Развитие коммуникативных компетенций у уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
Этапы развития науки
- - правила педагогического общения — это первый этап развития науки;
- - психотехники педагогического общения — это второй этап развития науки;
- - технологии педагогического общения — это третий этап развития науки, например, технология педагогического сотрудничества.
Четыре этапа самосовершенствования уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений
- - допрофессиональный этап развития профессионала;
- - начальный уровень саморазвития профессионала;
- - средний уровень саморазвития профессионала ;
- - высший уровень саморазвития профессионала .
Четыре новые функции правового просвещения
- интеллектуальная;
- влияния друг на друга;
- информационная;
- облегчающая
Механизмы межличностного взаимовосприятия
- эмпатия;
- рефлексия;
- саморефлексия;
- идентификация;
- стереотипизация;
- обратная связь
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 1. Постановка целей педагогического общения (обучение, развитие и воспитание участников образовательных отношений в соответствии с социальным заказом государства).
- 2. Моделирование педагогическим работником образовательной организации сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию, воспитательному мероприятию.
- 3. Планирование взаимодействия педагогическим работником образовательной организации с участниками образовательных отношений.
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, привлечение внимания участников образовательных отношений, формирование интереса у участников образовательных отношений, например, к теме лекции, к мероприятию, возбуждение острого желания у участников образовательных отношений самостоятельно добывать новые научные знания, формировать навыки, умения, профессионально-деловые качества, накапливать опыт по конкретной проблематике — это цель новой технологии педагогического сотрудничества.
- 5. Нейтрализация психологических барьеров и внушение педагогическим работником положительных эмоций участникам образовательных отношений.
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 6. Организация и управление педагогическим общением в образовательном процессе, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.
- 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.
- 7.1. Выбор преподавателем естественного или создание искусственного предлога для того, чтобы иметь реальную возможность развить и углубить психологический контакт с конкретным участником образовательных отношений после проведения семинара, воспитательного мероприятия.
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 7.2. Развитие, углубление и поддержание психологического контакта между педагогическим работником и участником образовательных отношений после семинара, воспитательного мероприятия.
- 7.3. Изучение психологической структуры личности участника образовательных отношений.
- 7.4. Попытка педагогического работника «войти» в доверие к участнику образовательных отношений в целях формирования личности в соответствии с социальным заказом государства.
- 7.5. Попытка негласно зафиксировать доверительную зону общения.
- 7.6. Сознательное фиксирование доверительной зоны общения.
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 7.7. Достижение цели педагогического общения (глубокое изучение подструктуры направленности личности участника образовательных отношений — мотивы поступления в образовательную организацию, цель профессиональной переподготовки, близкие средние и далекие перспективные цели, интересы, ценности, хобби, ролевые ожидания).
- 7.8. Выход из доверительного общения с конкретным участником образовательных отношений.
- 8. Достижение педагогических целей в процессе взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений, например, в процессе проведения семинара, воспитательного мероприятия.
Инновационная технология взаимодействия уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений с обучающимися, родителями и педагогическими работниками
- 9. Выход из педагогического общения после проведения семинара, воспитательного мероприятия.
- 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей (обучение, развитие и воспитание обучаемых в соответствии с социальным заказом государства).
- 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений в целях совершенствования педагогического общения, а также моделирование педагогическим работником сценария предстоящей педагогической деятельности в процессе подготовки к следующему занятию, воспитательному мероприятию.
Барьеры коммуникативные
- - мотивациониый барьер — это нежелание участника образовательных отношений самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения;
- - интеллектуальный барьер возникает, когда педагогический работник не знает исходный уровень знаний участников образовательных отношений;
- - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии педагогического работника к участнику образовательных отношений;
- - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия педагогического работника с участниками образовательных отношений;
Барьеры коммуникативные
- - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);
- - межпрофессиональные (непонимание терминов педагогических работников);
- - ошибки по типу житейская логика (например, в очках, значит умный);
- - ошибки по типу проекции своей роли (приписывание своих ошибок участникам образовательных отношений);
- - снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным педагогическим работникам)
Барьеры коммуникативные
- - барьер имя возникает, если педагогический работник не установил три рода имен участника образовательных отношений:
- а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте участника образовательных отношений;
- б) имя то, которое участник образовательных отношений желает услышать в образовательном процессе - Иван Иванович;
- в) имя, которое участник образовательных отношений не любит — это его кличка и др.
- Слово - это оружие уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений, к его деятельности, к педагогическому сотрудничеству:
- а) антипатию;
- б) симпатию.
Психологические приемы, формирующие симпатию
- 1. Психологический прием «опережающая (авансированная) улыбка уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений»
- 2. Психологический прием «организация поля доверия эмоционально положительного отношения для участников образовательных отношений в процессе правового просвещения»
- 3. Психологический прием «вы»
Психологические приемы, формирующие симпатию
- 4. Психологический прием «первая фраза»
- 5. Прием искусственное формирование уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений психологической установки у участников образовательных отношений отвечать на закрытые контактные вопросы только «да»
- 6. Психологический прием «приятное зеркало»
- Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений.
Классификация нормативных правовых актов РФ по их юридической силе в области защиты прав ребенка
- Первая ступень в иерархии нормативных правовых актов в области защиты участников образовательных отношений - о бщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации .
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ).
- Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.74г.).
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принята 21.11.78г.).
- Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята 10.12.48г.).
- Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.59г.).
- Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.89г.).
- Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята 16.11.95г.).
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
- 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- Первая ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
- (1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации).
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 2 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений.
- Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 3 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
- Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 3 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации".
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 4 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в РФ».
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 5 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Постановление Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 884 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. N 272 "О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 6 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений (ведомственные НПА ФУ):
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления".
- Приказ Министерства просвещения РФ от 13 ноября 2018 г. N 203 "Об утверждении норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем несовершеннолетних и лиц, достигших возраста восемнадцати лет, находящихся в федеральных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Постановление Минтруда РФ от 30 января 1997 г. N 4 "Об утверждении Порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".
- Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации".
Классификация нормативных правовых актов федерального уровня по их юридической силе
- 7 ступень в иерархии нормативных правовых актов федерального уровня в области защиты участников образовательных отношений (межведомственные НПА ФУ):
- Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"
Классификация нормативных правовых актов регионального уровня по их юридической силе
- 1 ступень в иерархии нормативных правовых актов регионального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Закон Московской области от 04.12.2009 N 148/2009-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области"
- Закон Московской области от 30.12.2005 N 273/2005-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области"
- Закон Московской области от 27.07.2013 N 94/2013-ОЗ"Об образовании"
- Закон Московской области от 12 января 2001 г. N 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области" (принят решением Московской областной Думы от 27 декабря 2000 г. N 25/119)
- Закон Московской области от 5 октября 2006 г. N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан" (принят постановлением Московской областной Думы от 27 сентября 2006 г. N 10/191-П)
- Закон Московской области от 30 апреля 2008 г. N 61/2008-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" (принят постановлением Московской областной Думы от 24 апреля 2008 г. N 9/41-П)
Классификация нормативных правовых актов регионального уровня по их юридической силе
- 2 ступень в иерархии нормативных правовых актов регионального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Распоряжение Администрации Губернатора Московской области от 28.12.2018 № 694-РАГ "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Администрации Губернатора Московской области на 2019 год"
- Распоряжение Администрации Губернатора Московской области от 08.02.2019 № 81-РАГ " О признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации Губернатора Московской области»
Классификация нормативных правовых актов регионального уровня по их юридической силе
- 3 ступень в иерархии нормативных правовых актов регионального уровня в области защиты участников образовательных отношений:
- Постановление Правительства МО от 28.08.2001 N 268/25 "О неотложных мерах по предупреждению заболеваемости бешенством людей и животных в Московской области"
Классификация нормативных правовых актов регионального уровня по их юридической силе
- 4 ступень в иерархии нормативных правовых актов регионального уровня в области защиты участников образовательных отношений (ведомственные НПА РУ)
- Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении /Утверждено Министром образования МО 21.11.2008 г.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Участники образовательных отношений обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
- Основания:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
- Распоряжение Администрации Губернатора Московской области от 28.12.2018 № 694-РАГ "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Администрации Губернатора Московской области на 2019 год"
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.