СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие читательской грамотности у обучающихся 8-х классов на примере отрывка “Повести временных лет” “Убиение Игоря древлянами”

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие читательской грамотности у обучающихся 8-х классов на примере отрывка “Повести временных лет” “Убиение Игоря древлянами”»

Конкурс школьных команд по функциональной грамотности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №31 ИМЕНИ РОМАНА ПЕТРОВИЧА СТАЩЕКО»

Конкурс школьных команд по функциональной грамотности


Методическая разработка по формированию функциональной грамотности обучающихся

«Развитие читательской грамотности у обучающихся 8-х классов на примере отрывка “Повести временных лет” “Убиение Игоря древлянами”















Разработала:

Куликова Анастасия Владиславовна,

учитель русского языка и литературы





Цели: формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной литературе.

Задачи:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

2) воспитание квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное:

3) развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному;

4) воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций:

4) сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств:

5) развивать читательскую грамотность среди обучающихся.

Планируемые результаты

I. Личностные:

1) осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

2) овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

II. Метапредметные

1) применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

2) выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

3) находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

4) самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

5) оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

6) эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

7) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

8) сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

9) использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

10) самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

II. Предметные

1) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях

2) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;


I. Организационный этап


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Галерея изображений (ассоциации)

Обучающиеся рассматривают изображения и думают, как они взаимосвязаны. При необходимости даётся подсказка: изображения имеют отношение к названию известного древнерусского произведения (Приложение 1, презентация)


Рассмотрев все изображения и поняв, как они взаимосвязаны, обучающиеся приходят к выводу, что все они имеют отношение к «Повести временных лет», отрывок «Убиение Игоря древлянами». Работу можно выполнять индивидуально, в парах или мини-группах.

II. Актуализация опорных знаний

Обучающиеся знакомятся с текстом. Как правило, ряд слов в нем вызывает затруднения в понимании текста. Ученики сопоставляют то или иное слово с его значением (перетаскивание). Данное задание можно выполнить на рабочем листе (Приложение №2) или с помощью раздела «Тесты» ЦОС «Моя школа» (см. Приложение №1, презентация, QR-код)

П
росмотр видеоролика о летописце Несторе



Вопросы для актуализации опорных знаний:

1. Кто такой Нестор?

2. В каком веке была написана летопись?

3. Какие жанры древнерусской литературы включает себя летопись?



III. Освоение нового материала

Просмотр отрывка видеоролика «Повесть временных лет. Княжение князя Игоря»















IV. Применение изученного материала

После ознакомления с текстом «Убиение Игоря древлянами» обучающиеся проверяют знание текста произведения, составляя таблицу с элементами двухчастного дневника и отвечая на вопросы «Кто сказал фразу?»

Цитата

Чьи слова

Комментарий к цитате

 «Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей».




«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам».




«Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит»




 «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди»




«Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости».






По прошествии некоторого времени обучающиеся могут дорисовать 4 колонку «Комментарий к комментарию». Это поможет в переосмыслении произведения (трёхчастный дневник).

V. Диагностика (самодиагностика)

Обучающиеся выполняют задание на рабочих листах в формате взаимопроверки

1. С каким событием связанна эта ситуация: жителям древлянской столицы Искоростеня  велели собрать дань -по три голубя и по три воробья со двора. Ратные люди, завернув в маленькие тряпочки серу с огнем, привязали к каждой птице и пустили их на волю. Птицы полетели домой и подожгли город.

3. Почему Игорь пошёл за данью к древлянам?

3. За что древляне убили Игоря?

4. Как Ольга решила отомстить древлянам?

5. К какому роду литературы относится это произведение?

VI. Рефлексия

Рефлексию можно организовать в двух вариантах

1. Акрослово

Дайте характеристику Ольге:

О –

Л –

ь – -

Г –

А –

2. Три «М»

Обучающиеся должны взять три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и один, который улучшит их работу на следующем уроке;

VII. Домашнее задание (по группам)

1. составить план отрывка «Убиение Игоря древлянами»;

2. составить кроссворд по актуализированному и изученному материалу (см. приложение 3)

3. составить перечень вопросов по пройденному материалу.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!