Развитие читательской грамотности
через проектную деятельность
Чтение является одним из важнейших навыков в жизни человека. Оно позволяет нам получать информацию, общаться, учиться и развлекаться. Однако для многих людей чтение может быть сложным. Проектная деятельность может быть эффективным способом развития навыков чтения у учащихся. Проектная деятельность включает в себя планирование, проведение и представление проекта. В рамках проекта ученики читают различные тексты, анализируют информацию и создают собственные продукты, демонстрирующие их понимание прочитанного материала. Этот процесс может помочь детям развить навыки критического мышления, анализа и решения проблем, которые необходимы для эффективного чтения.
Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления у учащихся. Предложив им задания на создание собственных произведений на основе прочитанного материала, педагог может стимулировать их фантазию и воображение. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и осмысленному восприятию текстов.
Важным аспектом проектной деятельности является также возможность для школьников работать в коллективе. Совместная работа над проектом способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и находить общий язык с другими участниками группы. Это важный аспект социализации и развития личности.
Кроме того, проектная деятельность позволяет стимулировать интерес к чтению у учащихся. Благодаря тому, что они могут выбирать тему проекта сами и самостоятельно исследовать ее, чтение перестает быть скучным и обязательным занятием, а становится увлекательным и полезным способом узнавать новое. Таким образом, проектная деятельность может стать эффективным инструментом развития читательской грамотности у учащихся различных возрастных групп.
Одним из важных аспектов проектной деятельности является также развитие самостоятельности у учащихся. При работе над проектом они учатся планировать свою деятельность, выделять главное, искать информацию и анализировать ее. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в жизни, помогая им стать успешными и самостоятельными людьми. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию исследовательских навыков у учащихся. Они учатся формулировать вопросы, искать ответы на них, анализировать информацию и делать выводы. В результате такой работы их критическое мышление улучшается, а способность к самообразованию и постоянному обучению укрепляется.
Таким образом, проектная деятельность играет важную роль в развитии учащихся, помогая им не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать целый ряд полезных навыков и качеств, которые пригодятся им в будущем.
В зависимости от индивидуальных, личностных особенностей ребёнка (тип темперамента, работоспособности, уровня интеллектуального развития, интересов, увлечений) я стараюсь подбирать для учащихся определённый тип проекта.
Исследовательский проект подходит для детей с научным складом ума, чаще всего это дети любящие проводить эксперименты, исследования. Их знания выходят за рамки предмета по интересующей теме. Например, проект «Только в полётах живут самолёты». Мотивацией для создания такого проекта стала запланированная экскурсия в музей ВВС дальней авиации. В проектах «Цвет и свет», «В мире красок» ученики изучали химические и физические свойства исследуемых объектов.
Очень важно, когда проект зарождается в детях. Ребёнка интересует какой-то вопрос. Так было с проектом «В поисках динозавров». Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослому, не даст должного эффекта, поэтому в данном проекте я выступала в роли помощника (посоветовала отправиться в краеведческий музей, некоторую литературу, помогла выбрать самую необходимую информацию).
Есть у нас и творческие проекты. Например, группой учащихся был создан проект «Песни военных лет». Правда родился он из учительского, был посвящён празднованию 78-летия Великой Победы. В его реализации принимали участие дети, увлечённые музыкой, изобразительным искусством. Ребята смогли себя реализовать в этом проекте, наверно 1 урока музыки и ИЗО им недостаточно для развития их творческого потенциала. Творческий проект предусматривает соответствующее оформление в виде сценария видеофильма, статьи, рубрики в газету, альбома. Продуктом данного проекта стал сборник песен с детскими иллюстрациями. Песни были выбраны самые популярные среди детей и взрослых в результате анкетирования.
Дети приобрели определённый опыт: работа с различными источниками информации, выступление перед аудиторией, умение отвечать на вопросы по теме, планировать и анализировать свою деятельность, делать выводы.
С помощью данного метода можно осуществить не только поддержку и развитие способных детей, но и провести коррекцию. Что я имею ввиду. Например, для детей скованных, малообщительных предлагаю работу в группе, чтобы ребёнок не замыкался, не чувствовал себя одиноким, а понимал, что может рассчитывать на поддержку одноклассников. Во время деятельности создаются условия- проект ведь требует выполнение общей задачи и ребёнок учится преодолевать трудности.
Если дети боятся общаться с незнакомыми учителями, это особенно важно в выпускных 4 классах, можно использовать мини-проекты: интервью, можно в виде анкеты, их должно быть несколько в течение года (задал вопрос-выслушал ответ). Робкий ребёнок получает опыт общения, вступая в контакт с определёнными людьми.
Требования к учебному проекту достаточно простые, но главное из них- «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок- тем проще проект.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.