СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие этических чувств у младших школьников на уроке литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье обосновывается значимость процесса развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения. Рассмотрены цель и задачи развития этических чувств у младших школьников, а также методы и средства, при помощи которых он достигаются в образовательном процессе. Изложены особенности использования литературных произведений как средства развития этических чувств у младших школьников. Рассмотрены этические беседы как один из методов развития этических чувств у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие этических чувств у младших школьников на уроке литературного чтения»



Муртазаева Севиля Сейдалиевна,

студентка группы МЗНО - 16

специальности «Начальное образование»



РАЗВИТИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В данной статье обосновывается значимость процесса развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения. Рассмотрены цель и задачи развития этических чувств у младших школьников, а также методы и средства, при помощи которых он достигаются в образовательном процессе. Изложены особенности использования литературных произведений как средства развития этических чувств у младших школьников. Рассмотрены этические беседы как один из методов развития этических чувств у младших школьников.

Ключевые слова: этические чувства, морально-нравственное воспитание, этическая беседа, этическая норма, этические знания

Постановка проблемы. В философской, психологической и педагогической литературе об этике, нравственности и морали написаны сотни томов, великие умы человечества пытались разобраться в этих вопросах. Однако и в настоящее время воспитание этического сознания, этических чувств и этического поведения является сложной проблемой, как в психологии, так и в педагогике. Сегодня этические проблемы стоят как никогда остро. В современном обществе изменились ценностные ориентации, акцент делается не на духовные, а на материальные ценности. Понятия добра и зла, хорошего и плохого стали очень размыты. Без сформированности понятий о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, а также представлений о нравственном идеале невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни само настоящее развитие человека. Это делает задачу развития этических чувств чрезвычайно актуальной, своевременной и необходимой.

В законодательных и нормативных актах, регулирующих сферу начального общего образования в Российской Федерации, также уделяется особое внимание вопросам развития морально-нравственной сферы. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается роль воспитания как деятельности, направленной на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8]. В соответствии с «ФГОС начального общего образования», при получении начального общего образования осуществляется «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [6].

Анализ исследования по проблеме. Поскольку этические чувства являются специфично человеческим качеством, обуславливающим стремление человека к гармонии внутреннего и внешнего мира, они исследованы во многих аспектах, касающихся жизнедеятельности человека. В частности, проблемы этики, нравственности, морали, самосознания, моральной деятельности и ответственности личности рассматривались в трудах многих философов (Г. Васянович, И. Зязюн, В. Кремень, В. Онищенко, А. Урсул), религиозных философов и теологов (А. Кравчук, А. Кураев, М. Маринович, А. Мень, Ж.М. Обер), психологов (Ю. Орлов, Е. Помыткин, М. Савчин, В. Слободчиков), педагогов (Г. Ващенко, О. Вишневский, М. Евтух, В. Пилипчук, В. Сухомлинский, Т. Тюрина) и пр. Основные положения их работ обогатили практику морально-нравственного воспитания вообще и младших школьников в частности, однако, современные реалии вносят изменения в процесс образования и воспитания, требующие своевременного реагирования.

Цель статьи. Целью статьи является обоснование теоретико-методического подхода к развитию этических чувств младших школьников в процессе решения образовательных задач на уроках литературного чтения.

Изложение основного материала. Под нравственно-этическим воспитанием понимается процесс, способствующий нравственно-этическому становлению человека, формированию у него:

  • этических чувств (совести, веры, ответственности, гражданского самосознания, патриотизма);

  • этических проявлений (терпения, милосердия, толерантности);

  • этической позиции (способности отличать добро от зла, проявлять самоотдачу, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний);

  • этического поведения (готовность служить людям и Отчизне, проявление нравственной рассудительности, доброй воли) [2, с. 10].

Цель развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения – передать учащимся определенный багаж этических знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;

  • знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;

  • формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;

  • формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.

Одним из источников моделей поведения человека в различных жизненных ситуациях являются произведения художественной литературы. Являясь по своей сути картиной мира, его моделью, отраженной в художественных образах, литературное произведение позволяет ребенку наблюдать проявление поступков в различных обстоятельствах, при этом описываемая в произведении жизненная ситуация получает разные оценки: со стороны автора, в поступках и поведении персонажей.

Особенности использования литературных произведений как средства развития этических чувств у младших школьников представлены на рис. 1.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ






















Детской художественной литературе свойственно использование приема прямого изображения героя – описание его собственных поступков, его внешности и прямое называние черт его характера






























Развернутое описание поступков персонажа раскрывает его психический облик через выделение компонентов поступка: ситуации, в которой происходит поступок и от которой он зависит, позиции героя в данной ситуации, мотивов и цели поступка, действий героя, последствий поступка





























Обладая в силу возраста бедным эмоциональным опытом, дети в процессе работы с произведением активно внутренне соучаствуют с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить поступки восхитившего их героя в собственной жизни или в игровых действиях, в мечтах




























На уроках классного и внеклассного чтения формируется определенный багаж знаний об особенностях изображения характеров средствами художественной речи и элементарные умения анализа образов персонажей, элементов сюжета, определения темы и идейного смысла произведения. Это облегчает усвоение детьми этических понятий и формирует у учащихся более широкий взгляд на произведения, изучаемые в курсе чтения


Рис. 1. Особенности использования литературных произведений

как средства развития этических чувств у младших школьников

[составлено автором по материалам [10, с. 4]]


Таким образом, как свидетельствует рис. 1, анализируя искусственно созданную жизненную ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом ребенок сам принимает решение в выборе образца поведения.

Одним из методов развития этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения являются этические беседы, в процессе которых происходит формирование основ нравственного сознания, осмысление детьми своего нравственного опыта.

Главная задача этических бесед заключается в разъяснении значения моральных норм и правил поведения, анализе поступков детей и взрослых, коллективном обсуждении этических проблем. Негативные проявления поведения также могут стать поводом для разговора, которая имеет целью выработку у детей соответствующей оценки негативного поступка и стремление избегать его.

Готовясь к этической беседе, педагог должен учитывать, что опыт младшего школьника содержит отдельные впечатления, результаты наблюдений, отношение к поступкам литературных героев и сверстников. Важно актуализировать для ребенка этот опыт. Это поможет ребенку понять, что его действия в отношении другого человека не безразличны взрослым, ровесникам и что поступки в коллективе, семье, обществе имеют моральный смысл.

Этические беседы на уроках литературного чтения предполагают вопросы, направленные на анализ и оценку поступков литературных героев, выяснение мотивов нравственных поступков. Типы вопросов этической беседы на уроках литературного чтения представлены на рис. 2.

Заканчивая беседу, надо подвести учащихся к обобщению этического понятия, вывести нравственную позицию или правило. Это может быть итоговая речь педагога и выведение моральной позиции. Некоторые беседы целесообразно заканчивать формулированием правил поведения, к соблюдению которых должны стремиться ученики. Можно также предложить учащимся в конце беседы вспомнить пословицы и поговорки на соответствующую тему.




ТИПЫ ВОПРОСОВ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ



























вопросы, направленные на понимание учащимися основной идеи текста









































вопросы, предусматривающие выяснение отношения детей к определенному произведению, к его героям, обоснование учениками своего выбора








































вопросы, требующие оценки поступков и поведения героев произведения и их обоснования







































вопросы, направленные на установление причин и мотивов поведения и отдельных поступков героев






































вопросы, помогающие установить связь между содержанием прочитанного произведения и поведением учащихся дома, в школе, в общественных местах





































вопросы, направленные на обобщение нравственных знаний, этических норм и правил




































вопросы, помогающие осознать значение соблюдения этических норм и правил



































вопросы, которые направлены на понимание взаимоотношений между людьми на основе выполнения или нарушения этических норм


































вопросы, способствующие пониманию эмоциональной сферы героев, их психологического состояния


Рис. 2. Типы вопросов этической беседы с младшими школьниками

на уроках литературного чтения [составлено автором]


Таким образом, анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, позволил обосновать актуальность, проанализировать и выявить особенности, определяющие подходы к формированию и развитию этических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения в современных условиях. Эффективный педагогический процесс формирования и развития этических чувств способствует созданию условий для гармоничного и всестороннего развития младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и в соответствии с запросами современного общества.

Список использованных источников

  1. Афонина М.С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах / М.С. Афонина // Интеграция образования. – 2008. - № 2. – С. 121-124

  2. Данилов Д. А. Духовно-нравственное воспитание в сфере образования: монография / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Ю.В. Корнилов. – М.: Спутник+, 2017. - 93 с.

  3. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно нравственных ценностей младших школьников / Р.Б. Дондокова // Вестник БГУ. - 2014. - №4-1. – С. 62-65

  4. Дурнева Т.В. Диагностика сформированности нравственных представлений у младших школьников / Т.В. Дурнева // Инновационная наука. - 2017. - №5. – С. 202-203

  5. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н.В. Лещенко // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. – С. 119-122

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015 г.). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/

  7. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения / О.В. Шарапова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 6. – С. 242-247

  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017 г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

  9. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с.

22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!