СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»»

Самоанализ педагогического опыта Лонькиной С.В, учителя русского языка и литературы, МАОУ «СШ «Успех» имени маршала Советского Союза Василия Константиновича Блюхера» по теме :

«Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы»

Они не такие как все...

Кто-то скажет – ограниченные.

А мы называем их – особыми,

Людьми с явно выраженными отличиями.

Пусть они не такие и пусть жить непросто,-

Имеете право на счастье, поддержку!

Да, есть инвалиды,

Но это не значит,

Что нет у вас души или нет сердца...

И.М. Поволоцкая.

Известно, что в последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только не снизилось, но неуклонно растет. Проработав в школе более 30 лет, я могу с уверенностью сказать, что без специальных знаний о таких «особенных» детях учителю не обойтись: эти знания помогут ребенку адаптироваться в окружающем мире, а учителю найти подход к каждому ребенку с ОВЗ.

Я считаю, что проблема формирования личности ребенка в процессе коррекционного воздействия может быть представлена в виде характеристики особых педагогических условий обучения, описания содержания деятельности школьников, применяемых способов обучения, анализа психического развития, и, наконец, выявления тех качественных изменений, которые возникают в результате направленного обучения.

Таким образом, цель моей методической разработки - описание педагогических условий, требований к учебному процессу, содержания и приемов обучения с психологическим анализом различных аспектов личностного развития школьника. Правомерность такого сочетания психологического и педагогического при изучении процесса формирования личности убедительно показана С. Л. Рубинштейном: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является все же психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает лишь как условие его развития»(8,98).

Право на качественное образование обозначено в статье 5 Федерального Закона «Об образовании» – это одно из самых значимых прав человека современности, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей и правом на будущее.

В своем послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года Президент подчеркнул: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости.

В связи с этим становится понятной необходимостью обеспечения образования полной безусловной доступности и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это право может быть реализовано не только в хорошо развитой системе специального (коррекционного) образования, но и в развитии инклюзивного образования.

Наша общеобразовательная школа относится к учреждению, имеющему коррекционные классы и осуществляющему инклюзивное образование.

На сегодняшний день в нашей школе обучаются 121 ребенок с ОВЗ, это 24% от общего количества школьников. 45 ребят обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах по АООП, вариант 7.1. 76 школьников обучаются в специальных классах.

Одна из первых школ в крае и городе, где началась работа по апробации новых стандартов для детей ОВЗ.

Согласно Распоряжению министерства образования и науки Хабаровского края № 395 от 17.03.2014г. «О деятельности краевой стажировочной площадки...» был присвоен статус краевой стажировочной площадки.

С 01.09.2015г. в соответствии с Приказом управления образования № 1538 от 01.09.2015г. «Об обеспечении внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ … в общеобразовательных учреждениях г.Хабаровска» началась апробация новых стандартов ФГОС НОО в учреждении.

1. С этой целью был издан приказ по школе «Об обеспечении введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».

2. Изучены нормативно-правовые документы.

3. Проведен анализ условий для реализации ФГОС в соответствии с санитарными нормами:

Были сделаны выводы:

- организация занятий будет проходить в первую смену,

- по 5-ти дневной рабочей неделе,

- организована ГПД,

- внеурочная деятельность будет организована с учетом коррекционного блока основным учителем и узкими специалистами.

4. Определен базовый класс по введению ФГОС НОО — это был 2 класс, поэтому сроки обучения были пролонгированы по варианту В и переведен класс на 5-ти летний срок обучения (2 класс, 2-й дополнительный, 3-й и 4-й).

Перечисленные выше мероприятия способствуют формированию профессионального педагогического сообщества нового типа, которое оказывает благоприятное влияние на развитие образовательной среды для учащихся ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Но вместе с тем, проблемным вопросом по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, освоивших АОП НОО по ФГОС остается:

1. Отсутствие ФГО стандарта ООО для обучающихся ОВЗ.

2. Дальнейшая форма освоения этими детьми программ ООО.

Обучая детей с ОВЗ, проводя наблюдения и диагностические исследования, мы выяснили особенности развития их эмоционального интеллекта:

1. У детей с ОВЗ не всегда есть желание общаться, способы установления контакта своеобразны, нередко неадекватны (не умеет слушать собеседника, скудость или бурное эмоциональное переживание сиюминутной ситуации, неумение решать конфликт, провокация конфликта, как способа общения).

2. Ребенок может теоретически понимать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими, но применять в конкретной ситуации не всегда способен.

3. Высшие эмоции и чувства «запаздывают» в развитии, слабо развита рефлексивность собственного поведения. Способность к сопереживанию развивается ситуативно, кратковременно, не всегда есть понимание ситуации.

4. Запаздывает развитие эстетических чувств: ребенок не всегда верно отличает красивое от безобразного, неприличного, грубого, не понимает без пояснений взрослого эстетику и смысл творений искусства.

5. Аффекты поведения выражены сильней в ситуациях взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

6. Навыки осознания своих чувств и понимания чувств других людей формируются дольше, наблюдаются «пограничные состояния» в сопереживании: от «эмоциональной холодности» до слез, истерики.

7. Недоразвитие эмоционального интеллекта и восприятия нередко влечет за собой внешнее подражание не только взрослым, но и негативным поступкам детей.

8. Школьники могут понимать эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но испытывают большие трудности в описании своих эмоциональных переживаний словами или делают это «скупо». С трудом различаются нюансы эмоций.

Как помочь маленькому человеку раскрыться в среднем звене? Как сделать процесс обучения интересным, радостным, желанным, позволяющим развить заложенные в каждом ребенке способности и таланты?

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Я приняла решение взять коррекционный класс после выпуска большого общеобразовательного класса, обучающегося по программе «Школа 2100». Думала, что отдохну от бесконечного количества тетрадей, наивно полагая, что 14 учеников легче обучать, чем 30. Не подозревала, какой экзамен мне предстоит впереди. Экзамен на терпение, на любовь, на педагогическое мастерство и профессиональную пригодность.

На начало обучения в данном классе было 14 человек. Один ученик (Алексей П.) находился на домашней форме обучения.

Для детей этого класса были характерны неустойчивое внимание и большая отвлекаемость. Ограниченность знаний об окружающем мире и сравнительно низкий уровень познавательной активности. Недостаточный словарный запас и нарушение логического построения связанных высказываний. Неготовность к интеллектуальному усилию; импульсивность, расторможенность. Повышенная двигательная активность на переменах, медлительность и вялость на уроках. Почти у всех ребят данного класса было затруднено понимание смысла. Дети не только не принимали инструкцию, но часто не понимали смысла простого вопроса; загадки вообще были категорией недоступной.

У некоторых ребят наблюдалась ярко выраженная неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявлялось в частых истериках и конфликтных ситуациях. Постоянные неадекватные реакции в ходе уроков: «Почему он молодец? Это не честно. А я? Ненавижу! и т.п.

Дети совсем не могли общаться между собой: или ябедничали друг на друга, или дрались. Это были ребята, имеющие отставание и своеобразное развитие всех психических процессов, в том числе и эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Однако сегодня этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Р. Бар-Он, К. Кеннон, Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голман и другие.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Работа по расширению эмоционального интеллекта целесообразна и с подростками, которые отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира, поэтому необходимо уделять большое внимание развитию эмоционального интеллекта на уроках русского языка и литературы у детей с ОВЗ, и я попробую это доказать в дальнейшем.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности и способности учеников к различным видам деятельности;

  • оказать помощь в поисках «себя»;

  • создать условия для индивидуального развития ребенка;

  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • расширить рамки общения с социумом;

  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

  • выстроить программу сопровождения ребенка, привлекая педагогов дополнительного образования и родителей к ее реализации;

  • проявлять готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказаться от субъективных оценок и выводов;

  • принимать ребёнка как личность, сопереживать, терпеть, уметь прощать, быть товарищем, партнером и защитником

Протестировав учащихся на эмоциональный интеллект (методики по Холлу и Люсину), я выявила, что особенностью развития детей моего класса было: снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Им был свойственен повышенный уровень тревожности, зависимость от окружающих, обидчивость и ранимость, страхи.

Поэтому проблема развития эмоционального интеллекта моих учеников является очень актуальной. Чтoбы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным необходимо подготовить детей не только в интеллектуальном плане, но в эмоциональном.

В развитии эмоционального интеллекта у детей делаю акцент на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о проявлении радости за другого, способности к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои таланты, дарить и принимать любовь и поддержку.

Приоритетными задачами для меня в этой области являются:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности

- переживание совместных эмоциональных состояний (радoсть, удивление, грусть);

- развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослoгo;

- формирование позитивного образ своего «я»;

- содействие оптимизации детско - родительских отношений.

Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам я стараюсь учить и родителей. Даю им понять, что они ответственны за успешное образование своего ребенка, что их ребёнок личность, имеющая своё восприятие мира, своё мировоззрение.

Для работы в таком классе ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.

   Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к ребёнку, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

Как же помочь учащимся?

На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий, которые можно использовать для преподавания уроков в классах с детьми с ОВЗ.

  • игровые технологии;

  • технологии уровневой дифференциации;

  • технология индивидуализации обучения и др.

Я преподаю русский язык и литературу и в общеобразовательных классах с инклюзивным обучением, и в классах коррекции VII вида. Класс коррекции является малокомплектным – до 12 человек.

С чего же начать работу? Конечно же, с составления календарно-тематического планирования, при этом для учащегося с ОВЗ ставим следующие задачи:

  • общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков,

  • выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.

Особое значение уделяем коррекционно-развивающим задачам – развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).

Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

Провожу корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для ребенка с ОВЗ, предусматриваю:

  • дополнительные коррекционно-индивидуальные занятия;

  • отвожу дополнительное время на закрепление раздела;

  • предусматриваю увеличение времени на итоговое повторение раздела; домашнее задание упрощенное.

Сразу появилась проблема: как сделать обучение учащихся наиболее эффективным, а мне, в свою очередь, успеть поработать и с каждым классом, и с каждым учеником. Одним из принципов работы в коррекционных классах является индивидуальный и дифференцированный подход. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Очень важно, чтобы материал соответствовал уровню учащихся. Также одна  из задач коррекционного обучения – воспитание самостоятельности.

Индивидуальный подход необходим школьникам с ограниченными возможностями здоровья, независимо от их успехов в учебе. Нельзя искусственно задерживать в развитии хорошо успевающих учеников, им нужно давать дополнительные задания, иногда, может быть, и сверх программных требований, чтобы поддерживать и развивать у них интерес к учению. Особенно данный вопрос актуален на уроках русского языка, связанных с развитием связной речи у школьников.

Конечно, уроки  требуют очень большой подготовки.  Во-первых, каждый урок должен чем-то отличаться от предыдущего. Во-вторых, необходимо отобрать именно такой материал для заданий, который будет отвечать всем требованиям современного урока в коррекционном классе. В-третьих, нужна положительная мотивация на уроке. В самом начале урока мы должны психологически подготовить учащихся к общению и обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы.

Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные возможности. Оценка их успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии нужно обязательно дать качественную оценку работы каждого учащегося, похвалить тех, кто в этом особенно нуждается (например, учащихся-меланхоликов), посмотреть, что не получилось  у других. Иными словами, помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке.    

   Таким образом, реализация индивидуального подходов в процессе обучения помогает оптимизировать  процесс обучения и добиться более высокого раскрытия потенциала каждого ученика.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом учитель должен опираться на природную любознательность учеников.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок я ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их. Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

На протяжении всего учебного времени, соблюдая психолого-педагогические условия образования, стремлюсь к щадящему режиму: иногда замедляя темп обучения, уменьшая степень сложности подачи материала, способствуя более глубокому формированию образов, усвоению элементарной теории. Учитывая потенциальные возможности ученика, осуществляю индивидуальный подход. Оценивание уровня знаний происходит так же с учетом того, что главное в работе с этими классами не прохождение программного материала в полном объеме – мы должны помочь ребенку приспособиться в будущей жизни и адаптироваться к самостоятельной жизни.

Задачи педагога:

  1. Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка

  2. Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.

  3. Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

  4. Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности.

  5. Учитывать положительное воздействие общественного мнения.

  6. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Работая в классах с ОВЗ, я стараюсь пробудить интерес детей с ОВЗ к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

На своих уроках, наряду с традиционными технологиями, я использую современные образовательные технологии:

– групповые технологии (работа в парах);

- технология встречных усилий (критического мышления);

- проблемно-поисковое обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

– дифференцированное обучение;

– технология личностно-ориентированного обучения, творческая работа, самостоятельная работа;

- проектная методика.

Интересной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Также использую такую форму устной работы, как учебный диалог. Это способствует заинтересованности учащихся, делает урок занимательным.

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант». Дома ребята готовятся к словарному диктанту по заданиям упражнений на изученное орфографическое правило, составляют словарный диктант на карточке, на уроке диктуют его соседу.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные взаимодиктанты, карточки, с интересом работают с карточками на уроке. Усвоение материала происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Работа в группах, парах 5 кл

1 группа (учащиеся с ОВЗ)– Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень

2 группа (учащиеся со средними способностями) - Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:

– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).

– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).

– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).

3 группа (сильные учащиеся) - Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:

Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи.

К слову «домики» подберите родственные слова и выделите корень (Домик – дом, домовой, домашняя, домовничать, домишко, домовитый, надомный, бездомный; общий корень – дом).

Ещё один прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока:

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении;

  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;

  • в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.

Я предлагаю учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты мне или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.

Я с пятого класса начиню работу в группах (парах), тем более что это одно из требований нового ФГОС. Учащимся нравятся соревнования, основанные на парной деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода. С удовольствием ребята рассказывают правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Победит та команда, которая даст самый логичный и полный ответ

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в парах. Учитель может спросить любого из пары. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в форме соревнования.

Казалось бы подобная работа проводилась и раньше, но я работаю над формированием умения работать в парах ежедневно. Это способствует овладению УУД на уроках русского языка и литературы.

Одним из плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

Несколько этапов алгоритмизации орфографических правил: 1)создание схем-алгоритмов на базе знакомых правил;

2)трансформирование новых правил в схемы-алгоритмы;

3)создание обобщающих алгоритмов.

Учитывая специфику памяти учащихся, с целью формирования у них осознанных, прочных умений и навыков, использую методику «непроизвольного запоминания». Не заучивая правил, сразу приступаю к выполнению, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели происходит их непроизвольное запоминание.

Главное внимание на уроках русского языка я стала уделять анализу текста, работе с текстом. Все случаи встречи на уроке с текстом должны использоваться для обращения к нему внимания детей.

Наиболее интересный вариант для привлечения внимания учеников - это лингвистическая сказка.

Здесь другие герои – лингвистические понятия.

Особенности лингвистической сказки.

1.Лингвистическая сказка объясняет нам законы языка.

2.Ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои, определённые устойчивые выражения.

3.Композицию лингвистических сказок составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

4.В лингвистической сказке в концовках говорится о лингвистических понятиях. Как бы делается вывод из того, о чём в сказке рассказывалось.

Лингвистическая сказка сразу же приковывает внимание учащихся к теме, помогает им увидеть основное в изучаемом явлении, легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто слушать, но искать ответ на заключенную в ней задачу. Лингвистические сказки хорошо запоминаются, потому что в них приставки, корни, суффиксы, подлежащие, сказуемые превращаются в гордых королев, красивых принцесс, обаятельных рыцарей. Клоуз-тест – это вид работы, при котором ребенку необходимо дописать уже имеющийся текст.

Пропуски ставятся в местах, где возможна вариативность. Упражнение снимает страх учащегося перед написанием сочинения, потому что ему нужно не создавать целый текст, а лишь придумывать фрагменты. Важно обратить внимание на то, что в каждом упражнении необходимо заполнять пропуски не просто словами, а средствами художественной изобразительности или выразительности (эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями и так далее).

Оригинальный (исходный) текст учащимся не предъявляется. Важно не угадать, что сказал автор, а придумать своё.

После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, можно постепенно переходить к сочинению с нуля.

Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся представить без сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи (Например, при изучении АС Пушкина «Няне», «У лукоморья»(5 кл.), МЮ Лермонтова «Молитва», «Ангел» (7 кл.),музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. (Например, урок литературы в 7 классе А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре- работа идет по презентации ,здесь же и иллюстрации и отрывки из оперы; и слушаем фрагмент оперы «Борис Годунов» МП Мусоргского- «Монолог Бориса»).

Театрализованная игра на уроке, которая вызовет у учащихся несомненный интерес. Можно сделать костюмы к таким урокам. Басни Крылова и др. На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления.

При контроле знаний по литературе по теме «Жизнь и творчество…», в тексте пропускаются даты жизни, где жил писатель или поэт и т.д.

Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы; развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству. Это логическое мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению). Также элементы эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).

Процесс отгадывания, по мнению современных психологов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Считаю, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии.

Хотелось бы поговорить о приёмах работы с компьютером на уроках русской литературы. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Благодаря администрации ОУ, мой кабинет оборудован техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска).

Компьютер помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Как можно использовать компьютер на уроках:

• при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

• для оптимального закрепления изученного материала,

• для улучшения контроля знаний учащихся,

• для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока.

Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Во избежание усталости учащихся в инклюзивном классе необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

  1. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.

  2. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

  3. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

  4. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

  5. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

  6. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

  7. При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронно визуальный, самостоятельную работу и другие.

  8. На уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

  9. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

  10. При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся при подготовке презентации и памятки «Благодаря чему Л.Н. Толстой стал долгожителем» убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Это как условие для творческой самореализации обучающихся.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Применение данной технологии имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;

  • повышается уровень мотивации учения;

  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

  • создаются щадящие условия для более слабых учащихся;

  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

  • повышается уровень Я-концепции ученика: более сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

  • дополнительные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною в обучении детей с ОВЗ, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что даёт новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Таким образом, в результате совместной деятельности всех специалистов, подключения родителей утвердилась положительная динамика развития классного коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Класс активно принимает участие во всех общешкольных делах, мероприятиях, у ребят появились свои традиции: дни рождения, экскурсии. Класс стал сплоченнее. Многие ребята по своей инициативе помогают слабым товарищам, могут пожалеть, поддержать, ответственней стали относиться к поручениям. Большая часть ребят терпимее стала относиться к недостаткам и особенностям своих одноклассников. Ссоры и конфликты случаются, однако находится кто-то из школьников, кто пытается примирить ссорящихся. Взаимоотношения между детьми значительно изменились в лучшую сторону. На критику со стороны учителей и одноклассников ребята стали реагировать адекватно. Дети с удовольствием посещают классные кружки. Они любят и уважают своих родителей. Все поручения педагога выполняют охотно, ответственно. Ребята научились открыто выражать свою радость от встречи с педагогом, высказывать свое мнение о происходящих событиях.

В заключение хотелось бы дать рекомендации педагогам, как «эмоциональным тренерам»:

Для проведения уроков эмоциональной культуры педагог должен помнить ряд правил, которые  называют “золотые ключи к душе ученика”:

1. Позитивный настрой педагога. Начинай урок с улыбки, добрых пожеланий в адрес учеников. Это залог радостного дня и хорошего урока.

2. Интересуйся, с каким настроением ученики пришли в школу.

3. Учите детей рефлексировать, задавайте вопросы о чувствах и ощущениях школьника:

- За кого ты порадовался? - Что тебя огорчило? - Что доставило удовольствие, радость на уроке?

4. Постарайся, чтобы каждый новый материал на уроке увеличивал эмоциональный опыт ребенка.

5. Главное на уроке – эмоциональное выражение учеником своих чувств (в речи и при изображении на листе бумаги), развитие творческого начала.

6. Когда замечаете, что у ребенка возникла какая-то яркая эмоция, просто скажите: «Мне кажется, ты сейчас  чувствуешь…». Спросите, верна ли ваша догадка;

7. Чтобы подавать пример ребенку, можно проговаривать то, что Вы чувствуете «Я чувствую радость, потому, что…», «Я расстроен(а), потому, что…»;

8. Просто позволяйте ребенку выражать эмоции. Неодобрение взрослым страха или злости не устранит эти эмоции у ребенка, но может привести к их подавлению, а подавление, в свою очередь – к «взрыву»;

9. Активно подключайте родителей в решение эмоциональных проблем ребенка, поскольку в некоторых случаях требуется специализированное лечение;

Полученные результаты:

1. Наблюдаю расширение кругозора учеников.

2. Учащиеся могут сказать самому себе «Я- как все».

4. Умеют делать полезное не только для себя, но и умеют произвести хорошее впечатление на окружающих.

5. Учатся  преодолевать трудности и стараются протянуть руку помощи другому.

Таблица динамики уровня развития ЭИ у школьников с ОВЗ


Подводя итоги, отмечу - эффективность совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками во многом зависит от специальной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. При этом знания, умения и навыки педагогов общего образования не должны дублировать подготовку специалистов специального (дефектологического) образования. Важно понимать, что учителя, специалисты общего образования являются членами команды психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.


Вот они главные истины эти -

Поздно заметили, поздно учли.

Нет, не рождаются трудными дети.

Просто им вовремя не помогли.


ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ.



Урок-сказка по теме «Звонкие и глухие согласные»

Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым. Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики!

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики?

Ответы учащихся:

Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*].

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их!

Ответы учащихся:

- Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*].

Учитель:

- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими.

Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.

- Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника.

Тема урока «Правописание И и Ы после Ц»

Лингвистическая сказка.

«Пока буква Ы чесала в затылке, буква И выскочила вперед и затараторила.

– Ах, царица Ц, царица Ц! Я так вас обожаю! Вы так добры, так умны, так прекрасны! Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду вам оказывать! Каждый день на мотоцикле я буду возить вас в цирк, в день рождения я подарю вам циркуль и цилиндр, среди подчиненных я наведу дисциплину, в случае болезни все достижения медицины будут к вашим услугам, а дворец я украшу нарциссами, цинниями и гиацинтами»

– А я! А я, глубокоуважаемая царица Ц, а я... я буду петь для вас цыганские романсы, буду разводить для вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» всем, кто осмелится вас разбудить.

В отчаянии буква Ы замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц жаль стало букву Ы.

– Ладно, – решила она, – нет правил без исключений. Пусть в словах цыган (подошел) на цыпочках (к) цыпленку и цыкнул: «Цыц» пишется буква Ы».

На основе какого правила была придумана эта сказка?

(Приложение)

Тема: Члены предложения.

1.Допишите.

Подлежащее – это ___________член предложения, который обозначает __________и отвечает на вопросы _________________________.

С давних времен существуют в языке любого народа пословицы и поговорки. Они приучают людей к краткости и простоте речи.

2.Вставьте в текст подходящие подлежащие.

Заночевал ______________на берегу озера. __________выбрал место посуше и развел огонь. Вечерело. Сквозь прибрежные заросли падали на воду ____________заката.

Тема: Роль прилагательных.

1)Прочитайте текст.

2)Озаглавьте его в соответствии с содержанием.

3)Вставьте пропущенные слова и буквы.

4)Выполните морфологический разбор одного прилагательного.

5)Ответьте письменно: почему писатели широко используют прилагательные?

6)Оцените значимость прилагательных для речи. (Мини-сочинение «Если бы не было прилагательных…»)

В лесной овраг вл…вается Вертушинка, вертится, бежит среди ___________ берегов.

Многое можно увидеть здесь.

Вот на упавшем листик… осины неведомо куда путешествует _________ шмель. Быстрое т…чение ручья несет __________ путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьем свою __________ п…утину охотник-паук.

Мелкая рыбешка р…звится в _________ воде неглубоких затонов.

Слова для справок: высокие, крутые, желтобрюхий, мохнатый, серебристая, холодная, прозрачная.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Работа в парах.

Разве можно без улыбки видеть Васины ошибки. Он в тетрадке написал :

Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Вот и верба нарядилась в белые сирёжки. На солнечной палянке появилась молодая трова.

Быстро Васе помогайте и ошибки исправляйте!

Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки

Почему Вася допустил так много ошибок?

Какое же правило не знал Вася?

Давайте поможем Васе и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением!

Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Вася все – таки написал правильно. Назовите их.

Использую приём составления кластера:

Театрализованная игра на уроке вызывает у моих учащихся несомненный интерес. Проведены театрализованные уроки по темам: "Басни И.А. Крылова", "У лукоморья", "Пока горит свеча…" и др. Костюмы к таким урокам готовились самими учащихся.

На таких уроках создается атмосфера раскованности, свободы мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, находящей свое выражение в театральном действии или игре, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия, мнения учащихся и учителя становятся равнозначными.

Полученные результаты:

1. Наблюдаю расширение кругозора учеников.

2. Учащиеся могут сказать самому себе «Я- как все».

4. Умеют делать полезное не только для себя, но и умеют произвести хорошее впечатление на окружающих.

5. Учатся  преодолевать трудности и стараются протянуть руку помощи однокласснику.

6.Ребят можно назвать слаженным коллективом, который наравне с общеобразовательными классами участвует во всех школьных мероприятиях.

7. Они дружные, добрые, отзывчивые, остро чувствующие несправедливость, умеющие рассказать о своих тревогах и проблемах и слышащие других.

8. Проблем с дисциплиной на уроках сейчас нет, дети слышат учителя, реагируя не только на интонацию, но и на мимику.


Таблица динамики уровня развития ЭИ у школьников с ОВЗ



Применение приёмов и методов развития эмоционального интеллекта в школе

В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, активно использую на уроках специальные упражнения. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока, позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающих минуток с задачами данного урока.

Примеры некоторых видов развивающих минуток:

В начале урока «Минутки-настройки»

С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу.

Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка» 

 Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали:

«Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»

Вдохнули. Выдохнули.

Улыбнулись друг другу.

Улыбнулись учителю.

 Эффективными являются, проводимые в парах.
Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят:

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

- Здравствуй! (вся ладошка)

Минутка настроения.

Ученики в начале урока говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Учитель обобщает — какое же сегодня у всего класса настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Разговорная минутка.

Она направлена на развитие навыков общения у школьников с нарушениями интеллекта: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами учащиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.

Например:

-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?

-Чем особенно запомнился выходной

-Что первое порадовало сегодня утром

Умная минутка.

Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.

Варианты заданий:

Игра «Третий лишний».

-Определите, какое слово лишнее: на кроват…, из морковк..., в тумбочк… . (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки).

Игра «Вспоминай-ка!».

-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше? (Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).

К «умным минуткам»также можно отнести применение всевозможных ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих учащихся классов задуматься, найти ответ и удивиться.

-Какие слова зашифрованы в ребусах?

Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к), 100рож, 100янка.

-Попробуйте сами придумать подобные слова.

Поэтическая минутка.

Это выразительное чтение учителем стихотворений с целью развития у детей умения слушать и понимать стихотворную речь, формирования образного мышления, чувства ритма, воспитания интереса к поэзии.

Кстихотворению Г.Граубина «Ленительный падеж» вопросы могут быть такими:

-Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

-Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?

-А какие бы названия падежей придумали бы вы?

Двигательная минутка.

Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу.

Примером может служить тема «Сложение и вычитание». Учитель называет пример и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать ответ. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает.

По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.

Музыкальная минутка.

На уроках чтения, письма и развития речи часто использую образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов), а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровьесберегающим эффектом. При работе над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (4-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э. Грига.

Минутка воображения или «С закрытыми глазами»

Используется на определённом этапе урока для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Минутка прикладного творчества.

Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики учащихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.

Варианты заданий.

1.Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).

2.Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

3.Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного…) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.

4.Рисование музыки.

Минутка мимики и жестов или «Через стекло».

Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:

    Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно

    Принеси мне стакан воды, я хочу пить.

    Ты не хочешь со мной порисовать?

    У меня болит горло.

На своих уроках часто использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.

Широко использую приём работы с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель обязательно должен уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево настроения» – учащимся предлагается повесить на дерево листочки зелёного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, жёлтого, если испытали радость собственного успеха и листочек красного цвета, если ощущают дискомфорт или тревогу. В предновогоднее время по такому принципу наряжали ёлку.

«Полянка одуванчиков» –посади свой одуванчик, если урок принёс удовлетворение, радость.

Первые два года обучения проходили, в основном, в форме игры, так как данный вид деятельности наиболее соответствовал психологическому возрасту учеников этого класса.

Игры, развивающие эмоциональный интеллект ребенка:
«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ученика рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ним, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать её.

«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Кристинка, Тёмочка, Костик и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда ученик затрудняется что-то сказать, учитель должен ему помочь найти нужные слова.

«Подарки»

Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «спасибо».

Для снятия «зажатости», скованности, для развития свободы выражения применялись следующие упражнения:

«Стих читает кривляка»

Читая стихотворение, намеренно кривляйтесь: открывайте рот как можно шире, выворачивайте челюсть влево, вправо, вперёд, назад, стройте любые рожицы.

«Стих читает статуя»

Постарайтесь прочитать отрывок стихотворения с абсолютно неподвижным, «каменным» лицом, практически не двигая губами.

«Улыбка чеширского кота»

Вообразите себя котом, которого чешут за ушком. Зажмурьтесь от удовольствия, растяните рот в «кошачьей улыбке». Постарайтесь расслабиться.


«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое». (Н. И. Пирогов)

Развитие эмоционального интеллекта невозможно без понимания смысла. Поэтому на уроках чтения, ознакомления с окружающим миром чаще всего применяются следующие активные методы обучения, способствующие осмыслению, а следовательно и развитию эмоционального интеллекта:

«Направленное чтение»

Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.

Метод «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом.

 Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Задания на развитие смыслового понимания:

*Вставьте на место пропусков недостающие слова.

1) Несмотря на … погоду, экскурсия состоялась.

2) Несмотря на … час, на улице было много народу.

3) Как вчера, так и .., стоит теплая погода.

* Дополни словосочетания, угадав недостающие слова.

1) перочинный … 3) кромешная …

2) грецкий … 4) писаная ..

3) …услуга 6) закадычный ..

* Подберите к каждому прилагательному все возможные существительные, а к каждому существительному – все, какие можно прилагательные.

Например: прозрачный – ручей, вода, стекло, хрусталь, намек, блузка;

земля – черная, родная, чужая, опустевшая,..

1) воздух –

2) дело –

3) холодный –

Приём работы с деформированными предложениями:

1. Чтобы собрать рассыпанное предложение, прежде всего нужно найти слово, обозначающее действие (глагол).

2. Затем найти тот предмет, явление, с которым это действие происходит, так образуется пара «подлежащее – сказуемое», составляющее ядро мысли, выраженной в предложении.

3. Затем нужно рассмотреть оставшиеся слова и подумать, как они сочетаются с оставшейся главной парой; возможно, среди них будут слова, обозначающие признаки, свойства подлежащего, тогда поставить их на соответствующее место в будущем предложении.

4. Среди оставшихся слов рассмотреть слова, обозначающие предметы, явления и слова, обозначающие их признаки; собрать среди них пары «предмет – его признак».

5. На следующем этапе постараться разместить все отдельные слова и пары слов на соответствующих местах в предложении.



































Список литературы:

Нормативные документы

1.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития [Текст] : проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

Научная литература

3.Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1128-1139.

4.Шпилевая С.Г. Руководство для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. – Калининград.: СМСС, 2011

5.Стребелева Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - № 1. - С. 3 -11.

6.Малофеев Н.Н. Проблемы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во УРАО, 2005. – 12 с.

7.Кинаш Е.А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [Текст] : сб. статей // Специальное образование: материалы VII междунар. науч. конф., 21-22 апреля 2011 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – Т. II. – C. 153-156.

8.Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2012. – 320 с.

9.Хайдарпашич M.Р. Компьютерный инструмент педагога для выявления индивидуальных достижений и трудностей детей в освоении представлений о мире // Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе индивидуализации воспитания детей с разным уровнем способностей: [cборник научных статей]. – Литва, Lucilijus. – 2012. – 83 c.

10.Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая помощь детям с нарушением интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации [Текст] / С.Б. Лазуренко // Дефектология – 2012. – № 5. – С. 26-41.

Интернет-ресурсы

11.Михайлина М.Ю. Социально-психологическое сопровождение образования детей с ограниченными возможностями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=410 ( дата обращения 07.06.2015)

12.Поташова И.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47082.shtml (дата обращения: 08.06.2015)



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!