СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутые тематические планы «История России»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развернутые тематические планы «История России»»

Пояснительная записка

Развернутые тематические планы «История России» для 6–9 классов разработаны на основе Примерной программы курса «История России» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, а также сборника материалов по реализации Федерального компонента Государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области (авторы-составители Е. И. Колусева, ведущий специалист Комитета по образованию Администрации Волгоградской области, Н. И. Чеботарева, методист Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования. – Волгоград: Учитель, 2006).

Тематические планы по истории России ориентированы на комплект учебников:

 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.

Реализация тематических планов рассчитана на следующее количество часов:

6 класс – 39 часов (2 ч в неделю, 29 ч выделяется на изучение истории Средних веков);

7 класс – 42 часа (2 ч в неделю, 26 ч выделяется на изучение Новой истории);

8 класс (I вариант, История России: XIX век) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новой истории);

8 класс (II вариант, История России: XIX – начало ХХ века) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новой истории);

9 класс (I вариант, История России: XX – начало ХХI века) – 68 часов (3 ч в неделю, 34 ч выделяется на изучение Новейшей истории зарубежных стран);

9 класс (II вариант, История России с 1917 года до начала ХХI века) – 44 часа (2 ч в неделю, 24 ч выделяется на изучение Новейшей истории зарубежных стран).

Отличительной особенностью тематических планов является наличие тем, отведенных для изучения исторических событий родного края (в нашем случае это региональный компонент Волгоградской области), что дает возможность учителю использовать этот вариант и планировать собственное содержание исторических фактов конкретного региона по аналогии с предлагаемым примером.

Уроки, посвященные истории родного края, включены в планирование 7, 8 классов (I вариант), 9 класса (I вариант). Распределение часов на их изучение соответственно 3 часа, 2 часа, 3 часа.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа (1 ч).

Настоящие планы составлены в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания исторического образования.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы и, соответственно, тематического планирования, находятся в соответствии с Примерной программой на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Сборник нормативных документов. История (М.: Дрофа, 2008).

Тематические планы ориентированы на следующие основные цели и задачи курса:

– воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

– освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

– овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

– формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

– применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

При составлении рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XIX век: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века: учебник / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России с древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: конец XVI–XVIII век. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XIX век. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2008.

 Данилов, А. А. История России: XX–начало XXI века. Поурочные разработки: пособие для учителя / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2008.

 Россия и Мир: учебная книга по истории / под ред. А. А. Данилова. – М.: ВЛАДОС, 1994. – (Российский лицей).

 Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века / М. Н. Зуев. – М.: Дрофа, 2001. – (В помощь абитуриенту).



Программно-тематическое планирование курса «История России». 9 класс (68 ч)



п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнительного
содержания образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Россия на рубеже XIX–XX вв.

(10 ч)

Государство и российское общество
в конце ХIХ – начале ХХ в.

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Территориальная структура Российской империи в начале ХХ в., количественная и этническая характеристика ее населения. Политическая система Российской империи начала ХХ в. Особенности российской модернизации. Российское общество в начале ХХ в. Положение основных классов и социальных слоев.

Основные понятия: государственные символы, индустриальное общество, модернизация, образ жизни, социальная структура


Иметь представление о территориальной структуре Российской империи начала ХХ в. и многонациональном составе ее населения.

Знать особенности российского варианта модернизации.

Уметь давать характеристику политическому строю и социальной структуре российского общества в начале ХХ в.


§ 1, вопросы и задания, с. 12



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2


Экономическое развитие страны

1

Школьная лекция

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже веков. Политика

модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. С. Ю. Витте. Влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности.

Основные понятия: монополия, формы монополий, многоукладная экономика


Иметь представление об особенностях экономического развития Российской империи, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Знать о причинах
и формах государственного вмешательства в экономику, о влиянии иностранного капитала на развитие российской промышленности.

Знать особенности развития сельского хозяйства в начале ХХ в.

Уметь характеризовать причины низкой рентабельности сельскохозяйственного производства

Анализ диаграмм

§ 2, вопросы и задания,

с. 18–19



Продол

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3


Общественно-политическое развитие России в 1894–
1904 гг.

1

Комбинированный урок

Николай II: личность монарха в оценках историков и современников. Борьба в верхних эшелонах власти. Нарастание противоречий между властью и обществом. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского. Особенности российской многопартийности.

Программные установки и тактика ведущих политических партий социалистического направления. Радикализация либерального движения.

Основные понятия: политическая партия, многопартийность

«Зубатовский социализм»

Уметь давать характеристику Николаю II и его политическим воззрениям, иметь представление об основном противоречии политической системы – между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью.

Уметь характеризовать перспективы развития России
в контексте Витте-Плеве.

Уметь анализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций

Таблица «Монополистические объединения в России начала ХХ в.»

§ 3, вопросы и задания,

с. 28–29



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

4


Внешняя политика. Русско-японская война 1904–
1905 гг.

1

Школьная лекция

Основные направления внешней политики

России на рубеже ХIХ–ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало русско-японской войны. Падение Порт-Артура. Ход военных действий в 1905 г. Окончание войны. Сближение России и Англии.

Основные понятия: агрессия, аннексия, всеобщее разоружение, гегемония, контрибуция, эскалация


Иметь представление об основных внешнеполитических приоритетах в начале ХХ в., экспансионистских устремлениях на Дальнем Востоке при сохранении мира и стабильности в Европе.

Знать предпосылки, ход, причины поражения и влияние русско-японской войны на российское общество и внутриполитическую ситуацию в стране

Таблица «Основные события русско-япон-
ской войны»

§ 4, вопросы и задания, с. 34



5


Первая российская революция. Реформы политической системы

1

Школьная лекция с элементами беседы

Причины и начало революции 1905 г. «Кровавое воскресение». Развитие революции весной и летом 1905 г. Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Формирование

Манифест 17 октября. Монархическое и черносотенное движения

Знать причины, этапы и итоги революции 1905–1907 гг., основные социально-экономические и политические противоречия, иметь представление о работе первой и второй Государствен-


§ 5, вопросы и задания, с. 45–49, составление опорного конспекта



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






монархических и либерально-политических партий. Декабрьское вооруженное восстание. Политическая реформа 1906 г. Деятельность первой и второй Государственной думы. Итоги революции.

Основные понятия: Государственная дума, избирательные курии, либеральные и монархические партии, Советы, фракция


ной думы и появлении системы политических партий, анализировать возможности развития Российской империи как конституционной монархии





6


Экономические реформы

1

Комбинированный урок

П. А. Столыпин: личность, деятельность,
оценка современников
и историков. Суть столыпинской аграрной реформы и ее итоги. Разрушение общины и переселенческая политика.

Основные понятия: кооперация, отруб, хутор


Иметь представление о реформах Столыпина как об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху».

Знать политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства.

Работа
с документами

§ 6, вопросы и задания, с. 51



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12








Уметь сравнивать столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами





7


Политическая жизнь в 1907–

1914 гг.

1

Комбинированный урок

Новый избирательный закон 1907 г. Третья

Государственная дума. Национальная политика России в 1907–1914 гг. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. Четвертая Государственная дума


Знать причины краха столыпинских реформ.

Уметь давать характеристику политическому составу третьей и четвертой Государственной думы.

Знать причины нарастания революционных настроений


§ 7, вопросы и задания, с. 56



8


Духовная жизнь «Серебряного века»

1

Урок-конференция

Духовное состояние общества. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Скульптура, архитектура. Музыка. Театр, балет. Кинематограф.

Основные понятия: акмеизм, модернизм, русская религиозная


Иметь представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века».

Знать конкретные примеры достижений русской науки и философии, направления в искусстве

Реферат «Развитие русской культуры “Серебряного века”»

§ 8, вопросы и задания, с. 63



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






философия, «Серебряный век» русской культуры, символизм, футуризм


Знать основные персоналии данного периода





9


Россия

в Первой мировой войне

1

Интегрированный урок

Международные отношения в конце XIX – начале XX в. Завершение колониального раздела мира. Складывание межгосударственных блоков – Тройственного союза и Антанты. Причины, начало Первой мировой войны. Война и общество.
Основные военные действия на Восточном и Западном фронте.
Перестройка экономики. Приближение кризиса. Окончание войны.

Основные понятия: Антанта, Тройственный союз, Брусиловский прорыв, позиционная война, «распутинщина», кризис власти, «министерская чехар-


Знать причины втягивания России в мировую войну.

Уметь анализировать отношения партий к войне.

Знать цели воюющих сторон, ход военных действий на Восточном и Западном фронте в 1914–

1916 гг., анализировать влияние Первой мировой войны на внутреннее положение в стране, перестройку промышленности на военный лад, создание общественных организаций для помощи армии и флоту, раскрывать суть «распутинщины» как явления, свиде-

Таблица «Основные события Первой мировой войны»

§ 9, вопросы и задания, с. 73, подготовка к конференции



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






да», правительство «народного доверия», радикализация общества, революционное оборончество, пораженство, пацифизм


тельствующего о кризисе власти





10


Повторительно-обобщающий урок по теме

«Итоги развития России
на рубеже XIX–

XX вв.»

1

Урок-кон-
ференция

Материал раздела

«Россия на рубеже XIX–XX вв.»


Знать материал раздела «Россия на рубеже XIX–XX вв.»

Конференция «Россия в начале ХХ века: между реформами и революцией»




11

Великая российская революция. 1917–

1921 гг.

(10 ч)

Свержение монархии

1

Школьная лекция

Причины Февральской революции. Революционные события 1917 г. в г. Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Падение монархии. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Национальный вопрос после

А. Ф. Керенский. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности

Знать субъективные и объективные причины Февральской революции, причины установления и суть двоевластия.

Уметь характеризовать внутреннюю
и внешнюю политику Временного правительства, ход, характер и итоги

Таблица «Февральская революция»

§ 10, вопросы и задания, с. 81



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Февраля.

Основные понятия: Временное правительство, двоевластие, Советы, Учредительное собрание


революции





12


Россия весной
и летом 1917 г.

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Политические партии после Февраля. «Апрельские тезисы» Ленина. Апрельский и июньский кризисы власти. Июльский кризис. Государственное совещание. Корниловский «мятеж».

Основные понятия: коалиционное правительство, Корниловский «мятеж», кризис власти


Знать альтернативы развития страны, причины краха буржуазно-либеральной альтернативы.

Уметь показать своеобразие и противоречия развития

политических процессов от Февраля к Октябрю, анализировать эволюцию тактической линии большевиков


§ 11, вопросы и задания, с. 89



13


Октябрьская революция

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Последний этап кризиса власти. Социально-экономическая ситуация в стране. Подготовка и проведение вооруженного восстания в


Знать причины

победы леворадикальных сил осенью
1917 г., иметь пред-
ставление о позиции меньшевиков и

Таблица «Октябрьская революция

§ 12, вопросы и задания,

с. 95–96



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Петрограде. II съезд Советов. Декреты о мире, о земле. Установление новой власти в Москве и на местах.

Основные понятия: аннексия, декрет, контрибуция


эсеров к факту захвата власти большевиками.

Знать содержание декретов о мире,
о земле





14


Формирование советской государственности

1

Комбинированный урок

Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Судьба Учредительного собрания. III съезд Советов. Распад коалиционного советского правительства. Первые мероприятия в промышленности. Выступление левых эсеров.

Образование РСФСР. Установление однопартийной диктатуры. Социально-экономическая политика Советского государства

Учредительное собрание
и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Конституция РСФСР 1918 г. Брестский мир

Знать причины
и суть изменения взглядов большевист-

ского руководства на проблемы Учредительного собрания, мирной революции
и революционной войны.

Уметь показать эволюцию экономической политики большевиков от Октября 1917 г. к весне-лету 1918 г.

Знать факты формирования новых органов власти,

Работа
с документами

§ 13, вопросы и задания, с. 105, составление опорного конспекта



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Основные понятия: диктатура пролетариата, коалиционное советское правительство, национализация, сепаратный мир, рабочий контроль, чрезвычайная продовольственная политика, Учредительное собрание


причины роспуска Учредительного собрания, борьбы в большевистском руководстве по вопросу сепаратного мира с Германией, основные положения Конституции РСФСР 1918 г.





15


Начало Гражданской войны

1

Урок-исследование

Причины и основные этапы Гражданской войны. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии.

Основные понятия: Гражданская война


Знать причины и сущность Гражданской войны, ее основные этапы, события первого этапа Гражданской войны, характеризовать эволюцию взглядов
Ленина на принципы построения пролетарских вооруженных сил, раскрывать цели и политическую программу Белого движения.

Уметь определять социальный состав Белого движения


§ 14, вопросы и задания,
с. 111–112



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16


На фронтах Гражданской войны

1

Комбинированный урок

Выступление чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный и белый террор. Крестьянство в годы Гражданской войны. Южный фронт. Поход на Петроград. Интервенция. Война
с Польшей. Разгром Врангеля. Итоги Гражданской войны.

Основные понятия: красный и белый террор, «Демократическая контрреволюция», интервенция

М. В. Фрунзе.

С. М. Буденный.
А. В. Колчак.
А. И. Деникин.

П. Н. Врангель.

Н. И. Махно

Иметь представление о ходе Гражданской войны, причинах интервенции.

Уметь анализировать позицию меньшевиков и эсеров

в Гражданской войне.

Знать специфику войны советской России с Польшей.

Знать результаты Гражданской войны

Таблица «Белые и красные: соотношение сил»

§ 15, вопросы и задания,
с. 121–122



17


Наш край

в годы Гражданской войны

1

Школьная лекция

Исторические события
и персоналии в Царицыне времен Гражданской войны


Знать ход военных действий на территории Нижнего Поволжья и Царицына
в годы Гражданской войны


Сообщение «Герои Гражданской войны»



18


Экономическая

1

Комбинированный

Политика военного коммунизма. Сельское


Знать основные мероприятия и суть


§ 16, вопросы и



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



политика красных
и белых


урок

хозяйство в период военного коммунизма. Экономическая политика белых. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля.

Уроки Гражданской войны.

Основные понятия: военный коммунизм, продразверстка


экономической политики военного коммунизма, экономические программы Белого движения.

Уметь анализировать основное содержание экономической политики красных и белых


задания,
с. 127–128



19


Экономический
и политический кризис начала
20-х гг.

1

Комбинированный урок

Социально-экономический и политический кризис 1920–21 гг. «Малая» Гражданская война. Причины поражения белых и победы красных. Х съезд РКП

(б).

Основные понятия: «Малая» Гражданская война

Крестьянские выступления. Кронштадтское восстание.

Голод 1921 г.

Уметь раскрывать сущность и основные проявления экономического и политического кризиса большевистского режима в начале 1920-х гг.

Знать основные положения политики военного коммунизма


§ 17, вопросы и задания,
с. 133–134, подготовка к конференции



20


Повторительно-обобщающий урок по теме

1

Урок-конференция

Материал раздела «Великая российская революция. 1917–1921 гг.»


Знать материал раздела «Великая российская революция. 1917–1921 гг.»

Конференция «Трагедия




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



«Великая российская революция. 1917–

1921 гг.»






Гражданской войны»




21

СССР на путях строительства нового

общества

(11 ч)

Переход
к нэпу

1

Школьная лекция

Причины перехода
к новой экономической политике. Основные направления нэпа. Экономические итоги
нэпа. Советское общество в годы нэпа.

Экономические противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис. План ГОЭЛРО. Начало восстановления экономики. Свертывание
нэпа.

Основные понятия: нэп, продналог, хозрасчет, концессия,
ГОЭЛРО

Л. Д. Троцкий.

Г. Е. Зиновьев.
Н. И. Бухарин

Знать причины перехода и сущность нэпа, основные экономические мероприятия нэпа, анализировать эволюцию взглядов Ленина на сущность нэпа, социальные и экономические противоречия нэпа.

Знать факты кризиса хлебозаготовок 1927–28 гг.

Сравнительная таблица «Военный коммунизм
и нэп»

§ 18, вопросы и задания, с. 142



22


Образование Союза Советских Социалистичес-

1

Комбинированный урок

Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Две

И. В. Сталин

Знать причины, предпосылки и принципы построения СССР, особенности Гражданской войны

Работа
с документами

§ 19, вопросы и задания, с. 149



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



ких Республик



формы объединения: автономизация и федерация. Образование СССР. Первая Конституция СССР 1924 г. Национальная политика и межнациональные отношения.

Основные понятия: автономия, суверенитет, федерация


на окраинах нашей страны.

Знать положения первой Конституции СССР, характеризовать национальную политику и межнациональные отношения в 1920-е гг.





23


Международное положение и внешняя политика СССР

в 20-е гг.

1

Школьная лекция

Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский мирный договор. «Полоса признания». Соглашения
со странами Востока.

Дипломатические конфликты с западными странами.

Основные понятия: мировая революция, «полоса признания»

Создание и деятельность Коминтерна. Поддержка СССР революционных

и национально-освобо-
дительных движений

Знать причины сближения советской России с Германией.

Уметь характеризовать противоречивость советской внешней политики 1920-х гг.

Знать факты экономического сотрудничества Советской страны с капиталистическими государствами, особенности взаимоотношений
со странами Восто-

Таблица «Международное признание СССР»

§ 20, вопросы и задания,
с. 154–155



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12








ка, причины создания и суть политики Коминтерна





24


Политическое развитие СССР

в 20-е гг.

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Сращивание государственного и партийного аппарата. Утверждение однопартийной политической системы. Основное противоречие нэпа. Противостояние Сталина и Троцкого. «Правый уклон».

Основные понятия: внутрипартийная борьба, однопартийная система, «Правый уклон», троцкизм


Знать содержание резолюции Х съезда РКП (б) «О единстве партии».

Уметь характеризовать основные противоречия нэпа: несоответствие между относительной экономической и социальной либерализацией и сохранением жестокого авторитарного режима, уяснить суть борьбы в большевистском руководстве после смерти Ленина и причины возвышения Сталина


§ 21, вопросы и задания,
с. 162–163



25


Духовная жизнь СССР

в 20-е гг.

1

Комбинированный урок

Многообразие культурной жизни в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Власть


Иметь представление о причинах идеологического наступления на культуру,
о перестройке


§ 22, вопросы и задания,
с. 169–170



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






и интеллигенция. Партийный контроль над духовной жизнью. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового» искусства.

Основные понятия: теория пролетарской культуры, «сменовеховство»


народного образования.

Уметь характеризовать взаимоотношения власти и интеллигенции, власти
и церкви.

Знать достижения
и потери русской культуры в 1920-е гг.





26


Социалистическая индустриализация

1

Комбинированный урок

Особенности индустриализации в СССР. Советская модель модернизации. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Первая пятилетка. Социальные проблемы первой пятилетки. Второй пятилетний план. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток.

Основные понятия: индустриализация, пятилетка, стахановское

Социалистическое соревнование.
А. Г. Стаханов

Знать цели, задачи
и особенности индустриализации
в СССР.

Уметь анализировать экономические, социальные и политические последствия индустриализации, понимать истоки трудового героизма советских людей
в годы первых пятилеток


§ 23, вопросы и задания,
с. 175–176



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






движение, форсированная индустриализация







27


Коллективизация сельского хозяйства

1

Комбинированный урок

Причины коллективизации. Цели, методы и результаты коллективизации сельского хозяйства. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Колхозное крестьянство.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, раскулачивание


Знать причины и сущность перехода
к политике сплошной коллективизации, цели и задачи «нового курса в деревне».

Уметь анализировать экономические, социальные и политические результаты коллективизации


§ 24, вопросы и задания,

с. 181–182



28


Политическая система СССР

в 30-е гг.

1

Школьная лекция

Роль партии в жизни государства. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Роль идеологии. Формирование «культа личности» Сталина. Массовые реп-

Конституция «победившего социализма» 1936 г. Национальная политика

Иметь представление о сущности политической системы
в СССР в 1930-е гг.

Уметь характеризовать роль ВКП(б) в жизни государства
и общества.

Знать примеры репрессивной политики Сталина.


§ 25, вопросы и задания,
с. 190–191



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






рессии. Показательные судебные процессы. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930 – началу 1940-х гг.

Основные понятия: «большой террор», репрессии, ГУЛАГ, культ личности, командно-административная экономика


Уметь анализировать ее последствия





29


Духовная жизнь СССР

в 30-е г.

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Развитие образования. Власть и наука. Научные достижения. Социалистический реализм. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература и театр.

Основные понятия: «культурная революция», метод социалистического реализма

Ликвидация неграмотности. Утверждение марк-
систско-ленинской идеологии в обществе

Знать сущность «культурной революции» в СССР в 1930-е г.

Уметь объяснять субъективные и объективные предпосылки.

Знать основное содержание и последствия «культурной революции».

Знать достижения и противоречия развития советской науки

Реферат «Советское искусство 20–
30-х гг.»

§ 26, вопросы и задания,
с. 197–198



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12








Уметь анализировать утверждение социалистического реализма во всех сферах культурной жизни





30


Внешняя политика СССР

в 30-е гг.

1

Комбинированный урок

Изменение внешнеполитического курса СССР. Курс Коминтерна на создание единого антифашистского фронта. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности

в Европе. Советско-англо-французские переговоры. Война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939–41 гг. Расширение территории СССР.

Основные понятия:

Лига Наций, система коллективной безопасности

Мюнхенский договор и позиция СССР

Знать причины

и сущность изменения внешней политики СССР в 1930-е гг.

Уметь анализировать взаимосвязь внутренней и внешней политики советского руководства

в системе международных отношений.

Знать факты и причины сближения СССР с Германией


§ 27, вопросы и задания, с. 204, подготовка к конференции



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

31


Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР
на путях строительства нового общества»

1

Урок-конференция

Материал раздела «СССР на путях строительства нового общества»


Знать материал раздела «СССР на путях строительства нового общества»

Конференция
«СССР в 20–30-е гг. ХХ в:
основные проблемы»




32

Великая Отечественная война. 1941–

1945 гг.

(10 ч)

СССР
накануне Великой Отечественной войны

1

Школьная лекция

Анализ событий конца 30-х – начала 40-х гг.

в стране и мире. Начало Второй мировой войны. Советско-финляндская война 1939–40 гг. СССР и Прибалтика. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Основные понятия: секретные протоколы, план «Барбаросса», план «Ост», блицкриг, «странная война»


Уметь анализировать глубину опасности, нависшую над нашей Родиной и ее народами накануне Великой Отечественной войны.

Знать содержание
и суть советско-германского договора о ненападении и секретных протоколов к нему.

Знать причины и итоги войны с Финляндией.

Знать суть планов «Барбаросса» и «Ост»


§ 28, вопросы и задания,
с. 210



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

33


Начало Великой Отечественной войны

1

Интегрированный урок

Начало войны. 1941 г. Силы и планы сторон. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Периоды Великой Отечественной войны. Оборонительные сражения. Героизм защитников Брестской крепости. Провал плана «молниеносной войны». Результат репрессий, неподготовленность Красной Армии к началу войны. Массовое отступление
в глубь территории. Поражения Красной Армии в начальный период войны. Их современная оценка. Московское сражение. Организация обороны Ленинграда.

Основные понятия: Великая Отечественная война, блокада, всеобщая мобилизация, превентивный удар


Понимать справедливый и освободительный характер войны СССР с Германией.

Знать цели «похода на восток» фашистской Германии, иметь представление об основных периодах Великой Отечественной войны.

Уметь анализировать причины неудач Красной Армии в начальный период войны.

Знать ход военных действий конца

1941 г.

Знать факты героической обороны Москвы и Ленинграда

Рабо
с документами

§ 29, вопросы и задания, с. 218



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

34


Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома

1

Интегрированный урок

Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Сталинградская битва. Героизм защитников города. Начало наступательной операции. Роль маршала Жукова. Начало коренного перелома в ходе войны.

Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движения. Итоги первого этапа войны.

Основные понятия: контрнаступление, антигитлеровская коалиция, оккупационный режим

Г. К. Жуков,
А. М. Василевский,

К. К. Рокоссовский

Знать развитие ситуации на фронте весной 1942 г., иметь представление о силах и планах сторон на военную кампанию 1942 г.

Уметь анализировать итоги первого этапа войны, складывание предпосылок для коренного перелома в ходе войны.

Знать основные даты и развитие событий во время Сталинградской битвы.

Уметь анализировать причины размаха партизанского и подпольного движения

Таблица «Великая Отечественная война»

§ 30, вопросы и задания, с. 225



35


Советский тыл в Великой Отечественной войне

1

Комбинированный урок

Советское общество
в первый период войны. Военно-экономическое положение страны. Переход промышленности на военные

Эвакуация промышленности.

Церковь в годы

Знать социально-экономические предпосылки коренного перелома в ходе войны.

Уметь показывать


§ 31, вопросы и задания,
с. 231–232



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






рельсы. Создание промышленной базы на Востоке. Строительство заводов-дублеров. Эвакуация населения. Социальная политика в годы войны. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Образование и наука в годы войны.

Основные понятия: эвакуация, заводы-дублеры

войны

роль и значение советского тыла в достижении победы над врагом, иметь представление о развитии образования и науки в годы войны, о самоотверженности деятелей культуры и искусства





36


Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Интегрированный урок

Битва за Кавказ летом 1942 г. Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Частичный прорыв блокады Ленинграда. Битва на Курской дуге. Значение коренного перелома в ходе войны. Тегеранская конференция. Создание антигитлеровской коалиции.

Основные понятия: коренной перелом,


Знать значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Уметь анализировать события коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: сражения на Курско-Орловском направлении.

Уметь анализировать значение

Таблица «Великая Отечественная война»

§ 32, вопросы и задания, с. 237






Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






стратегическая инициатива, тотальная война


Тегеранской конференции и итоги второго периода войны





37


Народы СССР
в борьбе
с немецким фашизмом

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения
в годы войны. Националистические организации. Национальная

политика советского руководства в годы войны. Депортация.

Основные понятия: национальная политика, депортация, национализм

Украинские националисты: ОУН, УПА, русская освободительная армия

А. А. Власова – примеры предательства интересов народа СССР

Иметь представление о вкладе многонационального народа СССР в победу над фашизмом.

Уметь анализировать межнациональные отношения и национальную политику СССР в годы войны.

Знать о национальных движениях в годы войны и способах их подавления, иметь представление о морально-политическом единстве советского общества в годы войны


§ 33, вопросы и задания, с. 242



38


СССР
на завершающем этапе Второй

1

Интегрированный урок

Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Успешные операции

Помощь Советскому Союзу по ленд-лизу

Знать военно-стратегическую обстановку к началу 1944 г., ход основных операций Красной

Работа с документами

§ 34, вопросы и задания, с. 252



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



мировой войны



белорусских и украинских фронтов.

Освобождение территории СССР. Встречи «Большой тройки», их роль в организации борьбы против фашизма и послевоенном устройстве Европы. Берлинская операция. Капитуляция Германии. Сдача пражского гарнизона. Подписание в Потсдаме документов о капитуляции. Победа советских войск на фронте, ее влияние на расклад сил в переговорном процессе. Участие СССР в войне против Японии. Итоги Великой Отечественной войны. Окончание Второй мировой войны.

Основные понятия: демилитаризация, денацификация

Бомбардировки Японии США

Армии в 1944 г.

Уметь раскрывать освободительный характер европейского похода Красной Армии, роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил в Японии, анализировать значение Ялтинской и Потсдамской конференций.

Знать историческое значение победы

советского народа
в Великой Отечественной войне





Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

39


Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

Комбинированный урок

Оборона Сталинграда. Крупнейшая битва в Великой Отечественной войне


Знать основные события и персоналии Сталинградской битвы, ее роль в ходе войны

Сообщения «Сталинград
в судьбе твоей семьи»

Подготовка к семинару



40–41


Повторительно-обобщающие уроки по темам: «Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Уроки войны
и победы»

2

Семинарское занятие «Факторы победы и ее цена»

Значение победы советских войск в войне. Итоги и уроки войны. Факторы победы и ее цена. Война глазами современников.

Материал раздела «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.»


Знать материал раздела «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг.»

Тест, выступления на семинаре




Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

42

СССР
в 1945–

1953 гг.

(4 ч)

Восстановление экономики

1

Комбинированный урок

Послевоенное состояние экономики. Программа и источники восстановления народного хозяйства. Сельское хозяйство после войны. Факторы быстрого выхода из разрухи. Курс на «закручивание гаек». Диспропорции в структуре индустриального производства. Развертывание ВПК.

Основные понятия: дефицитная экономика, диспропорции, репарации, репатриация, ВПК


Иметь полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за военный период.

Уметь анализировать различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики и поиск путей ее реформирования.

Знать примеры героических усилий советского народа по восстановлению экономики СССР

Анализ диаграмм

§ 35, вопросы и задания, с. 259



43


Политическое развитие

1

Школьная лекция

Изменение общественно-политической атмосферы в СССР после войны. Победа как фактор послевоенного международного и внутриполитического развития. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий

Отношение к людям, бывшим на оккупированной территории. «Дело врачей»,

Уметь анализировать альтернативы общественно-политического развития страны (демократическую и тоталитарную) в послевоенный период.

Уметь раскрывать причины и характер


§ 36, вопросы и задания, с. 264



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Национальная политика. Нарастание в обществе критических настроений.

Основные понятия: номенклатура

«Ленинградское дело»

изменений в структурах власти, борьбы с инакомыслием, усиления репрессий, характеризовать особенности национальной политики





44


Идеология и культура

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Восстановление «железного занавеса». Нереализованные надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Научные дискуссии. Развитие литературы и искусства конца 1940-х – начала 1950-х гг.

Основные понятия: «железный занавес», космополитизм


Иметь представление о противоречивых процессах в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период, о характере научных дискуссий, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Знать конкретные примеры достижений в области литературы и искусства


§ 37, вопросы и задания, с. 269



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

45


Внешняя политика СССР
в 1945–
1953 гг.

1

Школьная лекция

Изменение международных отношений после войны. Страны-победители. Создание ООН. Истоки «холодной войны». Влияние СССР на международную политику. Образование военных блоков. Корейская война. Начало противостояния СССР и США.

Основные понятия: «холодная война», ООН, план Маршалла, доктрина Трумэна, военный блок, НАТО, ОВД

Изобретение и испытания ядерного оружия в СССР

Знать истоки и сущность «холодной
войны».

Уметь характеризовать и анализировать развитие отношений СССР с западными странами.

Знать причины обострения отношений СССР и США


§ 38, вопросы и задания, с. 274



46

СССР
в 1953 –

сере-дине

60-х гг. ХХ в.

(6 ч)

Изменения политической системы

1

Комбинированный урок

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. Укрепление законности и правопорядка. Реформаторская деятельность Хрущева. Начало реабилитации жертв массовых репрессий. ХХ съезд КПСС, его роль в судьбах страны. Разоблачение «культа

Г. М. Маленков,
Л. П. Берия

Иметь представление о возможных альтернативах политического развития после смерти Сталина.

Уметь анализировать противоречивость политики партии в данный период

Работа
с документами

§ 39, вопросы и задания, с. 281



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






личности» Сталина. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».

Основные понятия: ротация, волюнтаризм, реабилитация, общенародное государство


Уметь давать оценку Хрущеву как политическому деятелю.

Знать основные идеи доклада Хрущева на ХХ съезде КПСС





47


Экономика СССР
в 1953–
1964 гг.

1

Комбинированный урок

Поиск путей совершенствования управления производством. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева: создание совнархозов, освоение целинных и залежных земель. Развитие промышленности. Социальная политика. Причины и последствия противоречивости и незавершенности большинства намеченных реформ Хрущева

Анализ диаграмм. Продовольственные трудности

Уметь показывать причины необходимости экономических реформ в стране.

Уметь анализировать альтернативные пути развития экономики.

Знать примеры новаций 1953–64 гг.

Знать результаты социальной политики и противоречия экономического развития в СССР в 1953–1964 гг.


§ 40, вопросы и задания, с. 287



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Основные понятия: индустриальное общество, интенсификация, научно-технический прогресс, предприятия группы А, предприятия группы Б, совнархозы, целина, экстенсивный путь развития, социальная напряженность







48


«Оттепель»
в духовной жизни

1

Интегрированный урок

Предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни. «Оттепель». Особенности развития отечественной науки. Достижения науки и

техники. Освоение космоса. Атомная энергетика. Развитие образования. Политика власти в области образования. Достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры.

Основные понятия: «оттепель», формализм, политехническая школа

Ю. А. Гагарин.
С. П. Королев.
И. В. Курчатов.

Б. Л. Пастернак.
Э. Неизвестный

Иметь представление о путях преодоления сталинизма в области духовной жизни.

Знать и уметь характеризовать конкретные примеры

развития науки и техники.

Уметь анализировать достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры, доминирование социалистического реализма в произведениях искусства

Реферат «Оттепель»
в духовной жизни»

§ 41, вопросы и задания,
с. 291–292



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

49


Политика мирного сосуществования: успехи
и противоречия

1

Интегрированный урок

Политика мирного сосуществования. Поиск новой стратегии. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и социалистический лагерь. «Третий мир» во внешней политике СССР. Организация Варшавского договора. СЭВ. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. Их международные последствия.

Основные понятия: мирное сосуществование, страны «третьего мира», движение неприсоединения, Венгерский кризис, Карибский кризис


Уметь анализировать международное положение СССР в 1950-х гг., возможные альтернативы развития внешней политики.

Знать ошибки и противоречия внешней политики советского руководства, иметь представления о проблемах разоружения, об отношениях СССР со странами социалистического лагеря и странами «третьего мира».

Знать причины
и ход развития Венгерского и Карибского кризисов, их последствия


§ 42, вопросы и задания,

с. 296.

Сравнительная таблица «Двухполярный мир»



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

50


Наш край в послевоенное время

1

Комбинированный урок

Восстановление Сталинграда после войны. Формирование крупнейшего промышленного центра на Волге


Знать примеры героического труда по восстановлению Сталинграда после войны, этапы формирования нашего города как крупнейшего промышленного центра на Волге

Сообщения о развитии экономики и о предприятиях нашего города




51


Повторительно-обобщающий урок по теме «СССР

в 1945–

1964 гг.»

1

Повторительно-обобщающий урок

Материал по теме «СССР в 1945–1964 г.»


Знать материал по теме «СССР в 1945–1964 гг.»

Тест

Мини-исследование «Хрущев и его время в оценках современных историков»



52

СССР в середине 60-х – середине 80-х годов

ХХ в.

(4 ч)

Консервация политического режима

1

Комбинированный урок

Замедление темпов
экономического развития и эффективности общественного производства. Негативные тенденции в общественной жизни. Отставка Хрущева. Возвышение Брежнева. Партхозноменклатура в системе советского общества.

Конституция СССР 1977 г.

Политика Брежнева и его личность

Иметь представление об усилении позиций партийно-государственной номенклатуры.

Знать особенности смещения Хрущева
в октябре 1964 г., факты изменения политики, основные положения

Работа
с документами

§ 43, вопросы и задания, с. 301



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






Укрепление роли армии и органов безопасности.

Основные понятия: ресталинизация, номенклатура, диссидентское движение, неосталинизм


Конституции СССР 1977 г.





53


Экономика «развитого социализма»

1

Комбинированный урок

Хозяйственная реформа середины 60-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. Освоение новых районов. Стройки века. Роль ВПК. Наращивание экономического потенциала союзных республик. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве.
Социальная политика.

Основные понятия: теневая экономика,

Зарождение теневой экономики. Обострение демографической ситуации

Уметь анализировать изменения советской экономической системы в середине 1960-х.

Уметь раскрывать основные направления экономической реформы 1965 г.
и причины неудач
ее осуществления.

Знать сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере

Анализ диаграмм

§ 44, вопросы и задания,
с. 307–308



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






продовольственная программа, товарный голод, социалистическое соревнование, стагнация, лимитчики, самоокупаемость, хозрасчет, экономические стимулы







54


Общественная жизнь
в середине 60-х – середине
80-х гг.
ХХ в.

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Концепция «развитого социализма». Новое влияние в культурной жизни после ХХ съезда. Активизация деятельности творческой интеллигенции. Нарастание социальной апатии у населения. Сложность и противоречивость культурной жизни.

Основные понятия: теория конвергенции, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидент

Шестидесятники. Первые диссиденты. А. Д. Сахаров.
А. И. Солженицын. Развитие диссидентского и правозащитного движения

Иметь представление об изменениях в общественной жизни СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг., причинах формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических
и политических структур.

Знать причины зарождения диссидентского движения


§ 45, вопросы и задания, с. 312



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

55


Политика разрядки: надежды
и результаты

1

Интегрированный урок

Основные направления внешнеполитической деятельности. «Доктрина» Брежнева. Пражская весна 1968 г. Отношения СССР и Запада. Проблема политического партнерства. Советский Союз и социалистические страны. Военно-экономическое сотрудничество. Чередование разрядки и конфронтации с западными странами. Противостояние двух сверхдержав. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х . Региональные конфликты. Афганская война.

Основные понятия: разрядка международной напряженности, военно-стратегический паритет, ракеты средней дальности, биполярный мир, «доктрина» Брежнева

Обострение советско-китайских отношений. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

(СБСЕ).

Подписание Хельсинкского договора

Иметь представления о предпосылках разрядки международной напряженности, о достижении военно-стратегического паритета

между Востоком

и Западом, о пери-
одах нарастания
и спада напряженности


§ 46, вопросы и задания, с. 318



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

56

Перестройка в СССР (1985–1991)

(5 ч)

Реформа политической системы: цели, этапы, итоги

1

Школьная лекция

Обострение социально-экономической ситуации в конце 80-х – начале 90-х. «Кадровая революция». Реформа 1988 г. Политические лозунги перестройки. Формирование многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения.
Августовский политический кризис 1991 г.
и его последствия. Распад СССР.

Основные понятия: «кадровая революция», политика перестройки, советский парламентаризм, многопартийность, либерализм, фракция, оппозиция, переворот, «парад суверенитетов»

Ю. В. Андропов.

М. С. Горбачев – Президент СССР

Иметь представление о предпосылках
и неизбежности радикальной реформы советской политической системы.

Уметь анализировать альтернативные пути ее осуществления.

Знать факты национальной политики в данный период.

Знать значение политического кризиса 1991 г., распада

СССР и его последствия

Таблица «Политический кризис 1991 г.»

§ 47, вопросы и задания, с. 326



57


Экономические реформы

1

Школьная лекция

Дискуссия о темпах и путях перехода к рыночным отношениям.

Авария
на Чернобыльской

Сформировать убеждение в неизбежности радикального

Анализ диаграмм

§ 48, вопросы и задания, с. 330



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



1985–

1991 гг.



Альтернативные варианты выхода из экономического кризиса. Курс на «ускорение». Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Программа «500 дней». Зарождение фермерства, кооперативное движение. Падение уровня жизни советских людей.

Основные понятия: «ускорение», рыночная экономика, арендный подряд, кооперация, демонополизация, децентрализация, разгосударствление, акционирование, техногенная катастрофа

АЭС

обновления советской экономической системы.

Знать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране.

Знать причины неудач экономического развития в данный период, о концепции регулируемого рынка и положениях программы «500 дней»





58


Политика гласности: достижения и издержки

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Демократизация политической жизни. Взаимосвязь процессов демократизации и реформ в экономике. Рост социальной напряженности. Политика

Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольст-

Уметь определять сущность политики «гласности», показывать противоречивость и непоследовательность действий властей на данном


§ 49, вопросы и задания, с. 335



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






«гласности», ее влияние на изменение атмосферы в обществе. Рост социальной активности населения. Возникновение и деятельность общественных движений. Развитие литературы и искусства в период «гласности».

Основные понятия: «гласность», свобода слова, демократизация, реабилитация

венной программ

направлении.

Уметь анализировать влияние нового политического курса на развитие отечественной культуры и изменение духовного климата в обществе





59


Диалектика нового мышления

1

Интегрированный урок

Курс на демократизацию всех сфер жизни общества. «Новое политическое мышление». Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Образование СНГ. Завершение «Холодной войны». Результаты политики «нового мышления». Формирование суверенной российской государственности, основные

Споры
о причинах ликвидации
союзного государства. Первый президент России – Б. Н. Ельцин. Роспуск СЭВ и ОВД

Иметь представление о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.

Знать основные положения политики «нового мышления», причины и последствия распада социалистической системы


§ 50, вопросы и задания, с. 339, подготовка к конференции



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






документы, принципы, этапы.

Основные понятия: демилитаризация, разоружение, региональные конфликты, концепция нового мышления







60


Повторительно-обобща-
ющий урок по разде-
лам «СССР в 1965–1991 гг.»

1

Урок-конференция

Материал по теме «СССР в 1965–1991 гг.»


Знать материал по теме «СССР в 1965–1991 гг.»

Конференция «СССР в 1960–

90-х гг.: причины, механизм, последствия кризиса советской системы»




61

Россия в конце ХХ – начале ХХI в. (7 ч)

Российская экономика
на пути
к рынку

1

Комбинированный урок

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992–93 г.

Приватизация. Трудности и противоречия перехода России к рыночной экономике. Социальная поляризация

Е. Т. Гайдар. В. С. Черномырдин

Иметь представление о состоянии экономики к концу 1991 г., о содержании различных планов перехода России к рынку, программах Гайдара и эконо-

Таблица «Переход к рынку»

§ 51, вопросы и задания, с. 346



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






общества, причины и проявления. Характерные черты различных социальных групп. Характерные черты современной российской экономики. Дефолт 1998 г.

Основные понятия: приватизация, единая тарифная система оплаты труда, конвертируемость валюты, валютный коридор, макроэкономическая стабилизация, «шоковая терапия», ваучер, дефолт


мическом курсе правительства Черномырдина.

Уметь характеризовать состояние экономики России
в 1998 г.





62


Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству

1

Школьная лекция
с элементами беседы

Политические последствия октябрьских событий 1993 г. Принятие Конституции РФ. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Перевыборы Ельцина 1996 г. Власть и оппозиция 1996–1999: противостояние, поиски путей

Выборы
в Государственную Думу

1995 г.

Чеченский конфликт и его влияние

на общественно-

Знать принципиальные отличия новой политической системы России, действующей согласно Конституции 1993 г., от советской модели организации власти.

Знать изменения
в национальной политике, анализиро-


§ 52, вопросы и задания, с. 353



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






конструктивного диа-
лога.

Основные понятия: правовое государство, парламентская республика, президентская республика, политический кризис, разделение властей

политическую жизнь страны

вать причины.

Знать развитие событий первой чеченской войны, факты складывания многопартийного устройства парламента РФ





63


Духовная жизнь России

1

Школьная лекция

Исторические условия развития культуры в период распада СССР и

становления нового общества. Развитие публицистики. Кинематограф, музыка, театр. Изобразительное искусство. Роль средств массовой информации в жизни общества. Многоконфессиональность в современной России.

Основные понятия: концептуализм, ностальгия, постмодернизм, публицистика,

Новые течения в искусстве.

Особенности современной молодежной культуры. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство

Уметь определять исторические предпосылки и основные направления перемен в духовной жизни общества в

1990-е гг.

Знать противоречивый характер протекавших в этой сфере процессов.

Уметь показывать эволюцию взаимоотношений власти и интеллигенции в новых условиях.

Знать о формировании независимых от


§ 53, вопросы и задания, с. 360, мини-сочинение «Роль средств
массовой информации в жизни общества»



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






идеологическое многообразие, традиционные религии


власти средств массовой информации.

Знать конкретные примеры развития литературы и искусства 1990-х гг.





64


Строительство обновленной Федерации

1

Комбинированный урок

Строительство обновленной Федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между центром и регионами.

Развитие чеченского конфликта. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Основные понятия: Федеративный договор, суверенитет, федерация


Иметь представление о межнациональных отношениях накануне и после распада СССР.

Уметь анализировать национальную политику государства в 1990-е гг.

Знать содержание положений Федеративного договора и Конституции 1993 г. о принципах федеративного устройства РФ.

Знать о развитии
и мерах преодоления сепаратистских настроений внутри страны


§ 54, вопросы и задания, с. 366



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

65


Геополитическое положение и внешняя политика России

1

Интегрированный урок

Россия и интеграционные процессы в современном мире. Приоритеты внешней политики РФ на рубеже ХХ–

ХХI вв. Россия и СНГ. Смягчение напряженности между Востоком и Западом. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз.

Основные понятия: «прозрачные границы», многополярная система


Иметь представление о радикальном изменении геополитического положения России после распада СССР, о причинах изменения внешнеполитического курса.

Знать об основных направлениях внешней политики РФ, об отношениях России со странами СНГ и Запада


§ 55, вопросы и задания, с. 372



66


Россия
на пороге ХХI в.

1

Комбинированный урок

Кризис исполнительной власти. Смена Правительств. Уход в отставку Ельцина. Президентские выборы 2000 г. Президент России – В. В. Путин. Курс на укрепление государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия


Знать причины неизбежной корректировки внутренней и внешней политики России на современном этапе, анализировать политику Путина как политику обеспечения гражданского согласия и единства общества.

Работа
с документами

§ 56, вопросы и задания, с. 381, мини-сочинение «Мои предложения Президенту», подготовка к семинару



Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12






и единства общества. Новые государственные символы России. Экономический подъем и социальная стабильность. Усиление борьбы с терроризмом. Разрешение чеченской проблемы. Разработка новой внешнеполитической ///стратегии. Второй президентский срок В. В. Путина.

Основные понятия: единое законодательное пространство, социально-политическая стабильность, федеральный округ


Знать государственные символы Российской Федерации





67


Повторительно-обобща-
ющий урок по разделу «Россия

в конце

1

Семинарское занятие «Современная Россия»

Материал по теме «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.»


Знать материал по теме «Россия в конце ХХ – начале ХХI в.»

Выступления на семинаре

Подготовка к итоговой контрольной работе



Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12



ХХ –

начале ХХI в.»










68

Итоговое занятие

(1 ч)

Итоговый повторительно-обобщающий урок

1

Повторительно-обобща-
ющий урок

Итоги и уроки развития страны в XX в.

Материал курса «История России ХХ – начало ХХI в.»


Знать основные

положения материала курса «История

России ХХ – начало ХХI в.»

Итоговая контрольная работа








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!