русского языка и

литературы.

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию учащихся в современных условиях жизни, готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей. Самостоятельную творческую деятельность каждого ученика обеспечивает системно - деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС. Основные принципы такого подхода в школе будут эффективны лишь при условии применения определенных методов:

- деятельности;

- системности;

- минимакса (предоставить макс. возможности для обучения и обеспечить

усвоение материала на миним. уровне по ФГОСу)

- психологического комфорта;

- творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности

ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.



Перед нами возникает проблема развития коммуникативных умений: у школьника, с одной стороны, компьютерная грамотность, с другой, речевая безграмотность; умение быстро найти любую информацию, но неспособность ее проанализировать, выбрать важное, понять суть; у ребенка желание общаться виртуально и трудности живого диалога со сверстниками. Как преодолеть такую противоречивость?

  • Как развивать речь и мышление учащихся?

  • Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?

  • Какие приемы и средства помогут в формировании коммуникативной компетентности?

  • Как сочетать интересные формы работы по развитию коммуникативных умений с необходимостью формировать прочные орфографические и пунктуационные навыки?

  • Как создать ситуацию успеха?

  • Как помочь выпускнику успешно сдать ГИА, ЕГЭ?

Согласитесь, никто не подскажет готовых ответов на эти вопросы, но для меня поиск их – интересное и завораживающее действие. Интересно должно быть всем: и мне, и ученикам, потому что идет совместная работа- открытие.

Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Дети с самого раннего возраста любят сочинять, фантазировать, выдумывать, перевоплощаться. И наша задача – развивать творческие силы ребят. Я определила основные направления и формы работы развития коммуникативных умений через технологию мастерской. Творческая мастерская – интерактивная технология, соединяющая в себе игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска выбора пути познания и обмена информацией. Встреча в мастерской – это радость, удивление, вера в возможность открытия, надежда на успех. Дети объединяются в группы, сами выбирают лидера. Работая в команде, приходят к выводу, что от их коллективной деятельности зависит результат. Каждый участник группы старается внести свою лепту в общее дело. Но самое главное – дети учат друг друга. Сегодня мои ученики умеют работать со словарями, анализировать и выбирать главное из текста. Они пишут сочинения, рассказы, романы. Учатся проводить самоанализ, корректировать свои действия. Отсутствие оценки снимает у детей страх ошибиться, создает атмосферу открытости.

Работа мастерской состоит из следующих этапов:

1. Индуктор - «наведение» (Мотивационный этап для создания эмоционального настроения, побуждения интереса учащихся к работе. Наведением может быть слово, фраза, цитата, предмет, картина, фотография, рисунок, образ….все, что будит чувства учащегося, вызывает у него поток воспоминаний, ощущений, вопросов). Мотив заставляет равнодушных удивляться, писать - непишущих, трудиться - ленивых.

2.Тема. 3. Самоконструкция (запись слов по ассоциации). 4. Социоконструкция (пополнение списка слов), создание индивидуальной или групповой гипотезы, рисунка, схемы). Всю работу ребята выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта, сами определяют наиболее приемлемый темп, средства. 5.Социализация – предъявление результатов работы и их обсуждение в группах. Девиз группы – прозреть, увидеть, удивиться, организовать поиск, найти и поделиться результатами со всеми. 5.Разрыв – кульминация: понял или почувствовал то, чего не знал и не чувствовал раньше. Благодаря обсуждению в группе происходит переход к новому. 6.Творчество – создание учащимися своего творческого проекта в виде миниатюры, оформление его в виде сочинения-миниатюры, рисунка, плаката, символов…, включая полученные во время обсуждения знания. 7.Афиширование – демонстрация выполненной работы. Предполагает представления работ учащихся для анализа в группе. 8.Рефлексия – анализ собственной работы на уровне мысли; анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений; работа над ошибками. Работая в мастерской, учащиеся повышают уровень познавательной активности, которую можно представить в виде лестницы.


Уровень познавательной активности


Творческая активность

ПРОНИКНУТЬ ГЛУБОКО

Интерферирующая активность

ОСМЫСЛИТЬ

Воспроизводящая активность

ПОНЯТЬ


Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

Систематическая работа с учащимися по развитию коммуникативных умений сложилась в систему. Благодаря ей дети учатся писать сочинения различных типов; составлять викторины; готовить сообщения: создавать басни и сказки, иллюстрации к произведениям; писать научно-исследовательские работы. (Слайд «Творческие задания»).





Задания и упражнения на развитие коммуникативной компетентности у учащихся.

«Сходство и различие»

Упражнение развивает мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию.

Сравнить различные предметы и понятия:

Верность и измена; равнодушие и отзывчивость; цели и средства; смелость и трусость; картина и фотография;
утро и вечер;
упрямство и настойчивость…



«Прикосновение к творчеству»

Упражнение развивает свободу творчества.

Упражнение состоит из 2 этапов:

1 этап – Задание дает учитель: «На листе бумаги за 5 минут написать 5 ответов на тему «Что движет словесным творчеством?».

(внутренняя свобода, воображение, уровень образованности, вдохновение, желание понять себя и мир, желание выразить себя, желание заработать, человеческие эмоции, различные мысли, движения души и т. д.)

Ответы учащихся.

2 этап – Раздать ученикам карточки, где написаны самые разные фразы, например,

– Однажды исчезли доброта и отзывчивость…
– Хорошо довольствоваться тем…
– Ни один человек не должен…

Написать творческую работу (эссе, рассказ и т.д.) с предложенной фразы. Когда работа закончена, все прикрепляют свои неподписанные листки на доску. Все читают. Никакой оценки. Просто прикосновение к творчеству.





«Построение сообщения по алгоритму»

Упражнение развивает умения строить связное монологическое высказывание, составлять тексты разных типов: повествование, рассуждение, описание.

Тема из школьной жизни, из жизни села, любое политическое событие, тема, взятая из литературного произведения и т. д.:

  • Факт (что произошло?).

  • Причины, повод.

  • Сопутствующие события.

  • Аналогии и сравнения (из литературы, из своего опыта).

  • Последствия.

«Вспомни пословицу (поговорку, загадку)»

Упражнение формирует умение облекать свои мысли в слова, развивает мышление, в данном случае процессы анализа и синтеза.

Вспомнить какую-нибудь загадку, пословицу, поговорку, фразеологизм и отследить, какие мысли появляются в голове во время решения загадки, во время обдумывания смысла фразеологизма или пословицы. Высказать свои мысли в форме связного текста.

«Дай название рассказу»

Упражнение позволяет научиться выражать мысль одной фразой.

Можно устроить небольшое соревнование по рядам: к небольшому тексту необходимо подобрать как можно больше названий, отражающих его основную мысль (проблему). Заглавия могут строгими, логичными, формальными, образными, яркими, эмоциональными и т.д. Учитываются ответы любого типа.

«Вырази мысль другими словами»

Упражнение формирует умение оперировать словами, обогащает лексикон учащихся, вводит в активный словарный запас ученика новые слова.

Берется несложная фраза, например: «Нынешняя зима будет очень холодной» (или любая другая). Учащиеся должны предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. Ни одно слово в других предложениях не должно повторяться. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

«Сюжетомешалка»

Упражнение координирует внимание, укрепляет память, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся.

Первый начинает сочинять историю (текст) на заданную тему, например, «Прелести летнего дня», «Мы – выпускники» и т.д.
2-й начинает свой сюжет
3-й продолжает историю 1-го
4-й продолжает текст 2-го
5-й продолжает историю 3-го и 1-го
6-й продолжает историю 4-го и 2-го
И так по кругу. При большем количестве участников следует подобрать больше сюжетов.

«Сочини сам»

Упражнение учит вдумчивости, внимательности, умению применять правила на практике.

Объявляется тема, например, « Сложноподчиненное предложение с различными видами придаточных».
Учащиеся работают по рядам. Первый ученик придумывает главное предложение, второй добавляет к нему несколько придаточных предложений, третий указывает, 
какие это придаточные, четвертый указывает вид связи между ними, пятый чертит схему, шестой озвучивает и анализирует всю проделанную работу, исправляя ошибки.



«Стилистика»

Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся.

Придумать два предложения, правильно использовав предложенные слова:

1. Невежа (грубый, невоспитанный человек)

2. Невежда (необразованный, не сведущий в какой-либо отрасли человек)

3. Комплект (набор каких-либо предметов)

4. Комплекс (сочетание каких-либо действий, свойств)

Или второй вариант задания:

На карточках предложены предложения со стилистическими ошибками,

исправить их, предложив правильный вариант, устно объяснить причины

неточности.

1 . За последние годы наше село значительно преобразовалось

(преобразилось).

2. Трудно было им противопоставлять (противостоять) такому натиску.


3. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых

людей.

4. У нас много сообщников (правильно – единомышленников) среди простых

людей.

5.Девушка ответила дружественным (дружеским) пожатием руки.


«Сочинение-настроение»

Упражнение учит внимательности, помогает обогатить словарный запас учащихся.

Не отвлекаясь на то, что происходит за окном (дрожащий листок,

прилипший к подоконнику, сильный дождь, первый снег), изложите на

бумаге свои эмоции и впечатления.



«Я начну, а ты продолжи…» (проба пера)

Упражнение формирует стилистическую грамотность учащихся, формирует умение сочинять текст на заданную тему, расширяет словарный запас учащихся.





Быть или не быть? –

Вот в чём вопрос.

Кто я? И для чего я родился?

Кто я, и в чём моё предназначение?

Кем я буду?



Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

В 9-11 классах ведется работа по формированию активной жизненной

позиции: это и заметки в газеты, и доклады о культуре речи (интересна в

этом плане работа учащихся 11 класса Стемпицкой В. и Банцера В.: доклад

«Олбанский язык или как мы безобразничаем в Интернете ».

В этом возрасте у ребят уже сложилось свое мнение, которое не всегда

совпадает с моим. Работа в группе помогает им усомниться в своей правоте.

Сочинения - рассуждения, предлагаемые учащимся, хороши тем, что их

нельзя создавать на «воде», общих рассуждениях («Чем согласны вы

пожертвовать ради достижения цели?»). Необходимо мнение, позиция,

обязательны аргументы.

Работа в творческих мастерских помогает учащимся осознать свое

место в жизни, самоутвердиться; развивает речь, логику мышления;

способствует закреплению навыков культуры речи и ведению дискуссий,

обогащению фантазии, расширению кругозора, то есть формированию

гармонически развитой личности.

Применение информационных технологий в работе творческих

мастерских позволяет:

1) эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;

2) формировать положительную мотивацию к изучению русского языка и

литературы;

3) активизировать познавательную деятельность;

4) развивать творческий потенциал учащихся;

5) участвовать в конкурсах от школьного уровня до всероссийского;

6) качественно готовиться к олимпиадам, к ГИА и ЕГЭ.

По итогам олимпиад мои учащиеся с 2015 по 2017 гг. занимали призовые места и в рейтинге муниципального уровня ( Боровик А., Колесник В., Ошмарина О.,), и республиканского уровня призер олимпиады по литературе в 2017 г. Ошмарина О. (9 кл.).

Результативность участия в конкурсах :

-Атаманчук О. - II м. во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских

работ (конкурс-портфолио) «Мы о тебе помним!..» 2015 г.

-республиканских: Ошмарина О. - II место «Это был лишь сон…» и

Атаманчук О. - III м. в республиканском конкурсе «Ради жизни на земле!» 2о15 г.

- Республиканский конкурс «Мой голос» - I место в 2015, в 2016 гг.

Ошмарина О. (8,9 кл.), романы «Шкатулка воспоминаний»,

«Непередумышленность событий»,

- II место в республиканском конкурсе «Космические фантазии»

номинация: космическая литература и журналистика «Я хочу рассказать тебе

море…» (сочинение-письмо) Колесник В. (10 кл.), 2016 г.

- призёр Крымского конкурса «Космические фантазии» в номинации «Космическая литература и журналистика» Колесник В.В.


Анализ сочинений выпускников 2015 - 2018 гг. позволил выявить положительные тенденции, свидетельствующие о владение выпускниками нашей школы следующими умениями  создавать самостоятельный связный текст; выбирать убедительный путь раскрытия темы; подбирать литературный материал как логическое продолжение собственных рассуждений; строить аргументацию, последовательно подводящую к необходимым выводам; видеть собственный текст как смысловое целое; свободно владеть речью и иметь сформированные навыки грамотного письма. Средний балл выпускников 11 класса по результатам ГИА (ГВЭ) в 2016 г. составил 4, 0 балла (по Крыму ср.балл – 3, 48), выпускники 9 класса по результатам ГИА (ГВЭ) в 2017 г. составил 4, 0 балла (по Крыму ср.балл – 3, 52). Следовательно, проводимая мною работа по формированию коммуникативных умений дала положительную динамику.

Благодарна вам за ваше внимание. И…в который раз убеждаюсь в меткости сказанного Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения!»

2017 г.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!