«Средняя школа №10» г. Чехов, Московская область
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «Разряды счётных единиц»
ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКА
ДАТА: 14.03.2018 г.
КЛАСС: параллель 3- х классов
УРОК учитель начальных классов
РАЗРАБОТАЛА: первой категории – Ковальчук Т.В.
Чехов
2018 год
Задачи:
Познавательные:
-формирование понятия «опасности в неживой и живой природе»;
-формирование представлений о возможности отрицательного влияния природных объектов на жизнь человека.
-расширение представлений о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
Развивающие:
-развитие наблюдательности при работе с наглядными печатными и электронными пособиями;
-развитие логических УУД:
а)анализ- при определении признаков приближения грозы; ядовитых растений и грибов;
б)сравнение – при выделении сходства и различий 2-х видов змей: гадюки и ужа обыкновенных;
в)установление причинно-следственных связей между природой и нашей безопасностью;
г)обобщение при формулировке вывода правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными.
-развитие самостоятельности при выполнении заданий в рабочей тетради.
-развитие коммуникативных УУД.
Воспитательные:
-экологическое воспитание на основе показа взаимосвязей в природе.
- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;
- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Оборудование:
для учителя: иллюстрации с изображением ядовитых грибов и растений, кошек и собак, змей, атлас-определитель «От земли до неба», карточки для проверки д/з, учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл.
для учащихся: атлас-определитель «От земли до неба», учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков 3кл., тетрадь на печатной основе к учебнику.
Подготовительная работа: сообщение учащегося «Что такое молния?»
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, проверьте, всё ли готово к уроку: учебник, тетрадь на печатной основе, пенал.
- Что ещё пригодится на уроке? Какие качества нужны?
-Аккуратность, сообразительность, внимание, знания, ум.
-Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится.
II. Проверка домашнего задания по теме «Опасные места» (5 мин)
1) Индивидуально-устный опрос.
-Кто сможет рассказать, какие правила безопасности нужно соблюдать, пользуясь лифтом?
2) Фронтально-устный опрос.
- Какие ещё опасные места есть в доме (квартире), во дворе? Перечислите эти опасные места.
-Балкон, подоконник, лифт, газовая плита…
-Кто скажет, как нужно вести себя на балконе и возле подоконника?
-Нельзя свешиваться через перила, сидеть на них, устраивать разные подвижные игры. Нельзя вставать на подоконник, садиться или ложиться на него, не высовываться из окна.
-Какие правила безопасности нужно соблюдать на льду?
-Нельзя выходить на лед на реке, пруду и озере без сопровождения взрослых. Нельзя кататься на ногах с ледяной горки. А весной не кататься на льдинах.
-А сейчас давайте назовём, какие опасные места есть во дворе вашего двора и его окрестностях.
- Во дворе дома (на дороге) могут быть открытые люки, вырытые ямы, неогороженные детские площадки, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, парк и лес…
-Молодцы!
Обобщение по домашнему заданию.
-Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Опасные места» и узнали, какие существуют опасные места в доме и его окрестностях и усвоили правила поведения в таких местах.
I
III. Изучение новой темы .
1.Введение в тему (актуализация знаний)
-Для того, чтобы узнать о чём сегодня на уроке пойдёт речь, разгадаем кроссворд. Ключевое слово подскажет вам нашу новую тему.
1. Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2. В названии этого гриба есть слово "бледная". (поганка)
| м | о | л | н | и | я | |
| п | о | г | а | н | к | а |
г | а | д | ю | к | а | | |
| с | о | б | а | к | а |
л | а | н | д | ы | ш | и | |
я | г | о | д | а | | |
| с | | |
к | о | т | | |
| ь | |
3. Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (гадюка)
4. В будке спит,
Дом сторожит,
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (собака)
5. Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыши)
6. Была зелёной, маленькой
Потом я стала аленькой
На солнце покраснела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)
7. Кто родился с усами. (кот)
Ключевое слово: Опасность
–Что же это за опасности? Где они могут встретиться? Разделите данные слова – отгадки на 2 группы (живая и неживая природа)
-Живая природа: кот, собака, змея, растения, грибы; неживая природа: молния.
- О чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
-Об опасностях в живой и неживой природе.
-Откройте учебники на с.25 и прочитайте тему нашего урока.
-Природа и наша безопасность.
- Определите, чем мы будем заниматься на уроке, чему научимся? Используйте слова:
узнаем…..(в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
научимся … (выполнять правила безопасного поведения в природе)
Если учащиеся испытывают затруднения при постановке задач, то можно попросить 1 ученика прочитать сведения на стр.24.
– Мы должны предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь и здоровье.
2.Изучение нового материала.
План изучения темы по содержанию:
1.Понятие «опасности в неживой и живой природе».
а) Опасности неживой природы:
-правила поведения во время грозы.
б) Опасности живой природы:
- ядовитые растения и грибы;
- ядовитые змеи;
- опасности при общении с кошками и собаками.
1.Опасности в неживой природе.
а) Фронтальная беседа по теме «Гроза»
- Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления?
-К таким явлениям относятся буря, метель - можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией.
-Молодцы, вы все правильно сказали. Но скоро у нас какое время года начнётся?
-Весна
-Какое из перечисленных вами явлений природы происходит весной?
-Это гроза.
-Правильно. Кто уже встречался с этим явлением, что вы можете о нем рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
б) Работа по сообщению учащегося «Что такое молния?»
-А как вы думаете, что опасней, гром или молния? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала мы послушаем сообщение, которое нам подготовила….
Выслушивается сообщение.
-Кто может ответить на заданный вопрос?
-Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья.
- Если потереть пластмассовую линейку о рукав шерстяного свитера или о волосы, то линейка наэлектризовывается. Она даже притягивает к себе маленькие кусочки бумаги.
Если поднести наэлектризованную линейку к металлической батарее, то электрический ток «перепрыгнет» на неё в виде маленькой искорки, мы её можем и не увидеть, а услышим слабый щелчок.
-Как уберечься от удара молнии?
Выслушиваются ответы детей.
-Откройте учебники на с.25. Перед вами текст «Как вести себя во время грозы», найдите в нем правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся читают самостоятельно текст.
-Какие же правила нужно соблюдать? (Устно отвечают на вопросы)
-Нельзя купаться во время грозы;
-Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
-Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами;
-Нельзя пользоваться мобильным телефоном.
2.Опасности в живой природе.
а) Ядовитые растения
Фронтальная беседа
-Какие опасности может нести человеку живая природа? (опасности в лесу)
-Хищники, дикие животные могут напасть, укусить, ядовитыми растениями и грибами можно отравиться.
-Верно. Ребята, когда наступит лето, вы, наверняка, пойдете в лес. Там много разных растений. Обратите внимание на фото растений, которые я вам покажу. Кто из вас узнал эти растения? (вывешиваю фото на доску)
-Это вороний глаз, ландыш, волчье лыко, дурман.
Что вы знаете об этих растениях?
Это - ядовитые растения. Они опасны для человека.
Молодцы!
б) Ядовитые грибы
Фронтальная беседа
- О какой опасности мы будем говорить сейчас, вы узнаете, разгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (Грибы).
- Все ли грибы можно употреблять в пищу?
- Не все грибы - наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть.
-Какие ядовитые грибы вы знаете?
-Мухомор, поганка, ложные опята и ложнодождевики, желчный гриб, свинушка тонкая.
Работа по иллюстрациям учебника с.26-27.
-Откройте учебник на с.26-27. Давайте посмотрим, на иллюстрации опасных растений и грибов.
-Растения: белена, дурман, волчье лыко. Грибы: ложнодождевик, ложноопенок кирпично-красный, ложноопенок серно-желтый, мухомор пантерный.
-Хорошо.
Работа в группах (по атласу - определителю).
-А теперь разделимся на 6 групп.
1-я и 2-я группа ищет информацию об опасных растениях, их отличительных признаках.
(1-я группа – белена, дурман, плод ландыша;
2-я группа – вороний глаз, волчье лыко)
3-я и 4-я группа ищет информацию о ядовитых грибах, их отличительных признаках.
(3-я группа - Мухомор красный, Мухомор пантерный, Ложнодождевик;
4-я группа – Ложно-опёнок серно-желтый, Ложно-опёнок кирпично-красный, Бледная поганка)
5-я и 6-я группа составят нам Памятки правил безопасности, что избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами.
Выступление 1 и 2 группы «Опасные растения»:
Белена встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. Ядовитое растение. Его семена очень похожи на мак.
Дурман растёт на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Высокое (до 1м). Крупные белые цветки плоды с семенами привлекают внимание. Все части растения ядовиты.
Плод ландыша– круглая оранжево-красная ягода. Листья округлые. Всё растение ландыша ядовито.
Вороний глаз – опасное растение. Его легко узнать по четырем крупным листьям, расположенным друг против друга, и единственной ягоды сизовато-чёрного цвета, как глаз вороны.
Волчье лыко – маленький лесной кустарник. Красивые душистые цветки и красные ягодыочень привлекательны. Это растение насквозь пропитано смертельным ядом.
-Молодцы! Теперь послушаем выступление 3-й и 4-й группы «Ядовитые грибы».
Выступление 3 и 4 группы «Ядовитые грибы»:
Мухомор красный – крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь.
Мухомор пантерный окрашен в коричневые и серые тона. Белые крапинки «бородавки» на его шляпке часто расположены довольно ровными кругами.
Ложноопёнок серно-желтый – двойник опят. Отличается этот опасный гриб желтоватым цветом шляпки, зеленоватыми пластинками, светло-желтой, неприятно пахнущей мякотью.
Ложноопёнок кирпично-красный – появляется в августе одновременно с опенком осенним. У него кирпично-красная шляпка, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.
Бледная поганка – самый опасный из ядовитых грибов. Может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Иногда почти весь серо-зеленый или буроватый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
Ложнодождевик – снаружи коричневый, а внутри не снежно-белый, а черно-фиолетовый. Он ядовит.
-Хорошо, вы справились с работой. Запомните эти отличительные признаки. Но знать все ядовитые растения и грибы невозможно, поэтому нам следует соблюдать правила безопасности. Как избежать отравления ядовитыми грибами и ягодами?
Выступление 5-й и 6-й групп «Памятки правил безопасности»
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
-…
-Давайте еще раз прочитаем эти правила в учебнике на с.27.
(Читает 1 учащийся)
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз – вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять.
А на шесть - в ладоши хлопнуть.
И на семь - ногою топнуть.
А на восемь – потянуться.
И на девять – улыбнуться.
Что ж заряд хороший есть.
Можно нам теперь и сесть.
в) Ядовитые змеи
-Лесные путешествия полны опасностей. Кроме ядовитых грибов и растений нас подстерегают другие опасности. Отгадайте загадку.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
-Это змея.
-Про змей рассказывают больше небылиц, чем про всех остальных животных. Почему? В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле.
Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опастны 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся. В нашей стране из ядовитых змей распространена гадюка обыкновенная.
Дополнительные сведения вы найдете в 2-х первых абзаца текста учебника на с.28.
Самостоятельное чтение текста о змеях.
Беседа после чтения
-Какая змея распространена в нашей стране?
-Гадюка обыкновенная.
-Ее отличительный признак?
- Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.
-В каком случае она может укусить?
- Нападет она на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность.
-Что же делать, если змея всё-таки укусила?
-Нужно немедленно обратиться в больницу.
г)Правила безопасности при общении с домашними животными.
-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
Ответы детей.
-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие же это правила?
-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.
-Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки.
-Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
Выслушиваются ответы детей.
IV. Закрепление. 1. Работа по учебнику (стр.25)и тетрадью на печатной основе (с.16№1)
-Откройте тетради на печатной основе на с.16 №1 и самостоятельно или с помощью учебника запишите правила безопасного поведения во время грозы.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
-По каким признакам можно узнать о приближении грозы?
-На небо надвигаются черные тучи, дует сильный ветер, слышны раскаты грома.
2.Работа в группах.
-Чтобы выполнить задание в тетради №2 нужно опять разделиться на группы. Только теперь 1-я группа выполнит 2-й вариант задания (о ядовитых растениях), а 2-я группа - 1-й вариант задания (о ядовитых грибах).
Взаимопроверка, потом проверка учителем.
3.Работа в парах.
-Задание №3 на с.17. выполните самостоятельно в парах.
Подпишите названия змей. Используя рисунок и информацию из атласа-определителя, сравните этих змей. Сделайте записи на с.18.
-Какие змеи изображены на рисунке?
-Это уж обыкновенный и гадюка обыкновенная.
-Какие сходства вы заметили?
-Сходства: обе длинной до 1м, встречаются по берегам водоемов.
-Какие выявили различия?
-Гадюка – ядовита, а уж – совершенно безобидный. У гадюки на спине зигзагом проходит темная полоса. У ужа по бокам головы – два желтых пятна.
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
-Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
4.Нельзя пользоваться мобильными телефонами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
При общении с животными:
Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.
После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.
-Прочитайте вывод Мудрой черепахи на стр.30.
V. Домашнее задание.
Для всех: с.25-30 прочитать, ответить на вопросы «Проверь себя», задание №1
VI.Рефлексия (3мин)
- Мы ответили на вопрос, который поставили в начале урока?
-Да
- Что вам понравилось делать на уроке? Что не понравилось? Почему?
-Что было особенно трудным?
Продолжите предложение:
«Я узнал», (в каких случаях человеку приходится защищаться от природы)
«Я повторил», (правила поведения в квартире, доме и его окрестностях)
«Я запомнил», (какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами)
– Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?
VII.Оценка знаний учащихся и выставление отметок.
-Оцените свою работу на уроке.
Для оценки используются смайлики: все хорошо, не очень хорошо, плохо. Учащиеся поднимают соответствующие смайлики с дальнейшим комментированием своего выбора.
Сегодня на уроке хорошо поработали………
Не плохие знания показали……………….…..
А повторить материал нужно еще……...…….