СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутый конспект текста историко-культурного стандарта.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте представлены задачи и концептуальные основы ИКС, рекомендации для подготовки школьного учебника, основные разделы, "трудные вопросы" изучения в курсе отечественной истории.

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутый конспект текста историко-культурного стандарта.»

Развернутый конспект текста историко-культурного стандарта.

Выполнила учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №3 г. Мирного Аносова О.А.

Необходимость создания и задачи ИКС

1.Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования.

2.Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

3.Задачи учебно-методического комплекса:

- создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

4.Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников

5. Составлен перечень «трудных вопросов истории» с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.


Концептуальные основы историко-культурного стандарта


1.Культурно-антропологический подход (особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы).



2. Этнокультурный компонент: (история страны через историю регионов)



3. Учебник как навигатор (учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д.)

Рекомендации для подготовки нового школьного учебника по «Истории России»

1.Изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

2. Формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности.

3. Акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг.

4. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса

5. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

6. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и новыми ФГОС, в условиях т.н. «концентрической» системы преподавания истории, следует кардинально пересмотреть содержание курса истории в старшей школе.

7. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности

8. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

9.Создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

Разделы историко-культурного стандарта

1. Раздел I.
От Древней Руси к Великому княжеству Московскому

2. Раздел II.
Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству

3. Раздел III.
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи

4. Раздел IV.
Российская империя в XIX – начале XX вв

5. Раздел V. 
Формирование и эволюция советской системы. 
Великая Отечественная война 1941-1945 гг

6. Раздел VI. 
Апогей и кризис советской системы
(1945 - начало 1980-х гг.)

7. Раздел VII.
Распад СССР и становление новой России (1985-2012 гг.)


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
«трудных вопросов истории»


- образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

- существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

- исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

- причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

- роль Ивана IV Грозного в российской истории;

- попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

- присоединение Украины к России (причины и последствия);

- фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

- причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

- сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;

- оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

- характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России;

- оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.;

- характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

- оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.;

- причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

- русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;

- причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

- характер национальной политики большевиков и ее оценка;

- причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

- оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

- цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

- оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

советская национальная политика;

- причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

- причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

- причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

- оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

- причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!