МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла
Подготовила учитель – логопед высшей квалификационной категории
ШУЛЬДЕШОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
Что такое БЫТЬ готовым к школе?
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе –
значит быть ГОТОВЫМ
всему этому НАУЧИТЬСЯ
Венгер Л.А.
Компоненты готовности к обучению
- Физическая готовность (состояние здоровья, развитие моторики , развитие анализаторных систем, координация движений в соответствии с возрастом, готовность организма к учебным нагрузкам)
- Интеллектуальная (развитие речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки )
- Коммуникативная готовность ( умение строить свои взаимоотношения с другими детьми)
- Мотивационная (желание учиться)
- Волевая (произвольность поведения)
Что такое ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ?
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) ( Н.Г. Агарковой )
Мелкая моторика - это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями; основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.
Графомоторные навыки –это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.
Сопутствующие умения – это элементы графомоторной деятельности, позволяющие точно, правильно, с высоким качеством осуществлять графомоторную деятельность.
Этапы формирования графических навыков
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:
- В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
- В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
- В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
- Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Способы развития мелкой моторики
Сотрудничество с родителями и учителями
1 . Подбор дополнительной литературы и оформление выставки
2. Разработка рекомендаций
3. Выступление на МО учителей начальных классов
4. Проведение собраний для родителей
5.Консультации
Тетрадь будущего отличника ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника
Представленные материалы помогут, эффективно организовать работу педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, пространственной ориентации, графомоторных навыков будущих первоклассников.
Тетрадь будущего отличника ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника
Цель –
формирование изобразительно-графического навыка;
формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.
Первая тетрадь будущего первоклассника Занятия включают следующие задания:
- Пальчиковая гимнастика
- Художник
- Самомассаж рук
- Упражнение «Продолжи узор»
1. Пальчиковая гимнастика
Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Пальчиковая гимнастика «Зайчонок»
Стой, зайчонок, не беги Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.
По тpопинке yзенькой. Поверни ручки вправо, затем влево – покажи, как зайчики танцуют.
Лучше ты побереги Согни и разогни поднятые
Ушки на макушке. пальчики – покажи, как зайчик сгибает ушки .
Лис крадется вдоль тропы. Соединить все подушечки пальцев
Вряд ли ищет он грибы! руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.
Ирина Токмакова
2 Художник
Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Музыкальное сопровождение, подобранное под лексическую тему каждого занятия предохраняет отдельные зоны мозга от переутомления, равномерно распределяя нагрузку.
Рекомендуемая музыка :
«Релаксация для души « Лес »;
« Улыбка» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского м/ф Крошка Енот
Помоги зайчонку добраться до дома
Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Проведи линию по середине дорожки
3 Самомассаж рук
Самомассаж - это уникальная тактильная
гимнастика, благодаря которой в мозг поступает
мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных в коже.
Рекомендуется проводить самомассаж в виде отдельного 5-минутного игрового занятия ежедневно
4. Упражнение «Продолжи узор»
Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»
Детям предлагаются: рисование по образцу, по точкам.
Цель. Развивает ручную умелость. Пространственную ориентацию в клетке, графические умения.
Использованная и рекомендованная литература
Использованная и рекомендуемая литература
1 . Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
2.Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3.
3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004.
4. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – М. «АСТ» 2002
6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М. «АСТ» 2002