СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогических советах для коллег, представление опыта по развитию функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд»

Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд



Функциональная грамотность формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Возможности внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд можно назвать уникальными по формированию функциональной грамотности школьников.

Театрализованная деятельность позволяет каждому участнику почувствовать себя востребованным, попробовать себя не только в роли актера, но и режиссера, соавтора, хореографа, костюмера, гримера. Обучающиеся включаются в процесс создания настоящего театра «в миниатюре», они пробуют на себе разные социальные роли и навыки, осуществляют первичные профессиональные пробы. Применение «игровых» ситуационных заданий в школьном театре позволяет решать не только актуальные вопросы, связанные с постановочным замыслом, но и создает возможность моделировать аспекты социального и жизненного самоопределения.

Упражнения по актерскому мастерству воспитывают в ребёнке творческую дисциплину («не подвести» партнеров), самодисциплину, коммуникативные навыки, уверенность, уравновешенность, умение работать в команде. Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий!

Театрализованная деятельность

  •   способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

  •   пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, легко заучивают тексты, т.е. идет тренировка памяти;

  •   активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

Театральное творчество смело можно назвать кладезем для развития креативного мышления. Креативность является необходимым человеческим качеством, которое помогает личности преобразовывать действительность и достигать самореализации. Каждое занятие в Школьном театре включает в себя игры-разминки. Разминка нужна для того, чтоб активизировать дыхательный, двигательный и голосовой аппарат учащихся. Разминка обычно проходит в игровой форме, где необходимо задействовать фантазию и импровизацию со стороны учащихся. Например, двигательная разминка, во время которой учащимся предлагается показать движения различных животных или изобразить движениями природное явление (ветер, рост травы и т. д.). Или в работе над образом, чтобы добиться максимального понимания образа, учащиеся должны представить условия, в которых живёт персонаж и действовать согласно предлагаемым обстоятельствам. Для развития креативных способностей учащихся полезно, когда дети сами подключаются к созданию сценарий, а также постановке спектакля.

И здесь главной целью является творческий процесс, развитие фантазии детей, ощущение причастности к общему делу у каждого ребёнка. Необходимым условием для проведения успешного занятия в Школьном театре я считаю смену видов деятельности учащихся. Это позволяет психологически разгрузить детей, не потерять их интереса и внимания. Для импровизации идеальны этюды, где ребятам дается только тема, а наполняют свои этюды, которые могут быть одиночными или групповыми, они самостоятельно, придумывают целую историю, где обязательно происходит какое-либо событие.

Участвуя в создании спектакля, школьники решают множество задач: как выбрать пьесу (или самим написать сценарий), как ее поставить, как погрузиться в образ, чтобы правильно сыграть героя, где взять костюмы (найти, купить, сшить). Диапазон задач и решений очень широк. Поэтому так важно каждый раз, задумываясь о постановке, сужать поле творческой деятельности до нацеленности на конкретный результат.

Добровольческая деятельность включает в себя широкий круг деятельности, который позволяет сформировать функционально грамотного человека. Существует множество направлений, в которых добровольцы могут проявить себя и принести пользу обществу. Наш школьный волонтерский отряд Отзывчивое сердце работает по таким направлениям, как социальное, патриотическое, экологическое, событийное, спортивное.

В плане функциональной грамотности хорошо помогает развиваться волонтерам социальное и событийное добровольчество. Зачастую это организация и проведение различных мероприятий: игровые программы, концерты, мастер-классы, квесты и т.д. для различных категорий граждан.

Чтобы реализовать каждое мероприятие, волонтерам нужна большая подготовка. Таким образом, перед каждым мероприятием в любой форме волонтеры должны будут познакомиться с достаточно большим материалом, переработать его и подготовить план мероприятия, разработать самостоятельно мастер-класс, игровую программу.

В зависимости от адресата добровольческой акции перед ребятами также стоит задача налаживать контакт с детьми, пенсионерами, людьми с ОВЗ, инвалидами, с теми, кто находится в трудной жизненной ситуации, а значит принимать на себя разные роли. Поэтому волонтерская деятельность, как нельзя лучше, подходит в плане развития добровольцев и их читательской, информационной, коммуникативной и социальной грамотности, которые являются компонентами функциональной грамотности.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.

Наиболее эффективными для работы с элементами функциональной грамотности на внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд являются учебные игры и ситуационные задания, кейс-метод, т.е. это создание каких-то учебных ситуаций, которые имитируют какую-то проблему лично-значимого характера важного для всех. Причем эти ситуации обычно бывают созданы не искусственно. Соответственно, это подстегивает школьников работать вместе, находить какие-то решения этих проблем.

Безусловно, на развитие функциональной грамотности очень хорошо работают задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество (работа в группах). Именно в такой совместной работе или как в мозговом штурме, зачастую рождаются очень интересные яркие решения. Особенно это важно, когда мы касаемся каких-то аспектов креативного мышления. Постановка спектакля или разработка волонтерами мероприятия всегда совместная деятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!