СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справка о развитии функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка»

Развитие функциональной грамотности учащихся

на уроках иностранного языка


 В настоящее время роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.

В процессе обучения мы сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с определенными заданиями. Одной из причин выступает недостаточное развитие функциональной грамотностью учащихся.

Цель формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранному языку - развитие у учащихся всех видов речевой деятельности: чтения, письма, диалогической и монологической речи.

Содержание формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка:

  • овладение грамотной устной и письменной речью;

  • способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

  • умение самостоятельно формулировать проблему;

  • способность использовать на уроках иностранного языка информацию, полученную учащимися на уроках русского языка, литературы, географии, истории, биологии, ОБЖ, музыки, изобразительного искусства, а также свои личный жизненный опыт.

Все это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение к происходящему вокруг.


В процессе обучения иностранному языку, мы охватываем все направления формирования функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность

  • Читательская грамотность

  • Естественнонаучная грамотность

  • Финансовая грамотность

  • Глобальные компетенции

  • Креативное мышление

На каждом уроке мы уделяем внимание формированию и/или развитию какого-либо направления функциональной грамотности.

Следует отметить, что наиболее часто формируемым направлением функциональной грамотности, в рамках изучения иностранного языка, является - читательская грамотность.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

  • текст должен быть интересен;

  • текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

  • уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

  • незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

  • объем текста не должен превышать норму;

  • шрифт должен помогать легко читать текст;

  • текст должен развивать кругозор;

  • текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

  • иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

  • текст должен быть структурирован;

  • содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.


Задания по работе с текстом могут быть следующие

  1. Найти ответы на предложенные вопросы.

  1. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

  2. Составить предложения по порядку.

  3. Найти соответствия.

  4. Выполнить задание на множественный выбор.

  5. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

  6. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте.

  7. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее.

  8. Прочесть описание внешности, места события, иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

  9. Догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

  10. Предложить, как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.

  11. Прочитать отрывок и пересказать его.

  12. Восполнить недостающую информацию.


Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель повышает мотивацию учащихся, развивает творческие способности, расширяет кругозор, помогает осознать ценности современного мира. Это все необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.


Примеры уроков и формируемое направление функциональной грамотности.

Класс

Тема

Направление

2класс

Знакомство с английским языком. Приветствие.

Глобальные компетенции

День рождения – любимый праздник.

Математическая грамотность

Строим дом.

Креативное мышление


Городская мышь и деревенская мышь.

Читательская грамотность

Мои животные.

Естественнонаучная грамотность

Традиционные места отдыха в Великобритании и России.

Финансовая грамотность

Игрушки в коробке.

Математическая грамотность




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!