СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи»

Тема: «Развитие исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность посредством реализации программы «Я - исследователь».

Аналитическое обоснование:

В обновлённых ФГОС НОО п. 34.2 прописано «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе в совместной деятельности».

Мне, как учителю начальных классов, важно научить младшего школьника «учиться». Я это реализую, в том числе, через проектную и исследовательскую деятельность.

Проблема в том, что в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития ввиду своей шаблонности, ограничения узкой тематикой, а часто и наличия готового списка литературы.

Решение проблемы: Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

- показывают младшим школьникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;

- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

- предоставляют возможность проверить эти предположения;

- представить результаты своего исследования своим одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили важность полученных данных.

С чего начать? Дошкольников уже знакомят с исследовательской деятельностью, которая проводится под непосредственным руководством воспитателей. Я, с 1 класса, начинаю знакомство учащихся с проектной задачей. Проектная задача – это система заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Решая проектные задачи, младший школьник осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа поможет учащимся содержательно и грамотно осваивать проектную и исследовательскую деятельность.

В то же время решение проектных задач способствует более высокому уровню усвоения программного содержания. Отличие проектной задачи от проекта в том, что для решения задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения.

Решение проектных задач проходит в малых группах. Работаю по Рабочим тетрадям Самыкиной Светланы Викторовны (кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования, ИРО).

В ходе решения системы проектной задачи у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблемы, анализировать)

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели)

  • Планировать (составлять план деятельности)

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделять главное)

  • Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других)

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Целью исследовательской деятельности является процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Задачи проектно – исследовательской деятельности в школе

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Различия проектной и исследовательской деятельности:

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

В планируемых результатах освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО), красной нитью проходит то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

Результаты УУД:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

Формируются умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;

  • умение взаимодействовать с любым партнером;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • навыки делового партнерского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Формы работы:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • дополнительные занятия с детьми по предметам;

  • участие в школьных , районных, окружных, всероссийских олимпиадах, работа на образовательной платформе «УЧИ. РУ»;

  • проектная деятельность учащихся, в том числе с привлечением родителей;

  • посещение кружков «Я – исследователь», «Волшебный мир книг», внеклассных мероприятий;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины.

В моей разработке подробно описаны все этапы работы над проектом. Последовательность работы.

Критерии ожидаемого результата.

-Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации

-Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере

-Переживание учащимися субъективного открытия

-Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности

- Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Проекты по программе «Школа России» в соответствии с УМК.

Количество проектов по классам:

1 класс – 11 проектов

2 класс – 16 проектов

3 класс – 16 проектов

4 класс – 8 проектов


Слайд 11. Исследовательские проекты, которые мы с учащимися выполняли на разных уровнях.

  • «Сколько весит портфель»

  • «Где найти невидимку»

  • «Берёза в жизни человека»

  • «Почему дети боятся темноты»

  • «Что таит в себе рябина»

  • «Почему дети стали читать меньше художественной литературы»

  • «Конфеты. Их вред и польза»

  • «Влияние занятий лыжным спортом на развитие физического и эмоционального состояния школьника»

  • «Выращивание кристаллов в домашних условиях из медного купороса»

  • «Эти удивительные кошки»

3 – 4 классы:

  • «Детская косметика «за» и «против»

  • «Изготовление мыла в домашних условиях»

  • «Лень – благо или зло?»

  • «Влияние нагрузки на пульс у людей разного возраста»

  • «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке»

  • «Тайна воды»

  • «Речевая агрессия младших школьников»

  • «Тайна школьного мела»

  • «Влияние ароматерапии на состояние человека»

  • «Как рождается детская площадка»

Результаты работы. Я использую разные методики, мониторинги:

- Позитивное отношение к организации исследовательской работы

Организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение учебных проектов показала, что у учащихся повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углублении своих знаний по интересующей проблеме. Изменился уровень мыслительной деятельности. Младшие школьники стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию. Ярче проявляются познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение учебных проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности младшего школьника – систему учебно-познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

В процессе работы над проектом с младшими школьниками важно опираться на личный опыт. С этой целью включаю в работу экскурсии, наблюдения, социальные акции; продуктивные опросы, анкетирования, интервью. Социальный проект, как правило, наиболее интересен учащимся начальной школы и важен для осознания значимости выполняемой работы.

С каждым годом увеличивается количество учащихся, которые выполняют проекты по предметам (до 100%), занимаются исследовательской деятельностью (свыше 50%).

Систематически провожу различные методики по изучению познавательных интересов.

Наблюдение. «Изучение познавательных интересов».


Мониторинг уровня развития исследовательских навыков

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги наблюдений на данном этапе.

1.Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы.

2. В ходе систематического проведения интегрированных уроков, кружка

«Я – исследователь», «Волшебный мир книг», организации индивидуальных и групповых исследований повысились:

а) уровень качества знаний учащихся

б) уровень сформированности мыслительной деятельности;

в) стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках.

Таким образом, учебный проект является мощным инструментом формирования мышления младших школьников, поскольку он обладает большими возможностями для развития умственных операций, повышения активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений. В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!