СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый план - конспект по теме: Строение и принципы работы нервной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Строение и принципы работы нервной системы 

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план - конспект по теме: Строение и принципы работы нервной системы»

Тема урока: Строение и принципы работы нервной системы

Цель: Продолжить формирование представлений о значении, строении и принципах работы нервной системы человека

Задачи:

образовательные: расширение знаний о значении нервной системы для человека, общем плане построения нервной системы и строении головного мозга, классификации нервной системы по расположению и функциям, принципе работы нервной системы

развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, развитие навыков осмысленного запоминания схем, содействие развитию естественно-научного мировоззрения; продолжить формирование умений работать с учебным пособием

воспитательные: стимулирование познавательной активности, воспитание стремления к самостоятельной деятельности, формирование экологической культуры

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесно- наглядные

Ход урока:

Организационный момент

Мотивация учащихся:

(запись произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”)

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

А.С. Пушкина

Наверняка вы сегодня торопились на занятия и не смогли по достоинству оценить прелесть осенней поры. А какова причины таких изменений в жизни растений? (изменение длины светового дня) Какое свойство живого демонстрирует это явление природы? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды).  С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью гуморальной регуляции. Но организм человека тоже реагирует на изменения окружающей среды, в том числе на смену времен года. Давайте вспомним, какие виды регуляции свойственны нашему организму

Актуализация знаний:

в форме биологического диктанта по вариантам (на 3 мин, пронумеруйте в колонку от1-10 и рядом проставьте соответствующие буквы):





Вопросы


Ответы

1

Физиологические функции, направленные на поддержание жизнедеятельности, размножение и развитие называются...

а

Гуморальная регуляция

2

универсальный механизм взаимодействия органов и систем органов, благодаря которому автоматически возникают ответные реакции на воздействия внешней среды

называется...

б

К.Бернар

3

Регуляция функций, которая осуществляется при помощи биологически активных веществ- гормонов называется ...

в

Вегетативные

4

состояние относительного динамического постоянства внутренней среды организма, поддерживаемого за счет саморегуляции

г

регуляция

5

значение постоянства внутренней среды организма обосновал ученый ...

д

гомеостаз

6

Термин гомеостаз ввел ученый ...

е

соматические

7

Скорость передачи нервного импульса равна ...

Ж

психические

8

Физиологические функции, связанные с восприятием окружающей среды органами чувств и движением называются

З

прямая

9

Единая форма саморегуляции организма, образованная тесно взаимосвязанными и взаимодействующими нервной и гуморальной называется ....

И

0,5 м/с

10

Действие нервной системы на выработку железами внутренней секреции является примером .... связи

К

обратная



л

Нервногуморальная регуляция

з

Центральная

и

Ферментативная

к

Саморегуляция

Л

У. Кеннон

м

И.П. Павлов

н

периферическая

о

120 м/с

Собрать задания.

Какая регуляция свойственна человеческому организму?

Какая из регуляций совершеннее? Давайте сравним виды регуляций по следующим пунктам (вызвать ученика):







Признаки

Нервная регуляция

Гуморальная

регуляция

Регулирующий фактор



Механизм передачи регулиру­ющего фактора



Передача регулирующего фактора по времени к органу- исполнителю



Продолжительность воздей­ствия регулирующего фактора на орган-исполнитель



Степень точности воздействия регулирующего фактора на орган-исполнитель




Попытайтесь сформулировать вывод к этой таблице сравнения?

Вопрос на 9-10 баллов:

Как объяснить, что под воздействием стресса на стенках желудка и 12-перстной кишки появляются язвы? (стимулируется выработка гормонов, которые способствуют выделению пищеварительных соков, которые самопереваривают слизистые оболочки внутренних органов)

Поставить отметку, прокомментировать

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме. Как на рычажных весах ( Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону)

К чему приводит смещение равновесия? 

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

По какой причине может возникнуть это нарушение? (образ жизни и роль среды).

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Мы живем в городе, где уровень загрязнения достаточно высокий. Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции)

Даже обстановка вокруг нас влияет на равновесие в системе, что доказывает и следующий пример:

Мрачная окружающая обстановка, темные тона, действую на человека угнетающе, вызывают депрессию, тогда как яркие, оптимистические краски, поднимают настроение? (мрачная цветовая гамма воспринимается органами зрения с помощью нервной системы, передается железам внутренней секреции, где вырабатывается гормон кортизол, который и погружает в депрессию, и наоборот, яркая цветовая гамма способствует выработке гормона метирапона, вызывающего у человека оптимизм). Не будьте мрачными, больший улыбайтесь и дарите окружающим метирапон!!!


Как вы считаете, какая из регуляций все- таки является руководящей. Какова тема нашего урока сегодня?

Запишите тему урока и дату в тетрадь " Строение и принципы работы нервной системы"

Как вы считаете какова цель нашего урока сегодня?

Цель: Продолжить формирование представлений о значении, строении и принципах работы нервной системы человека

Изучение нового материала:

Представьте, если бы в нашем организме сокращение и расслабление мышц осуществлялось произвольно, а изменение частоты дыхания и ритма сокращений сердца не было связано с интенсивностью движения, наша гибель была бы неизбежной. Поэтому трудно переоценить значение нервной системы. В чем оно заключается?

Нервная система выполняет следующие функции:

  • объединяет все части организма в единое целое;

  • регулирует работу разных органов и систем;

  • осуществляет связь организма с внешней средой и приспособление его к условиям среды;

  • определяет психическую деятельность человека, его сознание, мышление, речь

С чем всегда связаны выполняемые функции? Что является структурно- функциональной единицей нервной системы? (нейрон)


Давайте вспомним его строение. Перед вами два рисунка сделанные учащимися, определите какой из них сделан отличником и объясните свой выбор, назовите части нейрона.

Клетки объединяются в ткани. Что кроме нейронов формирует нервную ткань? (клетки глии), какие функции они выполняют? (защитная, опорная, питание)

Нервная ткань формирует определенную систему органов: перед вами различные типы нервных систем, расположенных в процессе эволюции, назовите их типы?

  1. диффузная (кишечнополостные)

  2. стволовая (круглые, плоские черви)

  3. ганглионарная (кольчатые, членистоногие)

  4. трубчатая (хордовые)

В чем заключалось усложнение систем? (концентрации нервных клеток), как это отражалось на поведении животных? (сложное поведение)

Наиболее сложно устроенной нервной системой является нервная система человека.

Которую можно классифицировать по 2-м признакам.

1 признак: по анатомическому и топографическому признакам (стр. 25-26)

2 признак: по выполняемым функциям: на автономную и соматическую.

Прочитайте материал учебника на стр. 26 и заполните таблицу:


тип нервной системы (по выполняемым функциям)

Органы, которые контролирует

Функции

Соматическая

Кожа, опорно- двигательный аппарат

Рецепция, сокращение скелетных мышц

Автономная (вегетативная)

Сердце, сосуды, внутренние органы, железы внутренней секреции

Обмен веществ, рост, размножение

Автономная нервная система включает 2 отдела (видеофрагмент)

Просмотрите видеофрагмент и скажите:

какой отдел связан с системой тревоги? (симпатический)

какой с системой покоя? (парасимпатический)

симпатический отдел - система сложных ситуаций, тревоги) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии (что-то услышал неожиданное: расширяются зрачки, возрастает частота сокращений сердца, замедляется деятельность пищеварительной системы, учащается дыхание)

Более подробно автономную нервную систему мы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Но все же все функции нервной системы находятся под контролем ЦНС, особенно головного мозга. Давайте вспомним основные его отделы (на слайде, дописать цифры).

В каком направлении шла эволюция головного мозга позвоночных животных? (увеличения больших полушарий, борозд, извилин). Как это отразилось на поведении?

Сегодня мы познакомились лишь с общим планом построения нервной системы и ее значением. Но уже можем прийти к определенным выводам. Продолжите предложения:

Выводы:

  1. Структурно - функциональной единицей нервной системы является...

  2. Нервная система (по анатомическому и топографическому признакам) делится на .... и ....

  3. Нервная система (по функциям) делится на .... и ....

  4. В автономной нервной системе выделяют отделы: ... и ...

  5. Нервная система имеет .... принцип работы

  6. Головной мозг состоит из 5 отделов: ....

Закрепление учебного материала:

Проверим степень усвоения вами знаний по теме, выполнив тестовые задания

Анализ и подведение итогов, домашнее задание:

параграф 7 (2 стр 27(на 1-6), 4 стр27 (7-8)

Творческий вопрос: У многих гениальных ученых в головном мозге наблюдается сильное влияние вспомогательных глиальных клеток. Предложите объяснения данному факту?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!