СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие чистоты интонации в пении детей. Методический доклад.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чистое интонирование -  основа пения. Тема весьма актуальна для многих представителей музыкальных профессий. Данная работа - исследование методов решения проблемы интонирования у детей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие чистоты интонации в пении детей. Методический доклад.»

Методический доклад

преподавателя академического вокала

ГУ ЛНР «Луганское учреждение

дополнительного образования –

музыкальная школа № 2»

Перевязко Лилианы Сергеевны

На тему: «Развитие чистоты интонации в

пении детей».















2018 г.

Краеугольным камнем в пении является чистота интонации.

Что это значит? Чисто интонировать – означает правильно передавать высоту звука, брать ноты во время исполнения произведений без искажения, не фальшиво. Чистое интонирование – основа вокального пения.

Проблема чистого интонирования это не только недостаточно развитый музыкальный слух, это целый комплекс составляющих, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше.

От чего зависит чистота интонации?

Здесь много факторов:

  1. Наличие и развитость музыкального слуха;

  2. Правильная опора во время пения;

  3. Правильное певческое дыхание во время исполнения музыкальных произведений;

  4. Степень развития внутреннего слуха;

  5. Правильное звукообразование, дикция;

  6. Сформированный, здоровый голосовой аппарат;

  7. Отсутствие различных зажимов во время пения;

  8. Слухо-голосовая координация;

  9. Развитая артикуляция;

  10. Удобная тональность в подобранных для исполнения произведениях;

  11. Эмоциональный фон занятий, доброжелательная атмосфера и т.д.



Работа с детьми всегда требует особой чуткости, осторожности в достижении поставленных целей. На это нужно обратить внимание, т.к. при некомпетентном подходе можно нанести непоправимый вред ребенку.

Трудиться над чистотой интонирования, доводить до совершенства тона примарной зоны и расширять диапазон нужно очень аккуратно, с особой бережностью и осторожностью.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Это относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией. Многое зависит от преподавателя.

Далее давайте рассмотрим

методы развития чистого интонирования у детей.



  1. Создание комфортной, доброжелательной обстановки на каждом занятии с ребенком. Нужно дать возможность расслабиться, оставить все проблемы за порогом; легко, свободно приступить к занятию вокалом. Ритуал приветствия, беседа, чаепитие здесь очень кстати.

  2. Распевание в начале занятия поможет настроиться, разогреть голосовой аппарат, подготовиться к более серьезным занятиям.

  3. Особое внимание – правильной опоре и дыханию. Важно пение «на зевке». Не помешают специальные упражнения на дыхание (упражнения со свечой, с искусственными цветами).

  4. Очень полезно для развития чистоты звучания петь вокализы, которые подбираются индивидуально, с учетом способностей ребенка и его потребности.

  5. Серьезно нужно подойти и к подбору песенного репертуара. Произведения должны быть в удобной тональности, нравиться ребенку, приносить радость, удовольствие.

  6. Использование эмоционально-образных методов обучения у детей для развития интонационных навыков сольного пения. Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.

  7. Разучивание и проговаривание скороговорок решит проблему развития дикции и правильного звукообразования у детей. Привожу пример скороговорок, используемых в работе:









  1. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

  2. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т. п.- всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков.

  3. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда - недостаточная работа артикуляционного аппарата. Учитель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Услышав, как свободно зазвучал голос, и поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении.

  4. Мягкое звукообразование, пение в постепенно повышающейся тесситуре ( ля1- до2) на staccato с переходом на legato, нахождение лёгкого головного звучания на опёртом дыхании – всё это будет способствовать « снятию» грудного звучания, а вместе с тем и улучшению чистоты интонирования.

  5. Требования преподавателя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар народные песни, колыбельные.

  6. Для развития музыкальности слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей.

  7. Петь произведение вместе с солистом (учителем или хорошо интонирующим ребенком более старшего возраста).

  8. Копировать пение выдающихся вокалистов.

  9. Устраивать уроки-прослушивания арий из опер и т.п.

  10. Вырабатывать у детей умение слушать себя, оценивать качество своего пения.

  11. Пропевание песни в правильной вокальной позиции с закрытым ртом.

  12. Настройка в тональности перед работой над песней.

  13. Пропевание мелодии песни на различные слоги или гласные.

  14. Мажор петь легче, поэтому начинать петь нужно с него.

  15. Уделять внимание полутонам и тонам.

  16. Должное внимание - гигиене голоса и его охране.

  17. Пение в игровой форме, обыгрывание песни, копирование голосов птиц, животных…

  18. Прохлопывание песен.

  19. Пение от лица разных персонажей с целью лучшего понимания художественного образа.

27. Исполнение песни для какого-нибудь персонажа, который одобряет или не одобряет пение детей с целью поддержания интереса и чистоты интонирования (для малышей это может быть зайчик, который поднимает ушки если ему понравилось пение детей, или опускает их, если что-то ему не понравилось).

28. Просмотр видеозаписей с вокальных конкурсов.

29. Подготовка и участие детей в праздниках, развлечениях, концертах, в вокальных конкурсах.

30. Шуточные песенки и упражнения для певческой установки перед началом пения с целью формирования правильной певческой стойки («Петь приятно и удобно» Л. Абелян, «Сидит дед» М. Картушиной).

31.Пение a capella с обыгрыванием игрушек, картин, иллюстраций с целью выработки более сосредоточенного внимания поющего к звучанию своего голоса.

32. Игра «Музыкальное эхо» с целью точного повторения мелодии за педагогом.

33. Использование наглядных пособий с целью развития звуковысотного слуха и с целью поощрения за чистое интонирование (игры «Три поросенка», «Кто в домике живет?»).



















Литература

1. Алмазов А., Орлова Е. «О некоторых причинах плохого интонирования у детей», Известия АПИ-100

2. Белобородова В. «Развитие музыкального слуха» М., 1965г.

3. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики» М.,1968г.

4. Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеообразовательной школе». Киев. Музычина,1989г.

5. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей» М.,1998г.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973.

7.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших школьников. М.: Просвещение, 1985.

8.Клюева Е. В, Шадрина М.Г. Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении. Худ. Образование в России, Арзамас, 2002.

9.Метлов Н.А. Музыка - детям. - М.: Просвещение, 1985.

10.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

11.Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994, № 2, стр.24 - 30.

12.Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. А. Д. Войнова. Москва – 1960.

13.Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1978.

14.Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992, стр.39.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!