СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие графомоторного навыка как необходимая подготовка к письму

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Графомоторный навык - это определённое положение и движение руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать узоры, правильно удерживать пишущий предмет. Это необходимое условие для полноценной подготовки ребёнка к школе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие графомоторного навыка как необходимая подготовка к письму»

МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 38  с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла  Подготовила учитель – логопед высшей квалификационной категории ШУЛЬДЕШОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

Подготовила учитель – логопед высшей квалификационной категории

ШУЛЬДЕШОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Что такое БЫТЬ готовым к школе? Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать.  Быть готовым к школе –   значит быть ГОТОВЫМ    всему этому НАУЧИТЬСЯ             Венгер Л.А.

Что такое БЫТЬ готовым к школе?

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе –

значит быть ГОТОВЫМ

всему этому НАУЧИТЬСЯ

Венгер Л.А.

Компоненты готовности к обучению Физическая готовность  (состояние здоровья, развитие моторики , развитие анализаторных систем, координация движений в соответствии с возрастом, готовность организма к учебным нагрузкам) Интеллектуальная (развитие речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки ) Коммуникативная готовность ( умение строить свои взаимоотношения с другими детьми) Мотивационная (желание учиться) Волевая  (произвольность поведения)

Компоненты готовности к обучению

  • Физическая готовность (состояние здоровья, развитие моторики , развитие анализаторных систем, координация движений в соответствии с возрастом, готовность организма к учебным нагрузкам)
  • Интеллектуальная (развитие речи, мышления, памяти, пространственной ориентировки )
  • Коммуникативная готовность ( умение строить свои взаимоотношения с другими детьми)
  • Мотивационная (желание учиться)
  • Волевая (произвольность поведения)
Что такое   ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ? Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) ( Н.Г. Агарковой )    Мелкая моторика - это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями; основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.   Графомоторные навыки –это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.   Сопутствующие умения – это элементы графомоторной деятельности, позволяющие точно, правильно, с высоким качеством осуществлять графомоторную деятельность.

Что такое ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ?

Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов) ( Н.Г. Агарковой )

Мелкая моторика - это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями; основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Графомоторные навыки –это способность правильно удерживать пишущий предмет; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.

Сопутствующие умения – это элементы графомоторной деятельности, позволяющие точно, правильно, с высоким качеством осуществлять графомоторную деятельность.

Этапы формирования  графических навыков Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:    В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку. В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Этапы формирования графических навыков

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  •    В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Способы развития  мелкой моторики

Способы развития мелкой моторики

 Сотрудничество  с родителями и учителями   1 . Подбор дополнительной литературы и оформление выставки 2. Разработка рекомендаций 3. Выступление на МО учителей начальных классов 4. Проведение собраний для родителей 5.Консультации

Сотрудничество с родителями и учителями

1 . Подбор дополнительной литературы и оформление выставки

2. Разработка рекомендаций

3. Выступление на МО учителей начальных классов

4. Проведение собраний для родителей

5.Консультации

 Тетрадь будущего отличника  ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника    Представленные материалы помогут, эффективно организовать работу педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, пространственной ориентации, графомоторных навыков будущих первоклассников.

Тетрадь будущего отличника ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника

Представленные материалы помогут, эффективно организовать работу педагогов и родителей по развитию мелкой моторики, пространственной ориентации, графомоторных навыков будущих первоклассников.

 Тетрадь будущего отличника  ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника    Цель – формирование изобразительно-графического навыка; формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

Тетрадь будущего отличника ЧАСТЬ 1 Первая тетрадь будущего отличника

Цель –

формирование изобразительно-графического навыка;

формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов.

 Первая тетрадь будущего первоклассника   Занятия включают следующие задания:    Пальчиковая гимнастика Художник Самомассаж рук Упражнение «Продолжи узор»

Первая тетрадь будущего первоклассника Занятия включают следующие задания:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Художник
  • Самомассаж рук
  • Упражнение «Продолжи узор»
  1. Пальчиковая гимнастика   Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»  Пальчиковая гимнастика «Зайчонок» Стой, зайчонок, не беги   Локтем опереться на стол, указательный и     средний пальцы развести в стороны, остальные     сжать в кулачок. По тpопинке yзенькой.   Поверни ручки вправо, затем влево – покажи,     как зайчики танцуют.  Лучше ты побереги   Согни и разогни поднятые Ушки на макушке.   пальчики – покажи, как зайчик сгибает ушки . Лис крадется вдоль тропы.   Соединить все подушечки пальцев Вряд ли ищет он грибы!   руки и движе­ниями пальцев и запястья      раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо     — влево.  Ирина Токмакова

1. Пальчиковая гимнастика

Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Пальчиковая гимнастика «Зайчонок»

Стой, зайчонок, не беги Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

По тpопинке yзенькой. Поверни ручки вправо, затем влево – покажи, как зайчики танцуют.

Лучше ты побереги Согни и разогни поднятые

Ушки на макушке. пальчики – покажи, как зайчик сгибает ушки .

Лис крадется вдоль тропы. Соединить все подушечки пальцев

Вряд ли ищет он грибы! руки и движе­ниями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.

Ирина Токмакова

    2 Художник       Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»    Музыкальное сопровождение, подобранное под лексическую тему каждого занятия предохраняет отдельные зоны мозга от переутомления, равномерно распределяя нагрузку.  Рекомендуемая музыка :  «Релаксация для души « Лес »;  « Улыбка» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского м/ф Крошка Енот

2 Художник

Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Музыкальное сопровождение, подобранное под лексическую тему каждого занятия предохраняет отдельные зоны мозга от переутомления, равномерно распределяя нагрузку.

Рекомендуемая музыка :

«Релаксация для души « Лес »;

« Улыбка» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского м/ф Крошка Енот

 Помоги зайчонку добраться до дома   Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка» Проведи линию по середине дорожки

Помоги зайчонку добраться до дома

Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Проведи линию по середине дорожки

3 Самомассаж рук Самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

3 Самомассаж рук

Самомассаж - это уникальная тактильная

гимнастика, благодаря которой в мозг поступает

мощный поток импульсов от рецепторов,

расположенных в коже.

Рекомендуется проводить самомассаж в виде отдельного 5-минутного игрового занятия ежедневно

Рекомендуется проводить самомассаж в виде отдельного 5-минутного игрового занятия ежедневно

  4. Упражнение «Продолжи узор»     Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка» Детям предлагаются: рисование по образцу, по точкам. Цель. Развивает ручную умелость. Пространственную ориентацию в клетке, графические умения.

4. Упражнение «Продолжи узор»

Лексическая тема: пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Детям предлагаются: рисование по образцу, по точкам.

Цель. Развивает ручную умелость. Пространственную ориентацию в клетке, графические умения.

Использованная и рекомендованная литература

Использованная и рекомендованная литература

Использованная и рекомендуемая литература 1 . Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. 2.Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3. 3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004. 4. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004 5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – М. «АСТ» 2002 6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М. «АСТ» 2002

Использованная и рекомендуемая литература

1 . Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

2.Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3.

3. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004.

4. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004

5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. – М. «АСТ» 2002

6. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М. «АСТ» 2002


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!