Развитие функциональной грамотности во внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд
Функциональная грамотность формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Занятия внеурочной деятельностью помогают решать задачи эмоционального, творческого, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Возможности внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд можно назвать уникальными по формированию функциональной грамотности школьников.
Театрализованная деятельность позволяет каждому участнику почувствовать себя востребованным, попробовать себя не только в роли актера, но и режиссера, соавтора, хореографа, костюмера, гримера. Обучающиеся включаются в процесс создания настоящего театра «в миниатюре», они пробуют на себе разные социальные роли и навыки, осуществляют первичные профессиональные пробы. Применение «игровых» ситуационных заданий в школьном театре позволяет решать не только актуальные вопросы, связанные с постановочным замыслом, но и создает возможность моделировать аспекты социального и жизненного самоопределения.
Упражнения по актерскому мастерству воспитывают в ребёнке творческую дисциплину («не подвести» партнеров), самодисциплину, коммуникативные навыки, уверенность, уравновешенность, умение работать в команде. Постановка спектакля – это результат общих стараний и усилий!
Театрализованная деятельность
способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, легко заучивают тексты, т.е. идет тренировка памяти;
активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Театральное творчество смело можно назвать кладезем для развития креативного мышления. Креативность является необходимым человеческим качеством, которое помогает личности преобразовывать действительность и достигать самореализации. Каждое занятие в Школьном театре включает в себя игры-разминки. Разминка нужна для того, чтоб активизировать дыхательный, двигательный и голосовой аппарат учащихся. Разминка обычно проходит в игровой форме, где необходимо задействовать фантазию и импровизацию со стороны учащихся. Например, двигательная разминка, во время которой учащимся предлагается показать движения различных животных или изобразить движениями природное явление (ветер, рост травы и т. д.). Или в работе над образом, чтобы добиться максимального понимания образа, учащиеся должны представить условия, в которых живёт персонаж и действовать согласно предлагаемым обстоятельствам. Для развития креативных способностей учащихся полезно, когда дети сами подключаются к созданию сценарий, а также постановке спектакля.
И здесь главной целью является творческий процесс, развитие фантазии детей, ощущение причастности к общему делу у каждого ребёнка. Необходимым условием для проведения успешного занятия в Школьном театре я считаю смену видов деятельности учащихся. Это позволяет психологически разгрузить детей, не потерять их интереса и внимания. Для импровизации идеальны этюды, где ребятам дается только тема, а наполняют свои этюды, которые могут быть одиночными или групповыми, они самостоятельно, придумывают целую историю, где обязательно происходит какое-либо событие.
Участвуя в создании спектакля, школьники решают множество задач: как выбрать пьесу (или самим написать сценарий), как ее поставить, как погрузиться в образ, чтобы правильно сыграть героя, где взять костюмы (найти, купить, сшить). Диапазон задач и решений очень широк. Поэтому так важно каждый раз, задумываясь о постановке, сужать поле творческой деятельности до нацеленности на конкретный результат.
Добровольческая деятельность включает в себя широкий круг деятельности, который позволяет сформировать функционально грамотного человека. Существует множество направлений, в которых добровольцы могут проявить себя и принести пользу обществу. Наш школьный волонтерский отряд Отзывчивое сердце работает по таким направлениям, как социальное, патриотическое, экологическое, событийное, спортивное.
В плане функциональной грамотности хорошо помогает развиваться волонтерам социальное и событийное добровольчество. Зачастую это организация и проведение различных мероприятий: игровые программы, концерты, мастер-классы, квесты и т.д. для различных категорий граждан.
Чтобы реализовать каждое мероприятие, волонтерам нужна большая подготовка. Таким образом, перед каждым мероприятием в любой форме волонтеры должны будут познакомиться с достаточно большим материалом, переработать его и подготовить план мероприятия, разработать самостоятельно мастер-класс, игровую программу.
В зависимости от адресата добровольческой акции перед ребятами также стоит задача налаживать контакт с детьми, пенсионерами, людьми с ОВЗ, инвалидами, с теми, кто находится в трудной жизненной ситуации, а значит принимать на себя разные роли. Поэтому волонтерская деятельность, как нельзя лучше, подходит в плане развития добровольцев и их читательской, информационной, коммуникативной и социальной грамотности, которые являются компонентами функциональной грамотности.
Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.
Наиболее эффективными для работы с элементами функциональной грамотности на внеурочной деятельности Школьный театр и Волонтерский отряд являются учебные игры и ситуационные задания, кейс-метод, т.е. это создание каких-то учебных ситуаций, которые имитируют какую-то проблему лично-значимого характера важного для всех. Причем эти ситуации обычно бывают созданы не искусственно. Соответственно, это подстегивает школьников работать вместе, находить какие-то решения этих проблем.
Безусловно, на развитие функциональной грамотности очень хорошо работают задания, которые предполагают общение или учебное сотрудничество (работа в группах). Именно в такой совместной работе или как в мозговом штурме, зачастую рождаются очень интересные яркие решения. Особенно это важно, когда мы касаемся каких-то аспектов креативного мышления. Постановка спектакля или разработка волонтерами мероприятия всегда совместная деятельность.