СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья направлена на обучение финансовой грамотности, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами.

Просмотр содержимого документа
«Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания»

Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания


Автор: Нилова Ирина Васильевна

Организация: МБОУ «Средняя школа с.Булычево»

Населенный пункт: Пензенская область Иссинский район с.Булычево


Свою статью хочу начать со слов кандидата экономических наук, доцента кафедры экономической теории и методологии ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского Натальи Николаевны Калинкиной: «Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества».

Обучение финансовой грамотности продиктовано временем, так как финансовый рынок предоставляет огромный выбор возможностей по управлению денежными ресурсами. Сущность тем выбранных мною на уроках истории, обществознание продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных экономических продуктов и услуг, которые ставят перед людьми задачи, к решению которых они зачастую не всегда бывают готовы. В современное время финансовых  знаний, которыми располагают учащиеся недостаточно, особенно если учесть, что завтра они станут активными участниками финансового рынка.

Современный человек должен уметь принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности. Но большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу, слабо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, банковские карты используют, в основном, для снятия наличных денег. В то же время знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами: вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. Лучшим временем, когда человеку предоставляется возможность получить навыки финансовой грамотности, является время получения образования в школе. В современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, и школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Уроки финансовой грамотности на уроках обществознания и истории будут способствовать воспитанию наших детей быть финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут  добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации. Провожу игры, чтение докладов и презентаций на уроках истории по темам: «Акции Суэцкого канала», «Мошенничество на финансовых рынках», на примере Дело Дрейфуса , на уроках обществознания , «Деньги и денежная система на Руси» на примере уроков «Бунташный век» «Медный бунт» на которых ребята познакомились с основами экономики, научились планировать личные финансы и принимать взвешенные решения, касающиеся бюджета. На уроках обществознания были включены темы докладов «Бюджет семьи и бережное потребление», «Вкладывай средства в свое будущее», целями которых было формирование мотивации бережного отношения к семейному бюджету, основываясь на понимании разумного потребления и формирование мотивации к саморазвитию, здоровому образу жизни и приверженности семейным ценностям как основы достижения успеха в современном обществе. В ходе урока дети должны были поставить задачи занятия, ознакомиться с теоретическим материалом и выполнить практикум: определить статьи дохода и расхода семей с разным бюджетом и найти способы более эффективного и рационального управления средствами или всесторонне рассмотреть проблему инвестирования «в себя» как неотъемлемой составляющей личной компетентности в финансовой грамотности.

Цели изучения основ финансовой грамотности в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, социальной ответственности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации: свобода и многообразие форм собственности, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности;

  • развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению экономических дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  • формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об экономической сфере человеческой деятельности, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей труженика и потребителя;

  • овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни современного общества;

  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений, а также в семейно-бытовой сфере.

Основные проблемы граждан РФ на финансовом рынке:

  • рост кредитной нагрузки!!! (бюджетники – 33% ежемесячных доходов), непосильность кредитного бремени; ростовщичество МФО;

  • финансовое мошенничество (возвращение финансовых пирамид…);

  • нарушение прав потребителей финансовых услуг;

  • нерациональность;

  • нехватка пенсии, в том числе в связи с ее неверным планированием или расчетом;

  • непрочтение или непонимание содержания финансовых договоров и др.

По итогу реализации программы планируются следующие результаты:

  1. Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

  2. Предметные: уметь решать задачи практического содержания, умение работать с процентами, знать экономические понятия.

  3. Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.


На уроках по истории учащиеся изучают: появление денег, историю торговли и рыночных отношений, влияние войны на экономику, экономические кризисы, взаимоотношение между государствами в различные исторические промежутки. Поэтому формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования является одним из требований, отраженных в Примерной основной образовательной программе. В учебниках по истории содержится много материала об истории денег, экономических кризисах, возникновении банков и т.д.

Базовые понятия и понимание взаимосвязи финансовых явлений необходимо раскрывать непосредственно при знакомстве учащихся с реформами, реалиями той или иной эпохи, проводя линии соприкосновения с современностью, что соответственно интересует школьников на уроке и в рамках внеурочной деятельности.

6 класс, тема «Крестьяне и горожане». Учащиеся узнают, что были торгово-ремесленные объединения мастеров одной или нескольких схожих профессий (самые первые появились в Италии в IX–X веках). В Средние века они брали на себя функцию защиты прав потребителей. Устав таких объединений обычно чётко предписывал, какое сырье должны использовать его члены, каким должен быть производственный процесс и каким – качество произведённой продукции или услуги. По сути, гильдии и цеха выступали гарантом качества, что давало им конкурентное преимущество в глазах покупателей в сравнении с ремесленниками, не состоявшими в объединении. Даже Русская правда, составленная в период правления Ярослава Мудрого, содержит много положений, защищающих покупателя от недобросовестного продавца. С развитием промышленности значительно увеличилось производство товаров широкого потребления, однако это не всегда сопровождалось сохранением должного уровня качества. Учащиеся должны сделать вывод, что формирование в середине XX века общества потребления вызвало к жизни общественные объединения и движения потребителей в защиту своих прав.

6 класс, тема «Образование государства Русь», термин «полюдье». Этот термин происходит от слова «люди» и обозначает свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, мостов и дорог, на содержание дружины – словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая же часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» – содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории. Таким образом, ребята знакомятся с первой формой налогообложения на Руси.

8 класс, тема «Просвещенный абсолютизм Екатерины II», понятие «ассигнации». К середине XVIII века бумажные деньги были известны во многих странах Европы (Великобритании, Франции, Дании и других). Об их введении в России впервые задумался Пётр I. Проект выпуска бумажных денег появился в правление императрицы Елизаветы Петровны, но Сенат его отклонил. В1762 году император Пётр III подписал указ о создании Государственного банка и выпуске «банковых билетов», которые должны были обращаться наравне с монетами, но император лишился власти и указ остался на бумаге. И только в 1769 года был опубликован манифест императрицы Екатерины II об учреждении двух банков и выпуске бумажных денег, названных ассигнациями. Ребята дополнительно получают информацию об истории появления бумажных денег в России, а могут выявить их преимущества по отношению к монетам.

Обучение финансовой грамотности происходит с использованием практико-ориентированного подхода и включает в себя игровые формы работы, проекты, практикумы и творческие задания. На уроках возможно применять разнообразные образовательные технологии, одной из которых является проблемное обучение. 

Приёмы проблемного обучения позволяют развивать познавательные УУД: строить логические рассуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать исторические явления, устанавливать взаимосвязь событий, делать вывод на основе критического анализа.

При использовании приема «Создание проблемной ситуации» проблемные вопросы вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают неоднозначную оценку.

Например:

Могли ли развиваться рыночные отношения в России в условиях крепостнической системой?

Возможно, ли в XXI веке совмещать потребительский стиль жизни современного человека с философией сбережения и самоограничения?

Прием способствует развитию критического мышления, учит анализировать, высказывать свою точку зрения.

При использовании приема «Исторические загадки» учащимся предлагается в начале изучения нового материала загадка в виде факта или иллюстрации, решение которой помогает определить ключевую идею (понятие, проблему, событие и т.п.). Развивается умение извлекать информацию из разных источников, анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами.

Может быть предложен следующий исторический факт. «Обмен почти всех вывозимых за границу товаров производился на серебряные талеры, которые хранились в Государственной казне. Из этих монет изготавливали русские деньги, на что уходило немало труда и дополнительных бюджетных средств. Один талер оценивался в 50 копеек, а монет получалось примерно на 64 копейки. Введение в России в обращение талера, как самой крупной монеты, решило бы и проблему унификации с европейской денежной системой, и значительно снизило бы расходы на монетную чеканку». После знакомства с этим фактом ученикам предлагается вопрос – почему начинается переделка талеров в российские рубли с 1654 года?

В результате изучения истории достигаются следующие результаты:

  1. Метапредметные: развитие навыков работы со статистическим и графическим материалом, развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы, высказывать и аргументировать свои суждения, прослеживать причинно-следственные связи, умение планировать и прогнозировать результаты своих действий, готовность и умение обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

  2. Предметные: уметь решать задачи практического содержания, знать экономические понятия и др.

  3. Личностные: формирование понимания того, что финансы сопровождают учащихся на протяжении всей жизни, финансовое благополучие каждого человека зависит от самого человека, рациональное поведение в мире финансов.

Включение финансовой грамотности на истории позволяет воспитывать детей и подростков в будущем добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; умело ориентирующихся в экономической ситуации государства; принимающих правильное решение в любой экономической ситуации.


Примеры заданий:

Прочитай внимательно текст и выполни задания 1-2 после него.

Из истории денег:

Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет. Бенджамин Франклин

Деньги в виде слитков серебра появились у шумерийцев в III тысячелетии до н. э. Эту денежную систему унаследовали вавилоняне. Торговые дома Вавилона выпускали серебряные слитки с фиксированным весом. На каждом слитке ставилось клеймо изготовившего его торгового дома – тем самым торговый дом принимал на себя ответственность за чистоту и количество металла в слитке. Такие сертифицированные (заверенные) слитки затем продавались купцам. А те использовали их при оплате крупных покупок, т. е. именно в качестве денег….…..

 

Прочитай внимательно текст и ответь на вопросы

Вопрос

Ответ (приведены примерные ответы)

1. Зачем на каждом серебряном слитке ставилось клеймо изготовившего его торгового дома?

Тем самым торговый дом принимал на себя ответственность за чистоту и количество металла в слитке.

2. Какие деньги называются символическими?

Деньги, не обеспеченные золотым запасом.

3. Зачем в состав серебряных и золотых слитков и монет стали вводить другие металлы?

Поскольку денег зачастую не хватало, в их состав добавляли другие металлы, чтобы из одного и того же количества золота или серебра сделать больше монет.

4. Чем банковские расписки удобнее металлических денег?

Легче денег, нельзя украсть, можно использовать в любой точке мира.

 

Финансовая грамотность в ЕГЭ

Задание 1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Банки

Функция

…………….. банк

Обеспечивает выпуск денег в обращение

Ипотечный коммерческий банк

Предоставляет долгосрочные ссуды под залог недвижимости

 

Задание 2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Инвестиционный фондкоммерческий банккредитная организация, страховое обществосберегательная касса.

 

Задание 3. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Инфляция проявляется в снижении покупательной способности денег.

2) Различают микроинфляцию и гиперинфляцию.

3) Рост цен на ресурсы порождает инфляцию предложения.

4) Одна из причин инфляции – усиление конкуренции между производителями.

5) К последствиям инфляции относится рост реальной заработной платы работников.

Задание 4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Инфляция представляет собой устойчивую (А) роста общего уровня цен. В зависимости от уровня инфляции выделяют умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, (Б). Основной причиной инфляции экономисты считают увеличение (В). Именно высокие темпы ее роста с целью финансирования (Г)государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы (Д) превышают его доходы, служат основной причиной высокой инфляции. Чем выше инфляция, тем больше ее (Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) государство 2) общество 3) издержки 4) тенденция 5) развитие 6) денежная масса 7) ценные бумаги 8) дефицит 9) гиперинфляция

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова

При использование подобного вида заданий Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, явления и процессы, сравнивать их;

  • анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;

  • анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;

  • анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

  • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха

 

Список использованной литературы:

1Белкин Андрей Вячеславовичк.и.н., доцент кафедры исторического и социально-экономического образования СИПКРО г.Самара. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Модуль «Финансовая грамотность». Методическое пособие для педагогов. Самара, 2019.

2. Манюхин Игорь Семенович, к.и.н., зав.кафедрой исторического и социально-экономического образования СИПКРО г.Самара. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Модуль «Финансовая грамотность». Методическое пособие для педагогов. Самара, 2019.

3. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе. От действияк мысли. Система знаний: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2014. – 116 с.

4. Мельникова, А.С. Деньги в России: история русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. / А.С. Мельникова, В.В. Уздеников, И.С. Шиканова. – М.: Стрелец, 2000. – 224 с.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!