СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность является эффективным способом развития навыков чтения у обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности через проектную деятельность»

Развитие читательской грамотности

через проектную деятельность


Чтение является одним из важнейших навыков в жизни человека. Оно позволяет нам получать информацию, общаться, учиться и развлекаться. Однако для многих людей чтение может быть сложным. Проектная деятельность может быть эффективным способом развития навыков чтения у учащихся. Проектная деятельность включает в себя планирование, проведение и представление проекта. В рамках проекта ученики читают различные тексты, анализируют информацию и создают собственные продукты, демонстрирующие их понимание прочитанного материала. Этот процесс может помочь детям развить навыки критического мышления, анализа и решения проблем, которые необходимы для эффективного чтения.

Проектная деятельность также способствует развитию творческого мышления у учащихся. Предложив им задания на создание собственных произведений на основе прочитанного материала, педагог может стимулировать их фантазию и воображение. Это, в свою очередь, способствует более глубокому и осмысленному восприятию текстов.
Важным аспектом проектной деятельности является также возможность для школьников работать в коллективе. Совместная работа над проектом способствует развитию коммуникативных навыков, умению договариваться и находить общий язык с другими участниками группы. Это важный аспект социализации и развития личности.
Кроме того, проектная деятельность позволяет стимулировать интерес к чтению у учащихся. Благодаря тому, что они могут выбирать тему проекта сами и самостоятельно исследовать ее, чтение перестает быть скучным и обязательным занятием, а становится увлекательным и полезным способом узнавать новое. Таким образом, проектная деятельность может стать эффективным инструментом развития читательской грамотности у учащихся различных возрастных групп.

Одним из важных аспектов проектной деятельности является также развитие самостоятельности у учащихся. При работе над проектом они учатся планировать свою деятельность, выделять главное, искать информацию и анализировать ее. Эти навыки будут полезны им не только в учебе, но и в жизни, помогая им стать успешными и самостоятельными людьми. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию исследовательских навыков у учащихся. Они учатся формулировать вопросы, искать ответы на них, анализировать информацию и делать выводы. В результате такой работы их критическое мышление улучшается, а способность к самообразованию и постоянному обучению укрепляется.

Таким образом, проектная деятельность играет важную роль в развитии учащихся, помогая им не только лучше усваивать учебный материал, но и развивать целый ряд полезных навыков и качеств, которые пригодятся им в будущем.

В зависимости от индивидуальных, личностных особенностей ребёнка (тип темперамента, работоспособности, уровня интеллектуального развития, интересов, увлечений) я стараюсь подбирать для учащихся определённый тип проекта.

Исследовательский проект подходит для детей с научным складом ума, чаще всего это дети любящие проводить эксперименты, исследования. Их знания выходят за рамки предмета по интересующей теме. Например, проект «Только в полётах живут самолёты». Мотивацией для создания такого проекта стала запланированная экскурсия в музей ВВС дальней авиации. В проектах «Цвет и свет», «В мире красок» ученики изучали химические и физические свойства исследуемых объектов.

Очень важно, когда проект зарождается в детях. Ребёнка интересует какой-то вопрос. Так было с проектом «В поисках динозавров». Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она не казалась взрослому, не даст должного эффекта, поэтому в данном проекте я выступала в роли помощника (посоветовала отправиться в краеведческий музей, некоторую литературу, помогла выбрать самую необходимую информацию).

Есть у нас и творческие проекты. Например, группой учащихся был создан проект «Песни военных лет». Правда родился он из учительского, был посвящён празднованию 78-летия Великой Победы. В его реализации принимали участие дети, увлечённые музыкой, изобразительным искусством. Ребята смогли себя реализовать в этом проекте, наверно 1 урока музыки и ИЗО им недостаточно для развития их творческого потенциала. Творческий проект предусматривает соответствующее оформление в виде сценария видеофильма, статьи, рубрики в газету, альбома. Продуктом данного проекта стал сборник песен с детскими иллюстрациями. Песни были выбраны самые популярные среди детей и взрослых в результате анкетирования.

Дети приобрели определённый опыт: работа с различными источниками информации, выступление перед аудиторией, умение отвечать на вопросы по теме, планировать и анализировать свою деятельность, делать выводы.

С помощью данного метода можно осуществить не только поддержку и развитие способных детей, но и провести коррекцию. Что я имею ввиду. Например, для детей скованных, малообщительных предлагаю работу в группе, чтобы ребёнок не замыкался, не чувствовал себя одиноким, а понимал, что может рассчитывать на поддержку одноклассников. Во время деятельности создаются условия- проект ведь требует выполнение общей задачи и ребёнок учится преодолевать трудности.

Если дети боятся общаться с незнакомыми учителями, это особенно важно в выпускных 4 классах, можно использовать мини-проекты: интервью, можно в виде анкеты, их должно быть несколько в течение года (задал вопрос-выслушал ответ). Робкий ребёнок получает опыт общения, вступая в контакт с определёнными людьми.

Требования к учебному проекту достаточно простые, но главное из них- «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок- тем проще проект.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию функциональной грамотности обучающихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!