СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по обществознанию "Выполнение заданий с развернутым ответом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация используется мною на занятиях по подготовке к ОГЭ по обществознанию, сопровождает ее методический конспект. В работе представлены задания 2-й части КИМ ОГЭ, т.е. предполагает развернутые ответы на задания, и помогает обучающимся выработать навыки работы с заданиями подобного типа. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по обществознанию "Выполнение заданий с развернутым ответом"»

Методическая разработка занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию «Выполнение заданий с развернутым ответом» Цель: - продемонстрировать фрагмент работы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию на примере выполнения второй части КИМ.

Методическая разработка занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию

«Выполнение заданий

с развернутым ответом»

Цель:

- продемонстрировать фрагмент работы по подготовке к ГИА в форме ОГЭ по обществознанию на примере выполнения второй части КИМ.

 Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание.  Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).  Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.  За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.  За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.  Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание.

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 26–28, 30 и 31 выставляется 2 балла. При неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 29 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.

Таким образом, за выполнение заданий части 2 (правильную и полную формулировку ответов на все шесть вопросов) экзаменуемый может получить максимально 13 баллов.

Вторая часть экзаменационной работы  Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила , соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части. Не бояться второй части КИМ, приступать к выполнению каждого из шести заданий. прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то,  что нужно назвать  (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое  количество данных элементов  надо привести (один, два, три и т.д.).

Вторая часть экзаменационной работы

Каждое из шести заданий этой части проверяет определённое умение на различном содержании обществоведческого курса. Есть некоторые общие правила , соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения заданий этой части.

  • Не бояться второй части КИМ, приступать к выполнению каждого из шести заданий.
  • прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны оцениваемые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то,  что нужно назвать  (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое  количество данных элементов  надо привести (один, два, три и т.д.).

Задания № 26-31

По мере превращения населения европейских стран из преимущественно сельского в городское изменялась и роль детей в обществе. Дети уже не выполняли в семье значимой экономической функции, потому что рабочее место сделалось отделённым от дома. С течением лет обязательное посещение школы, законы о детском труде и специальные юридические уложения, касавшиеся подростков, привели к тому, что понятие подростковый возраст укоренилось и стало реальной социальной категорией.

В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых они неожиданно сравниваются с ними по физическому сложению, росту и силе. Но основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

В этот период перехода от детства к взрослости юным людям свойственно путать свои социальные роли, их представления о самих себе ещё недостаточно чётки. Несформировавшаяся личность влечёт подростков к поиску более надёжной опоры, вследствие чего они так подвержены влияниям извне и легко вступают во всяческие группировки, с головой бросаются в любовные приключения или общественные движения.

Хотя средства массовой информации активно обсуждают противоречия между подростками и их родителями, проблема разрыва между поколениями представляется упрощённо. Исследования показывают, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростка. Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях и основных ценностях. Во многих случаях значительная часть молодых людей не видит причин проводить резкую границу между системой ценностей своих родителей и своих друзей-сверстников. Частично это может быть объяснено тем, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей.

  (Волков Ю.Г, Добреньков В.И. и др.)

Задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Задание 27. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.

 

Задание 28. Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

 

Задание 29. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.

 

Задание 30. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

 

Задание 31. Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Сейчас мы вместе с учащимися разберём задания № 26-31.

Разбор заданий № 26-31 и ответы на них:   Задание 26 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла   Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента.  При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика - именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Разбор заданий № 26-31 и ответы на них:

 

Задание 26 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла

Задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента.

При этом количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика - именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Желаю всем учащимся сознательности и упорства в период подготовки к экзаменам, удачи на самих экзаменах! Всем спасибо!

Желаю всем учащимся сознательности и упорства в период подготовки к экзаменам,

удачи на самих экзаменах!

Всем спасибо!

Задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  Примерный ответ:  План 1) превращение подростков в реальную социальную категорию; 2) содержание подросткового периода; 3) проблемы несформировавшейся личности; 4) влияние сверстников и членов семьи на подростка. Могут быть приведены другие варианты ответа, близкие по смыслу

Задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Примерный ответ:

План

1) превращение подростков в реальную социальную категорию;

2) содержание подросткового периода;

3) проблемы несформировавшейся личности;

4) влияние сверстников и членов семьи на подростка.

Могут быть приведены другие варианты ответа, близкие по смыслу

Задание 27 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла  Задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы.  Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

Задание 27 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла

Задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы.

Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

Задание 27. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.  Примерный ответ: 1) специальные юридические уложения; 2) прекращения выполнения детьми значимой экономической функции; 3) обязательное посещение школы; 4) законы о детском труде.

Задание 27. Назовите три фактора, способствующие, по мнению автора, тому, что понятие «подростковый возраст» стало реальной социальной категорией.

Примерный ответ:

1) специальные юридические уложения;

2) прекращения выполнения детьми значимой экономической функции;

3) обязательное посещение школы;

4) законы о детском труде.

Задание 28 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла  Оно предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте. Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.  Примерный ответ: 1. Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. 2. Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.

Задание 28 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла

Оно предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте.

Автор называет изменения, происходящие в подростковом возрасте, революционными. Используя содержание текста, приведите два объяснения данной авторской характеристики.

Примерный ответ:

1. Подростки неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе.

2. Основное содержание подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности.

Задание 29 , правильное и полное выполнение дает 3 балла   Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.  Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Задание 29 , правильное и полное выполнение дает 3 балла

Это задание предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

Задание 29. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.  Примерный ответ: 1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков; 2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков; 3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростков и взрослых. Может быть приведен свой вариант ответа, близкий по смыслу

Задание 29. С опорой на текст и обществоведческие знания предположите, почему средства массовой информации активно обсуждают проблему разрыва между поколениями. Приведите три объяснения.

Примерный ответ:

1) значимость для общества проблемы формирования личности подростков;

2) общество волнует проблема негативного влияния извне на подростков;

3) в современном обществе приобрели особую остроту различные системы ценностей подростков и взрослых.

Может быть приведен свой вариант ответа, близкий по смыслу

Задание 30 , верное и полное выполнение которого дает 2 балла   Задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.  В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)  

Задание 30 , верное и полное выполнение которого дает 2 балла

Задача, имеющая, как правило, самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять источник социальной информации для решения проблемы и др.

В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

 

Задание 30. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? (вопрос) Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос. (фраза из текста)  Примерный ответ: 1. Ответ  на вопрос: вторая точка зрения — родители и старшие члены семьи влияют на становление личности подростка. 2. Фрагмент текста : «Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях» ИЛИ «Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков».

Задание 30. На уроке обществознания Михаил высказал предположение, что старшие члены семьи не оказывают значительного влияния на становление личности подростка. Однако не все одноклассники Михаила согласились с его мнением. Какая из двух точек зрения отражена в приведённом тексте? (вопрос) Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос. (фраза из текста)

Примерный ответ:

1. Ответ на вопрос: вторая точка зрения — родители и старшие члены семьи влияют на становление личности подростка.

2. Фрагмент текста : «Члены семьи оказывают на подростка большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях» ИЛИ «Исследования позволяют предположить, что и семья, и сверстники имеют одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков».

Задание 31 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла   Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.   Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией. 2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.

Задание 31 , полное и верное выполнение которого дает 2 балла

Задание предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

  Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.

2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.

Желаю вам успеха в выполнении задания!  Отметьте для себя, что задание 31 содержит в себе три элемента, требующих ответа: 1 – мнение (согласие или несогласие с позицией автора), 2 – первый аргумент (объяснение) своей точки зрения, 3 – второй аргумент (объяснение) своей точки зрения.  Контролируйте свой почерк, грамотность письменной речи (орфографию), не повторяйтесь в словах, чтобы не образовалась тавтология (повторение в одном предложении однокоренных слов). И НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ)

Желаю вам успеха в выполнении задания!

Отметьте для себя, что задание 31 содержит в себе три элемента, требующих ответа: 1 – мнение (согласие или несогласие с позицией автора), 2 – первый аргумент (объяснение) своей точки зрения, 3 – второй аргумент (объяснение) своей точки зрения.

Контролируйте свой почерк, грамотность письменной речи (орфографию), не повторяйтесь в словах, чтобы не образовалась тавтология (повторение в одном предложении однокоренных слов).

И НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ)

Задание 31.   Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. 1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией. 2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.  Примерный ответ: 1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией. В случае согласия может быть указано, что: а) круг друзей часто складывается из людей, близких к семье; б) выбор друзей происходит на базе ценностей, заложенных в семье. В случае несогласия может быть указано, что: а) в подростковом возрасте часто выбирают друзей из противоречия родителям; б) круг интересов подростков подвержен расширению и изменению, часто у подростков появляются друзья с совсем иными взглядами, чем у их родителей.  

Задание 31.

  Автор пишет, что подростки интуитивно выбирают себе друзей, разделяющих взгляды, согласующиеся с взглядами членов их семей. Согласны ли вы с высказанным автором суждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.

2. Два аргумента (объяснения) в подтверждение своей позиции.

Примерный ответ:

1. Ваше мнение: согласие или несогласие с высказанной позицией.

В случае согласия может быть указано, что:

а) круг друзей часто складывается из людей, близких к семье;

б) выбор друзей происходит на базе ценностей, заложенных в семье.

В случае несогласия может быть указано, что:

а) в подростковом возрасте часто выбирают друзей из противоречия родителям;

б) круг интересов подростков подвержен расширению и изменению, часто у подростков появляются друзья с совсем иными взглядами, чем у их родителей.

 

 НАПОМИНАЮ: Для выполнения заданий № 26-31 необходимо: - уметь выбирать нужную информацию из текста; - уметь раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения; - уметь соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;  уметь  применять имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;  уметь высказать и обосновать собственное мнение. Не пренебрегайте заданиями этого блока: любое высказывание может быть верным и принести дополнительные баллы.

НАПОМИНАЮ:

Для выполнения заданий № 26-31 необходимо:

- уметь выбирать нужную информацию из текста;

- уметь раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения;

- уметь соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса;

  • уметь применять имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций;
  • уметь высказать и обосновать собственное мнение.

Не пренебрегайте заданиями этого блока: любое высказывание может быть верным и принести дополнительные баллы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!