СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки занятий внеурочной деятельности Блок "Велосипед - мой друг!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Велосипед. История создания велосипеда»

Тема: «Устройство велосипеда»

Тема занятия: "Экипировка велосипедиста. Её назначение"

Тема: "Правила движения велосипедистов. Дорожные знаки для велосипедиста."

 

Цели внеклассных занятий: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Просмотр содержимого документа
«Разработки занятий внеурочной деятельности Блок "Велосипед - мой друг!"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области


















Конспекты внеурочных занятий, составленные для программы «Дорожные грамотеи»

блог «Велосипед – мой друг!»










Составитель: Котова Елена Анатольевна,

учитель начальных классов,

ВКК










г. Россошь

2019 г.

С началом весенне-летнего периода забот у сотрудников ГИБДД прибавляется. Причина тому – юные велосипедисты, которые хотят почувствовать себя полноправными участниками дорожного движения. Но в погоне за самостоятельностью и «взрослостью» дети часто пренебрегают элементарными правилами безопасности. И последствия у этого могут быть самыми плачевными…

Ездить на велосипеде − увлекательное, но опасное занятие. Независимо от опыта велосипедиста, транспортное средство не обеспечивает человеку абсолютную безопасность. Падение на скорости без экипировки даже подготовленного спортсмена может привести к серьезным травмам. Мокрые и неровные трассы, выброс гравия, изменение освещенности дороги, невнимательные водители и сотня других факторов − потенциальная угроза для безопасного движения. Если части тела велосипедиста не имеют защиты, трещины и переломы со смещением гарантированы.

Пояснительная записка

Данный блог методических разработок воспитательных мероприятий определен в соответствии с модулем Рабочей программы воспитания и в соответствии с направлением воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной задачей, так как причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются дети. К дорожно-транспортным происшествиям приводит незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Еще одной причиной является то, что дети, не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить детей к любым дорожным ситуациям.

Всем хорошо известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому формирование у детей навыков безопасного поведения на улице актуально на сегодняшний день.

Банный блог ориентирован на возрастную категорию учащихся 7-10 лет , начиная с первого класса, в зависимости от уровня подготовки учащихся. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности.

Воспитательные мероприятия соответствуют целям воспитания в начальной школе, а именно - воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности, ориентированной на соблюдение правил дорожного движения и предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Преемственность данных мероприятий заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя. Прослеживается связь с уроками окружающего мира.

Для достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная, технология сотрудничества.

Методы: беседа, рассказ, дискуссия, игра, практическая деятельность.

Приемы: эмоциональная разминка-приветствие, анализ ситуаций, игровые ситуации, рефлексия.

Методическими ресурсами данных мероприятий являются основные положения разработок воспитательных мероприятий: обоснование выбора целей, задач, технологий, приёмов, форм проведения.

Экранно-звуковые ресурсы: презентации; видео отрывки из мультфильмов. Раздаточный дидактический материал, памятки.

Материально-техническая база предполагает наличие кабинета с компьютерной техникой.

Информационные ресурсы представляют собой разработанные задания, подготовленные заранее ссылки на видео или сам видеоматериал, тексты, изображения и материалы.

Методические разработки могут быть полезны для педагогов, студентов педагогических учебных заведений, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Цели внеклассных занятий: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, знакомство с новым материалом.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить обучающихся с историей создания велосипеда;

- строением велосипеда;

- познакомить с разнообразием велосипедов;

- познакомить с необходимой экипировкой для велосипедистов и её назначением;

- познакомить с техническими требованиями предъявляемыми для велосипедистов;

- познакомить с дорожными знаками для велосипедистов;

- дать представление о ПДД для начинающих велосипедистов;

Развивающие:

- развивать умения и навыки безопасного поведения;

- осознание проблемы опасности для жизни человека при несоблюдении правил дорожного движения;

- довести до сознания детей, что от их поведения на улице зависит не только их жизнь, но и жизнь других людей;

- формировать умение и навыки действовать согласно правилам движения;

- развивать речь, внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, чуткость, дисциплинированность, умение работать в команде;

Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на улице и на дорогах города.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- знать историю создания велосипеда;

- знать строение велосипеда, разнообразие велосипедов, экипировку для велосипедистов и её назначение;

- знать технические требованиями предъявляемые для велосипедистов;

- знать дорожные знаки для велосипедистов;

- знать ПДД для начинающих велосипедистов;

- соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде

Личностные результаты:

- осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости;

- соблюдение правил – обязательное условие;

- установка на здоровый и безопасный образ жизни.

- формирование личностного эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

- формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- уметь оценивать свое поведение и знание правил дорожного движения;

- формулировать основные правила велосипедиста.

- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- готовность к преодолению трудностей;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД:

- уметь формулировать темы и цели занятий;

- уметь добывать новые знания самостоятельно, делать выводы.

- анализировать объекты с целью выделения признаков;

- высказывать предположения;

- обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать с учителем и другими учащимися, уметь договариваться.

- уметь выражать свои мысли, работать в парах и группах, находить общее решение.

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.


Литература

1. «Велоспорт. Базовое руководство по снаряжению и технике езды», Тони Робертс

2. "Давай изобретем велосипед". Издательство "Молодая Гвардия", 1891 г.

3. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Бикчентаева С.А., Валиев М.Х., Воронина Е.Е. и др. / Под общей ред. Минниханов Р.Н., Мустафина Д.М. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009.













Занятие 1

Тема: «Велосипед. История создания велосипеда»


Вид занятия: Изучение нового материала с применением ИКТ


Цели занятия: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомить с новым материалом


Образовательные:

- познакомить обучающихся с историей создания велосипеда;

- познакомить с разнообразием велосипедов;

- дать представление о ПДД для начинающих велосипедистов;


Развивающие:

- развивать умения и навыки безопасного поведения;

- осознание проблемы опасности для жизни человека при несоблюдении правил дорожного движения;

- довести до сознания детей, что от их поведения на улице зависит не только их жизнь, но и жизнь других людей;

- формировать умение и навыки действовать согласно правилам движения;

- развивать речь, внимание, память.


Воспитательные:

- воспитывать внимательность, чуткость, дисциплинированность, умение работать в команде;

Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на улице и на дорогах города.

Планируемые результаты:


Предметные результаты:

- знать историю создания велосипеда;

- соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде


Личностные результаты:

- осмысление правил дорожного движения, понимание их значимости;

- соблюдение правил – обязательное условие;

- установка на здоровый и безопасный образ жизни.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу и стремиться её выполнять;

- уметь оценивать свое поведение и знание правил дорожного движения;

- формулировать основные правила велосипедиста.

Познавательные УУД:

- уметь сформулировать тему и цели урока;

- уметь добывать новые знания самостоятельно, делать выводы.


Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать с учителем и другими учащимися;

- уметь выражать свои мысли, работать в парах и группах.


План занятия:

  1. Организационный момент.

  2. История создания велосипеда.

  3. Физминутка.

  4. Разновидности велосипедов.

  5. Закрепление изученного материала. Викторина.

  6. Велосипед в настоящее время.

  7. Рефлексия.


I . Организационный момент


Звучит песня «Кручу педали, кручу!» из м/ф «Прогулка кота Леопольда»


- Ребята, а кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня на занятии?

(предполагаемые ответы детей)

- Конечно, сегодня мы с вами будем говорить о нашем друге велосипеде.

- У кого из вас дома есть велосипед?

- Ребята, а вы задумывались когда-нибудь над тем, как появился велосипед? Всегда ли он был таким, каким мы его видим сейчас?

Кто из вас мне поможет определить цели и задачи урока?

(Совместно с учащимися определяем цели и задачи занятия)



II. История создания велосипеда. (слайд 2)

Мы с вами уже многое узнали о Правилах дорожного движения. Сегодня мы продолжим беседу на эту тему и отправимся в путешествие – в историю создания велосипеда.

Один мудрец сказал, что, за исключением азбуки и книгопечатания, из всех изобретений больше всего человечеству принесли те, которые научили людей сокращать расстояние.

Велосипед - одно из таких изобретений. Велосипед родился более 200 лет назад 15 сентября 1801 года. На площади в Москве перед царем появилась необычного вида двухколесная тележка. Тележку никто не вез и не толкал, она катилась сама по себе. На ней, словно верхом на лошади, сидел высокий бородатый мужик. Руками он держался за руль, а ногами нажимал на специальные рычаги. Это был Ефим Михневич Артамонов, прикатил он в Москву с Урала, преодолев расстояние более 5 тыс. км.

На ходу самокат Артамонова был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом.

Императору Александру изобретение понравилось, и он пожаловал 25 рублей золотом и «вольную» Ефиму Артамонову

Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. (слайд 3)

- Может кто-нибудь из вас догадался, почему велосипед так называли…быстроног?

(Ответы детей)

(слайд 4)

В 1817 г. немецкий барон Карл фон Дрез придумал устройство, которое назвал «машина для бега». Но название это не прижилось и его стали называть «дрезиной», в честь барона. Выглядела дрезина как двухколесный самокат с рулем и без педалей, с деревянной рамой и могло развивать неплохую для того времени скорость.

В движение такой велосипед приводился при помощи ног, идущих по земле, отчего у ездоков быстро изнашивались ботинки.

Причиной появления такого транспортного средства стал неурожай 1816-1817 годов, голод и, как следствие, массовый забой и падеж лошадей. Людям попросту не на чем было перемещаться. Преодолевать значительные расстояния пешком очень неудобно. Надо было находить выход из создавшегося положения. Требовалось какое-либо средство для

передвижения. Вот тогда и было оценено изобретение немецкого профессора-механика, которое целиком было сделано из дерева.

В скором времени необходимость в "беговой машине" практически исчезла т.к. ситуация в стране стабилизировалась, конные упряжки снова вошли в обиход. Да к тому же езду на «беговой машине» в крупных городах запретили, потому что велосипедисты, не справлялись с управлением и сбивали пешеходов, т.к. неслись по улицам со скоростью около 15 километров в час на тяжелом деревянном самокате.

(слайд 5)

Авторство названия «велосипед» принадлежит французскому изобретателю Жозефу Нильсефору Ньепсу, который таким образом обозначил самокат Дреза, оснащенный регулируемым седлом.

В 1839-1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан видоизменил дрезину. Он снабдил устройство педалями и седлом. Педали нужно было не вращать, а по очереди нажимать. В результате получился велосипед, очень похожий на современный.

Через 30 лет, в 1862 году, во Франции мастер детских колясок Пьер Лалман увидел «машину для ходьбы» и придумал оснастить её педалями – на переднем колесе. В отличие от велосипеда Макмиллана, педали на переднем колесе велосипеда Лалмана нужно было не толкать, а вращать.

Такие велосипеды также изготавливались из дерева. Все деревянные велосипеды называли «костотрясами». Как вы думаете почему? (ответы детей).

Кованые шины на деревянных колесах доставляли массу неудобств. Первые велосипеды заслужили обидное и справедливое прозвище – «костотрясы»

(слайд 6)

Но по-настоящему популярными велосипеды стали, когда англичанин Томсон  придумал шины, а ветеринар Данлоп нашел из чего их делать. Он отрезал кусок поливочного шланга и натянул его на ободок. Но воздух в шину не закачивали, а  использовали воду, что делало велосипед очень тяжелым.

III. Физминутка (слайд 7)

- А сейчас давайте мы с вами поиграем, но сначала отгадаем загадки.

- О чем говорится в загадке?

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали. (Пешеходный переход)

Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный… (светофор)

- О чем говорит красный глаз светофора? (ответы детей)

- О чем говорит желтый глаз светофора? (ответы детей)

- А что нам предлагает сделать зеленый свет светофора? (ответы)

А теперь все дружно выходим из-за парт и, соблюдая правила перехода дороги по пешеходному переходу, выполняем следующие движения. …

Если я вам показываю красный свет светофора, то вы стоите на месте, на зеленый сигнал светофора мы с вами начинаем движение (шаги на месте).

Немного отдохнули, а теперь продолжим наше занятие.

IV. Разновидности велосипедов

Шли годы, и менялся не только внешний вид велосипеда, но и его устройство. Со временем появились руль, чтобы было удобно управлять велосипедом. Появились педали и тормоза, которые отсутствовали на первых велосипедах. Раньше приходилось тормозить ногами.

В 1870 году появляются, так называемые, “пенни-фартинги”. (слайд 8)

(слайд 9)

Пенни-фартинги были крайне неустойчивыми. Высота большого, переднего колеса превышала полтора метра. Такой велосипед очень легко терял равновесие. Падать с него было страшно. Оседлать эту конструкцию можно было только в брюках. Поэтому для дам были придуманы элегантные трехколесные модели.

Велосипед, привычной для нас конструкции, появился в 1885 году. «Безопасный велосипед» (так его называли) изобрел англичанин Джон Кемп Старли.

- Назовите велосипеды, которые вы знаете, видели. (ответы детей)

Посмотрите на слайд. Здесь представлена небольшая разновидность велосипедов. (слайд 10)

Велосипедов существует много, и они очень разные:

дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;

– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;

горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;

(слайд 11)

водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;

(слайд 12)

железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.


V. Закрепление изученного материала. Викторина

1. Кто является изобретателем 1 велосипеда? (Ефим Артамонов)

2. В каком году был изобретен первый велосипед? (15 сентября 1801 г)

3. Как назвал свое изобретение Карл фон Дрез? (машина для бега)

4. Почему «машину для бега» стали называть дрезиной? (По фамилии изобретателя Карл фон Дреза)

5. Что означает слово велосипед? (быстроног)

6. Откуда приехал Ефим Михневич Артамонов на своем велосипеде? (С Урала)

7. Какое расстояние преодолел Артамонов? (более 5 тыс. км.)

8. Что пожаловал император Ефиму Артамонову? (вольную и 25 рублей)

9. Как в 1839-1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан видоизменил дрезину. (педали и седло)

10. Какие виды велосипедов вы запомнили?


VI. Велосипед в настоящее время.

Неоценимо влияние велосипедных прогулок на общее эмоциональное состояние человека. Во время велосипедных прогулок человек отвлекается от повседневных забот, улучшается настроение и общее самочувствие. Человек получает огромный заряд бодрости, улучшается настроение.

Оказывается, велосипеды используют не только для катания и для поддержания здоровья, их используют и во многих других случаях. Например, почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. Полиции многих стран используют велосипеды для патрулирования улиц, особенно в сельских районах. В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Это позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах велосипеды иногда используются для доставки обедов. У нас в России велосипеды тоже стали использовать для доставки пиццы, роллов. Многие почтальоны доставляют почту именно на велосипедах.

Велосипеды использовались и в военном деле, в основном использовали велосипеды в разведке и для доставки сообщений.

Артисты цирка используют велосипеды для акробатических трюков. Даже обезьяны и медведи ездят на двухколесных велосипедах.

В нашем районе каждый год проходят такие мероприятия как: «Безопасное колесо», велопробег, конкурс «АВС», «Наш город». Данные мероприятия помогают школьникам узнать правила дорожного движения велосипедистов, помогают укрепить молодой организм, приучают к здоровому образу жизни.

Учащиеся нашей школы являются активными участниками данных мероприятий и не только участниками, но и победителями и призёрами.

У велосипеда есть и свой праздник - Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day) Он появился совсем недавно. В 2018 году на Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция об учреждении нового праздника. Соавторами документа стали 56 государств, а инициатором – социолог Лешек Сибильский.

Велосипед не случайно удостоился личного праздника от ООН. Это доступный и самый экологически чистый вид транспорта. Его выбирают те, кто заботиться об окружающей среде, а также о собственном здоровье.

VII. Рефлексия.


На основе изученного, давайте попробуем дать определение велосипеду. (ответы детей)

Велосипед – это транспортное средство, которое приводит в движение мускульная сила велосипедиста.

Велосипед очень удобное средство передвижения, но в то же время опасный вид транспорта, если не соблюдать правила дорожного движения.


- А что вам запомнилось на нашем уроке?

- Чего вы не знали?

- Чему научились?

- Что вам захотелось сделать после изучения данной темы?

































Занятие 2

Тема: «Устройство велосипеда»

Тип урока : изучение нового материала

Цель: Расширить знания о велосипеде, познакомить с его устройством.

Задачи:

Сформировать навыки безопасного поведения на дорогах.

Развивать творческую и познавательную активность у обучающихся, продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с текстом.

Вовлекать обучающихся в самостоятельный поиск решения проблем; привитие навыков работы в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Поиск и отбор информации. Постановка вопросов. Определение понятий. Установление причинно – следственных связей. Выдвижение гипотезы.  

Метапредметные:

Регулятивные: Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.

Коммуникативные: Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, строить монологические  контекстные высказывания.


Личностные:


Формирование навыков безопасного поведения на дорогах, чувства ответственности за собственную жизнь и безопасность.

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.


  1. Введение в тему занятия

Сегодня мы поговорим об одном из видов транспорта, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку

У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами. (велосипед)


Что это за вид транспорта? (наземный)

  1. Закрепление узиченного

А что еще мы с вами знаем о велосипеде?

Велосипед – это транспортное средство, которое приводит в движение мускульная сила велосипедиста.

1. Кто является изобретателем 1 велосипеда? (Ефим Артамонов)

2. В каком году был изобретен первый велосипед? (15 сентября 1801 г)

3. Как назвал свое изобретение Карл фон Дрез? (машина для бега)

4. Почему «машину для бега» стали называть дрезиной? (По фамилии изобретателя Карл фон Дреза)

5. Что означает слово велосипед? (быстроног)

6. Откуда приехал Ефим Михневич Артамонов на своем велосипеде? (С Урала)

7. Какое расстояние преодолел Артамонов? (более 5 тыс. км.)

8. Что пожаловал император Ефиму Артамонову? (вольную и 25 рублей)

9. Как в 1839-1840 годах шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан видоизменил дрезину. (педали и седло)

10. Какие виды велосипедов вы запомнили?


  1. Определение темы и целей занятия.

Посмотрите на слайд и попробуйте определить тему и цели нашего занятия.

Дети определяют тему и цели занятия.


  1. Знакомство с новым материалом.

Не похож я на коня,

А седло есть у меня.

Спицы есть. Они, признаться,

Для вязанья не годятся.

Не будильник, не трамвай,

Но звоню я то и знай.


- Какие части велосипеда были перечислены в четверостишии? (седло, спицы, звонок)


Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем


- А какие части велосипеда теперь были перечислены в четверостишии?

(2 колеса, руль)


- Чего ж не хватает для того, чтобы наш велосипед был собран? (рамы)

- Самая главная часть, к которой прикреплены другие его компоненты – РАМА

- Управление велосипедом доверяют ему – РУЛЬ

- Предмет, на который садятся в момент передвижения – СЕДЛО

- Их бывает 2, 3 или даже 4. С их помощью происходит движение велосипеда – КОЛЕСА

На рояль я не похожий,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу того я лихо.


- Какая деталь добавилась? (педаль)

- Для чего нужны педали? (Они служат для передачи мускульного усилия на колёса)


Два колеса, седушка, руль,

Багажник, цепь, педали.

Кто сядет на него верхом,

Тот покорит все дали.


Для чего служат детали, о которых говорится в четверостишии? (багажник, цепь)

Велосипедная цепь – важная деталь, которая передает усилие от ведущей передней звезды на ведомую заднюю звезду, в результате чего крутится заднее колесо.

- Как вы думаете, почему раньше велосипед называли костотряс?

- Первый велосипед – это жесткая конструкция.(деревянный велосипед) Человека, едущего на нем, трясло, отсюда и пришло название «костотряс»

В 1888 году ирландец Дэнлоп изобрел и выпустил в продажу шины, наполняемые воздухом (пневматическая шина). С этого момента наступает настоящий расцвет двухколесного велосипеда. И езда на велосипеде перестает быть утомительным занятием.

  1. Закрепление изученного. Практическая работа

Собери велосипед”


  1. На доске в разбросанном порядке прикреплены части велосипеда. Дети собирают его и называют составные части.

  2. Работа в парах. Дети собирают велосипед.

  1. Самопроверка по шаблону.


Две педали, руль один

В середине мы сидим.

Рама, цепь, седло из кожи.

Мы на нём кататься можем!

Едим сами как хотим,

Но глядим куда рулим.

- Какое правило, мы услышали? (не забываем про правила дорожного движения)

- Давайте вспомним правила, которые вы уже знаете. (дети называют известные правила)



Почему велосипед самый распространённый вид транспорта?


- Стоит недорого;

- Не нужно топливо;

- Не загрязняет атмосферу;

- Мобилен;

- Монёврен


А какие недостатки есть у велосипеда?


- нет кузова, чтобы укрыться в непогоду;

- нет большого багажника;

- маленькая перевозка людей;

- человек менее защищен


  1. Просмотр мультфильма «Ремонт велосипеда»

https://youtu.be/iZMoKoL7-8o


  1. Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Как изменилось ваше настроение?

- Почему необходимо знать ПДД?

У вас на партах лежат «глазки» светофора. Попробуйте, при их помощи показать, насколько вы усвоили тему сегодняшнего занятия, и она вам понравилась.

Зеленый сигнал – все замечательно

Желтый – есть над чем поработать

Красный – было трудно, не все усвоено.


8. Домашнее задание:

Для более детального изучения строения велосипеда – повышенный уровень.

Изученный в классе вариант – средний уровень.



https://learningapps.org/watch?v=p077fkbat19 – интерактивное занятие «Собери велосипед»





приложение



Рама

Руль

Педали

Колесо

Цепь

Багажник

Спицы

Седло

Звонок


































Занятие 3

Тема занятия: Экипировка велосипедиста. Её назначение.


Цель занятия: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.


Задачи:

обучающие:

- познакомить с экипировкой велосипедиста; обучить правильно экипироваться для езды на велосипеде;

развивающие:

- развить аккуратность, логическое мышление;

воспитывающие:

- воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, трудолюбие;

- воспитывать интерес к изучению ПДД.


Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, технология, черчение, математика.


Тип урока: комбинированный.

Материально-техническая и дидактическая средства:

Компьютер, мультимедийный проектор

наглядные средства (велосипед), карточки, презентация

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

Девиз нашего занятия:

«У велосипеда есть душа. Если у вас получается любить его, он дает вам эмоции, которые вы никогда не забудете».

Марио Чиполлини

- Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей)

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

(Слайд 2)

Наступает лето – пора велосипедов:

Скоростных и трёхколесных,

Для триала – фигур сложных,

Дорожных, горных, разных,

Но главное – что безопасных!

За безопасность все в ответе

Не гоните быстро, дети!

Надо ездить осторожно,

На дороге всё возможно....

А ещё – носите шлем

И катайтесь без проблем.


- Кто догадался, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии? (о велосипеде)

- Назовите главную мысль данного стихотворения. (высказывания детей)

- Конечно, безопасная езда на велосипеде!

- Кто такой велосипедист? (ответы детей)

- А что должен знать каждый велосипедист? (правила дорожного движения)

- Давайте вспомним некоторые правила. (дети называют знакомые правила )

- Достаточно ли знать правила дорожного движения для того, чтобы сохранить свою жизнь? (нет)

- А почему? (ответы детей)

1. Нужно еще и выполнять правила дорожного движения.

2. Есть другие участники дорожного движения, которые могут нарушать ПДД

3. Кто-то из участников дорожного движения может отвлечься, что также может привести к ДТП.

4. Кому-то из участников ДД стало плохо и он не может контролировать ситуацию.

5. На ДД влияют и погодные условия.


- Да, ребята, вы совершенно правы! Много факторов, которые влияют на дорожное движение. Поэтому каждый должен знать и соблюдать правила ДД.

Вместе с тем, каждый велосипедист должен позаботиться еще и дополнительной защите.

- Кто догадался, какую защиту я имею ввиду? (экипировку для велосипедиста)

- А теперь давайте определим цель и задачи нашего занятия. (высказывания детей)


III. Знакомство с новым материалом

Ездить на велосипеде − увлекательное, но опасное занятие. Независимо от опыта велосипедиста, велосипед не обеспечивает человеку абсолютную безопасность. Падение на скорости без экипировки даже подготовленного спортсмена может привести к серьезным травмам. Мокрые и неровные трассы, изменение освещенности дороги, , выброс гравия, невнимательные водители – все это является угрозой для безопасного движения. Если части тела велосипедиста не имеют защиты, то травм не избежать.

У каждого велосипедиста есть способы значительно снизить риск. Это велоэкипировка, которая выполняет защитные функции.


Совершенно, неважно, гоняете ли вы на спортивной площадке в парке или занимаетесь на улице, вам обязательно нужна защита!

Не многие регионы России пригодны для круглогодичного туризма на велосипедах, поэтому большинство велосипедистов катаются только летом.

Отсутствие оборудованных велосипедных дорожек и специальных велосипедных трасс создает дополнительные трудности особенно для новичков.

Сегодня нам предстоит понять, какая защитная экипировка необходима для защиты велосипедистов.


Выступление учащегося о шлеме. (Слайд 3)

Как называется головной убор для защиты головы при падении? (шлем)

Велосипедный шлем относится к самым важным видам экипировки. Он необходим не только профессионалам, но и любителям, которые передвигаются по местам повышенной опасности. Шлем должен обладать большой прочностью и удобно сидеть на голове, а также принимать на себя удар при падении. Для качественного крепления лучше выбирать модели с регулирующимися ремнями. Существуют также шлемы, которые закрывают нижнюю часть лица и предназначены для занятий фристайлом.

Кросс-кантрийный

Этот тип шлемов подходит для обычных велопрогулок, поездок по городу. Шлем защищает только верхнюю часть головы. Височные и затылочная зоны не прикрыты корпусом.



Шоссейный шлем

Шоссейные шлемы для велосипеда практически ничем не отличаются от кросс-кантрийных. Они имеют такую же конструкцию, прикрывают те же части головы. В данном шлеме отсутствует солнцезащитный козырёк. Отсутствие солнцезащитного козырька улучшает аэродинамику.

Эндуро

Данный тип имеет схожие конструктивные особенности с кросс-кантрийными и шоссейными. У него также есть вентиляционные отверстия, за счет чего этот вид отлично подойдет для катания на каждый день. Отличает его от предыдущих моделей более развитая защита затылка и височных долей головы велосипедиста.

Котелок

Шлем-котелок своей формой напоминает котелок. Предназначены для повышенной защиты головы при выполнении различных трюков на велосипеде. Данные велошлемы не одноразовые и могут переносить множество сильных ударов.

Фулфейс

Данные велошлемы из родни мотоциклетных, и предназначены, в первую очередь, для скоростных спусков с горы. Имеют круговую защиту головы, включая подбородок.

Трековый

Трековые шлемы для велосипеда применяются велогонщиками для достижения рекордов по скорости или на кольцевых велогонках, и призваны не только защищать голову райдера при падении, но и значительно улучшать аэродинамические характеристики велосипедиста.

Детские

Детские велошлемы – практически полная уменьшенная копия кантрийных. В данных моделях меньше вентиляционных отверстий. Это сделано для увеличения срока службы детских шлемов, т.к. ребенок по статистике падает с велосипеда чаще, и если бы велошлем был весь в вентиляционных отверстиях, то менять их пришлось бы очень часто.

Мы рассмотрели с вами различные виды шлемов. Давайте сделаем вывод, для чего нужны шлемы?

Вывод: при езде на велосипеде надевайте велосипедный шлем – обязательный элемент экипировки, который защищает голову при падениях.


IV. Физкультминутка (слайд 4)


Под песню «Песенка велосипедистов» в исполнении ансамбля «Поющие гитары» дети выполняют движения.


Продолжим знакомство с экипировкой велосипедиста


Защита колен и локтей. (Слайд 5)

Как иногда больно бывает падать, а содранные локти и колени постоянно болят! Существует большое разнообразие налокотников и наколенников, лучшим вариантом естественно будут специально созданная для велосипедистов защита.



Выступление учащегося о велосипедных перчатках. (Слайд 6)

Отгадайте загадку.

Разошлись все мальчики

Во темны чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (перчатки)


Незаменимый атрибут экипировки для велоспорта – печатки. Перчатки обеспечивает удобную и безопасную езду. При выборе перчаток учитывают сезонные особенности. Велоперчатки с короткими пальцами, изготовленные из легких материалов, используют для летних поездок. С длинными − осенью и зимой.

Вывод: велосипедные перчатки защищают руки и кистевые суставы от толчков, ударов и потертостей.

Очки. (Слайд 7)

Припекает солнце ярко,

Режут глазки у Томарки:

Держат ушечки крючки,

В чёрных стёклышках… (очки)


Хорошие очки предохраняют глаза от яркого солнечного света и ультрафиолетовых лучей, ветра и дождевых капель, от пыли и насекомых.

- Как вы думаете, ребята, а имеет ли значение, во что одет велосипедист? (да)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Какой должна быть одежда у велосипедиста?


Одежда. (Слайд 8)


Одежда для велосипедиста должна быть удобной и практичной. Но многие считают, что одежда для велосипедистов существует только для спортсменов. Вы согласны с этим убеждением? (нет)

Стоит только проехать на велосипеде в велосипедной одежде, и вы поймете, что та же прогулка в обычной футболке и в обычных шортах отличается от прогулки в велоодежде. К хорошему привыкаешь быстро. И выбор одежды зависит от стиля катания, а так же и от погодных условий.

Например, велосипедные шорты экипируются специальной кожаной или матерчатой прокладкой, защищающей велосипедиста от натертостей о седло, и отвечает за отведение пота. Пояс у велошорт делают широким и мягким для большего удобства.

Большой популярностью среди велосипедистов пользуются велофутболки - яркие, удобные и хорошо вентилируемые. Велофутболки отводят пот, а яркая окраска дает возможность быть хорошо заметным издалека.


Обувь.

Следует уделить внимание и обуви велосипедиста. Обувь должны быть удобной, ступня не должны слетать с педалей. Подошва должна быть более жесткой, чем на обычных кроссовках для того, чтобы при длительном нажатии на педали вы не испытывали неудобств.


Чтобы не переохладиться и не заболеть весной или осенью хорошо использовать верхнюю одежду с регулируемой вентиляцией.

При долгих поездках, обувь и особенно одежда, могут натирать. Это может доставить сильный дискомфорт, чтобы это не произошло, одежда не должна стеснять тело.


Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь дальше, отгадайте загадку.


Взгромоздив его на спину,

Кепку на уши надвину,

Можно ехать на прогулку

По безлюдным переулкам,

Или же с друзьями в лес

Он уже на плечи влез. (рюкзак)


Рюкзак. (Слайд 9)

Рюкзак удобен тем, что не сковывает движений во время езды, а также практичен. В рюкзак можно сложить дополнительный комплект одежды, бутылку с водой, перекус и другие вещи. Однако одевают его не только из соображений комфорта. Рюкзак также является элементом безопасности. При возможном падении на спину он может спасти от травмы ваш позвоночник.


V. Применение знаний, умений, навыков.

А) Игра «Составь слова».

Составить из слова «велосипедист» как можно больше слов, используя буквы данного слова. Слова должны быть именами существительными ед.ч., И.п.. Имена собственные использовать нельзя.

(Например: посев, поле, стол, дело, тело, полет, седло, сосед, лист)

Б) Викторина «Безопасный велосипед»

1. Средства защиты велосипедиста? (экипировка)

2. Что спасёт голову от ушибов при падении? (шлем)

3. Как зовут кота из мультфильма, который едет на велосипеде и распевает песенку о нём (кот Леопольд)

4. Что поможет защитить ваши руки и ноги от травм? Наколенники и налокотники)

5. Почему брюки велосипедиста должны быть к низу заужены или закатаны? (чтобы не попасть между кареткой и цепью, или между спицами)

6. Как оповестить человека о приближении велосипеда? (подать сигнал звонком)

7. Что нужно обязательно проверять перед каждой поездкой? (исправность велосипеда)

8. Кому достался велосипед и облегчил ему работу в мультфильме «Простоквашино» (почтальону Печкину)

9. Какая часть велосипеда является самой главной? (рама)

10. От чего защищают перчатки? Потертостей, солнца, ветра)

11. Что делает видимым велосипед в темное время суток? (катафоты или их называют световозвращатели)

12. Что делает видимым самого велосипедиста в темное время суток? (фликеты)

В) Найдите экипировку велосипедиста в филфорде.

Слова нужно искать по вертикали и горизонтали. (Слайд 10)



й

ц

ш

л

е

м

г

ш

щ

з

х

ъ

э

ж

д

л

о

р

у

с

д

к

и

м

з

ц

ф

ы

н

л

р

н

в

с

н

а

л

о

к

о

т

н

и

к

и

п

а

ъ

с

а

в

ы

ф

а

й

ы

ч

с

л

ж

а

к

л

б

п

р

ц

й

о

л

д

й

м

о

э

в

о

о

ю

п

е

р

ч

а

т

к

и

и

к

о

ы

л

р

ш

в

а

п

р

о

л

щ

д

у

о

ч

ф

е

п

ф

ы

р

о

ъ

б

ю

з

е

к

т

к

я

н

к

й

р

ю

к

з

а

к

х

к

н

н

и

ч

н

у

я

ы

ц

у

к

е

н

р

о

г

и

ш

с

и

ц

м

а

ю

ъ

ф

й

ъ

щ

х

т

к

г

м

к

й

г

н

й

ф

п

р

о

и

э

ь

и

н

т

и

п

ы

ф

й

ц

у

к

е

н

ш

о

д

е

ь

б

с

р

о

б

у

в

ь

ю

д

щ

л

ж

к

и

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

ы

й

ц

у

(слайд 11)

й

ц

ш

л

е

м

г

ш

щ

з

х

ъ

э

ж

д

л

о

р

у

с

д

к

и

м

з

ц

ф

ы

н

л

р

н

в

с

н

а

л

о

к

о

т

н

и

к

и

п

а

ъ

с

а

в

ы

ф

а

й

ы

ч

с

л

ж

а

к

л

б

п

р

ц

й

о

л

д

й

м

о

э

в

о

о

ю

п

е

р

ч

а

т

к

и

и

к

о

ы

л

р

ш

в

а

п

р

о

л

щ

д

у

о

ч

ф

е

п

ф

ы

р

о

ъ

б

ю

з

е

к

т

к

я

н

к

й

р

ю

к

з

а

к

х

к

н

н

и

ч

н

у

я

ы

ц

у

к

е

н

р

о

г

и

ш

с

и

ц

м

а

ю

ъ

ф

й

ъ

щ

х

т

к

г

м

к

й

г

н

й

ф

п

р

о

и

э

ь

и

н

т

и

п

ы

ф

й

ц

у

к

е

н

ш

о

д

е

ь

б

с

р

о

б

у

в

ь

ю

д

щ

л

ж

к

и

ю

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

ы

й

ц

у



(Слайд 12)

VI. Рефлексия (слайд13)

1. На занятии я работал(а) …..

2. Своей работой на занятии я(а) …..

3. Урок для меня показался(а) …..

4. Что я для себя взял(а) на заметку?



Прошу при помощи смайлика оценить занятие. (слайд 14)



На занятии было комфортно и все понятно

На занятии немного затруднялся и не все было понятно

На занятии было трудно и скучно

Домашнее задание. Составить филфорд по теме «Велосипед»







Занятия 4-5

Тема: Правила движения велосипедистов. Дорожные знаки для велосипедиста.

Занятие 1

Цель: Воспитание навыков безопасного поведения при езде на велосипеде, пропаганда ПДД среди обучающихся предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма.

Задачи:

  • изучить ПДД для велосипедистов;

  • формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах;

  • развивать умение решать поставленные задачи;

  • вырабатывать потребность в соблюдении правил дорожного движения;

  • воспитывать дисциплинированного пешехода, водителя велосипедиста.


УУД:

  • формирование знаний, представлений о безопасном движении велосипедистов на дороге.

  • развитие умений оценивать дорожные условия для катания на велосипеде.

  • развитие умения анализировать, сравнивать, обосновывать;

  • воспитание чувства причастности к дорожному движению и ответственности за свое поведение в условиях дороги;

  • воспитание культуры поведения на улице.

  • воспитание дисциплинированности.


Тип занятиякомбинированный

Материально техническое и дидактическое оснащение:

видеоролик, дорожные знаки для велосипедистов; ситуационные рисунки с правилами езды на велосипеде, раздаточный материал, знаки дорожного движения, памятка для велосипедиста.


Ход занятия:

Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Мотивация.

Упражнение « Частичка тепла»


Огромное солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя поделить.

А капельку счастья, вниманья, участья,

Ты можешь, ты должен друзьям подарить.


Мне очень хочется, чтобы наше занятие прошло в теплой дружественной атмосфере. Давайте подарим, друг другу улыбки и начнем наше занятие.

Сегодня нам с вами предстоит многое узнать, но сначала я предлагаю вам посмотреть видеосюжет из мультфильма «Уроки тетушки Совы» и определить цели и задачи сегодняшнего занятия.

(в папке сюжет 1)


- О чем сюжет? Давайте определим цель и задачи нашего занятия. (ответы детей)

- Сколько бывает радости у каждого ребенка, когда ему покупают велосипед. Двигаться на нем можно быстро, с ветерком и для здоровья полезно. А если еще впереди летние каникулы, то это действительно здорово!

Очень большое количество велосипедов на улицах городов и сел создает определённые трудности и проблемы дорожного движения. А возникают эти трудности от незнания правил дорожного движения! Часто страдают те велосипедисты, которые не умеют применять правила дорожного движения в жизни.

Сегодня на занятии мы будем учиться быть грамотными велосипедистами. А что это значит? (должны знать правила езды на велосипеде, дорожные знаки для велосипедиста)

- А для чего это важно знать? (Чтобы не попасть в аварию, чтобы не было травм, чтобы езда на велосипеде была безопасной.)


Создание проблемной ситуации.

- А кто умеет кататься на велосипеде?

- А легко ли научиться кататься на велосипеде? (ответы детей)


- Вчера, когда я переходила дорогу, мимо меня на велосипеде проехал мальчик, как вы думаете, правильно ли он сделал?

(ответы детей)

- Совершенно верно, если вам нужно перейти дорогу, то нужно спешиться с велосипеда и перейти дорогу. Велосипед при этом нужно вести рядом с собой.

- Ребята, давайте вместе подумаем, достаточно ли научиться ездить на велосипеде или этого недостаточно, чтобы быть в безопасности? (ответы детей)


- Верно! Мало научиться ездить на велосипеде, нужно еще и правила дорожного движения знать.


Сегодня мы с вами познакомимся с основными правилами и некоторыми знаками дорожного движения для велосипедистов.


Сейчас мы посмотрим м/ф Робокар Поли. Правила дорожного движения. Безопасная езда на велосипеде.


https://ok.ru/video/1499087245634 ссылка на мультфильм

(В приложении, в папке имеется обрезанный мультфильм)


После просмотра мультфильма, нам предстоит ответить на вопрос, кто из ребят нарушал правила дорожного движения. Какие правила были нарушены. Мы с вами составим правила, которыми должны пользоваться водители велосипедов и обязательно скажем, что делать нельзя.


(обсуждение просмотренного м/фильма и составление правил)


Ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть. Если случайно на дороге встретится кто-нибудь из детей или взрослых, надо его объехать.

На велосипеде нужно сидеть прямо, не напрягая плечи и руки, смотреть вперёд по направлению движения, не отвлекаться от дороги.

Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.

Можно кататься только во дворе дома, в парках и скверах, стадионах, специально отведенных для катания местах; велосипед должен быть технически исправен, нельзя кататься без использования рук, выезжать на проезжую часть, через дорогу велосипед необходимо переводить, а не переезжать на нем, нельзя ездить по двое в ряд


(Составляется памятка для велосипедиста)

Правила для водителя велосипеда: (памятка)


- Перед каждым использованием, велосипед нужно осматривать с целью своевременного выявления неисправностей.

- Водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках, стадионах.

- По тротуарам могут ездить только малыши на детских велосипедах в сопровождении взрослых.

- Ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак «Велосипедная дорожка» - он относится к группе разрешающих знаков.

- Обязательно надевать средства защиты, а в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – одежду со светоотражателями. Светоотражатели должны быть и на средстве передвижения;

- Держать дистанцию и уметь маневрировать в процессе езды;

- Ездить на велосипедах по дорогам можно только с 14 лет, а на мопедах с 16 лет.

- Нельзя возить на велосипеде груз, который будет мешать людям идущим рядом.

Физминутка

Игра «Можно – нельзя»

Ребята, давайте немного отдохнем.

Садимся поудобнее в свои воображаемые велосипеды.


Дети опираются на спинки стульев и имитируют езду на велосипеде.

Я буду вам предлагать различные места для катания на велосипеде, а вы будете «крутить педали» в том случае, если ехать можно. Если ехать нельзя, то вы сидите спокойно.

Во дворе…. (крутят педали)

На остановке автобуса…..

На полянке……(крутят педали)

На проезжей части…….

По летнице……

Где стоит вот такой знак (показать знак «велосипедная дорожка»)…..(крутят педали)

В парке…..(крутят педали)


Молодцы, ребята! А теперь садимся поудобнее и движемся дальше.


Продолжим нашу работу и составим еще одну памятку

Водителю велосипеда запрещается: (памятка)


- Ездить на неисправном транспортном средстве;

- Ездить без шлема;

- Возить пассажиров на багажнике или на раме;

- Ездить на велосипеде без рук, или держать транспортное средство одной рукой, или убрав ноги с педалей;

- Связывать и буксировать несколько велосипедов в одну систему.

- Выезжать на проезжую часть;

- Нельзя возить на велосипеде груз, который будет

мешать людям идущим рядом.


Знакомство с основными знаками для велосипедистов.


Послушайте стихотворение

У кого велосипед –

Говорят: Проблемы нет!

Сел, педалями крути

Где захочешь – там кати!

Все не просто, все не так

Езди там, где этот знак:

Круг окрашен в синий цвет,

А в кругу велосипед! (показать знак)

Этот знак называется «Велосипедная дорожка». Он разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться пешеходы, если отсутствует тротуар.

«ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА» - это отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (бордюром), предназначенный для движения велосипедистов


Знак запомните друзья,

И родители, и дети:

Там, где он весит, нельзя

Ездить на велосипеде!

Этот знак говорит о том, что движение на велосипеде запрещено. Он относится к запрещающим знакам. Знак запрещает движение на велосипедах и мопедах.

ЗАПОМНИТЕ! Под этот знак водитель велосипеда должен сойти с велосипеда и вести его в руках. Если человек сам ведет велосипед, то он становится пешеходом.


Для закрепления просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» (Сюжет 2)


Рефлексия.

Это должен каждый знать обязательно на 5!


Знаки важные дорожные

Компас взрослых и ребят.

Дети! Будьте осторожны!

Знайте, что нельзя, что

можно!

Выполняйте все, что знаки

говорят!


Какой же вывод мы сегодня сделаем:


- Велосипед очень удобное средство передвижения, но в то же время опасный вид транспорта, если не соблюдать правила дорожного движения.

- А что вам запомнилось на нашем уроке?

- Чего вы не знали?

- Чему научились?

- Что вам захотелось сделать после изучения данной темы?

Вручение памяток







Занятие 2

Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Мотивация.


Сегодня мы продолжим изучать одну из ранее начатых тех. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поведем наш разговор?

Чтобы вам было легче догадаться, отгадайте загадку.


Это транспортное средство

Хорошо знакомо с детства

И малыш, и старый дед –

Любят свой ….. велосипед


Совершенно верно, речь пойдет о велосипеде.

- А что такое велосипед? (транспортное средство)

- Если велосипед является транспортным средством, то кем является человек, который управляет велосипедом? (водителем)

- Если вы становитесь водителем велосипеда, то, что вы должны знать? (ПДД)

- Только ли знать правила дорожного движения должен любой водитель транспортного средства? (нет, нужно и соблюдать ПДД)


Нацеливание на изучение новой темы

Инсценирование стихотворения


Подарил слонёнку дед

Скоростной велосипед

И сказал: - Запоминай:

                                 Со двора не выезжай!

                                  Улица не для ребят!

- Знаю! Все так говорят!

Буду ездить осторожно

Только там, где ездить можно!


- О чем это стихотворение? (о правилах для велосипедистов)

(Кататься на велосипеде можно только во дворе или отведённых для этого местах.)


Какие цели мы поставим на сегодняшнее занятие? (ответы детей)

Вы правы, ребята, есть еще правила, которые необходимо знать грамотному велосипедисту. Сегодня нам предстоит с ними познакомиться, но для начала мы вспомнить уже изученные правила.


Закрепление изученного


Послушайте, ребята, четверостишия и сделайте выводы.


- Ослик, что с твоей ногой?

Где велосипед лихой?

- Ох, я врезался в забор!

Это грустный разговор.

Тормоз неисправным был

И совсем не тормозил.

Прежде, чем куда-то мчаться,

Проверяйте тормоз, братцы!

- Собираясь на велосипедную прогулку, убедись в исправности велосипеда.


Слезай с велосипеда, кот!

Ведь здесь, приятель переход,

И, значит, мы пешком идём,

Велосипед за руль ведём.

- Переходя улицу, надо идти пешком рядом с велосипедом.

- Кем при этом становится водитель велосипеда? (пассажиром)


- Помчимся наперегонки!

- Кричали зайчику щенки.

- Рули сюда! Жми на педали!

И побыстрей, чтоб мы не ждали!

- Да что вы! Там полно народу!

Нельзя гонять, где пешеходы.

Мы лучше где-нибудь в сторонке

Устроим наши велогонки.


- Не следует устраивать велосипедные гонки в местах, отведённых для пешеходов.


На велосипеде друг

Повернул налево вдруг!

Я кричу ему: - Постой!

Ты ведь едешь к мостовой!


- Нельзя детям кататься на проезжей части дороги.


- Ура! Четырнадцать мне лет!

Возьму-ка я велосипед

И покачу по мостовой!

Не остановит постовой!

Ещё вчера, в тринадцать,

Не мог я там кататься.


- Движение велосипедистов старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожке или полосе для велосипедистов.


Ребята, велосипед доступный и самый удобный вид транспорта, но не безопасный. Существует система правил дорожного движения, которой пользуются велосипедисты во всем мире. Для велосипедистов существуют и свои дорожные знаки, которые очень легко различить, благодаря нанесенным на них изображениям велосипеда.


Полоса для велосипедистов


«Полоса для велосипедистов» обозначает начало отдельной выделенной полосы, движение по которой разрешается только велосипедам и мопедам. На знаке изображён велосипед и стрелка, указывающая направление движения.


Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением

«Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением
(велопешеходная дорожка с совмещенным движением)» указывает на то, что данную дорожку для движения могут одновременно использовать и пешеходы, и велосипедисты.


«Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения»



«Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения» - применяют для обозначения дорожек, предназначенных для совместного движения пешеходов и велосипедов.


«Дорога с полосой для велосипедистов»


Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.


«Жилая зона»


Данный знак определяет участок местности, выделенный для пешеходов и велосипедистов. Он не вводит запрет на движение автомобилей, но приоритетом в жилой зоне пользуются люди. Знак предупреждает автомобилистов о том, что на данной территории повышен риск наезда на пешехода.

А теперь мы рассмотрим сигналы, которые должен подавать велосипедист рукой при совершении маневра.



Физминутка

Учитель подает команду для велосипедистов – повернуть налево, направо, торможение, дети показывают рукой.

Закрепление изученного


Давайте потренируемся грамотно выполнять маневры! Сейчас я хочу предложить вам игру «Знаки – вместо слов». Я прочитаю текст, вы внимательно его послушайте. Во время второго прочтения вы будете показывать знаки, которые лежат у вас на партах вместо слов.

Ну что, поехали?


На улице идет дождь. Дорога скользкая, из жилой зоны на главную дорогу выехал велосипедист. Он поехал по специально отведенному для этого месту - велосипедной дорожке. Велосипедная дорожка пересекла главную дорогу, по которой могли двигаться только автомобили. Здесь велосипедист спустился с велосипеда – пошел на другую сторону дороги по пешеходному переходу.




А теперь следующее задание. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть рисунки и сказать, какое правило нарушили велосипедисты?







Работа в парах “Сложи знак”

( открывают конверт, достают части знака, складывают его и вспоминают, как он называется)


Викторина

  1. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)

  2. Водитель велосипеда. (Велосипедист.)

  3. Полоса земли, предназначенная для передвижения людей. (тротуар.)

  4. Место пересечения улиц. (Перекресток.)

  5. Защитный головной убор велосипедиста, мотоциклиста. (Шлем.)

  6. Изгиб дороги. (Поворот.)

  7. «Глаза» транспорта. (Фары.)

  8. Устройство для остановки транспорта. (Тормоз.)

  9. Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек.)

  10. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)

  11. Звуковой сигнал велосипеда. (Звонок.)


Рефлексия


-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

- О чём вы сегодня расскажете дома мамам, папам, ….

- Что вам захотелось сделать после нашего занятия?

- Какой главный вывод вы должны унести с собой?


- Где вы можете получить информацию, если что-то забудете? (В словаре, в сети Интернет, в книгах, в правилах ДД.


Сегодняшнее занятие подходит к концу. Езда на велосипеде требует большого умения и навыка. Велосипедисты должны хорошо знать и выполнять правила дорожного движения. Знать и выполнять законы улиц и дорог. И тогда у вас все будет в полном порядке!


Домашнее задание. Запомнить данные знаки










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!