СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "Пермский звериный стиль"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия "Пермский звериный стиль"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся

«Уральское подворье»

(КГБОУСУВУ «Уральское подворье»)















Разработка открытого занятия

в «Гончарной мастерской»:

«Пермский звериный стиль» 








Занятие составила:

Педагог

дополнительного

образования

Шабунина Ф.А.











ПЕРМЬ, 2022



Цели урока:

  • Обучающая - формирование мотивации творческой активности личности средствами традиционных материалов и не традиционных техник;

  • Развивающая - развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства при лепке из природной глины;

  • Воспитательная - воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Задачи:

* Ознакомить учащихся с историей Пермского звериного стиля через показ иллюстраций;

* Показать отрывок из документального фильма «Пермский звериный стиль»;

* Познакомить учащихся с техникой лепки изделия из пласта, как одной из разновидностей лепки народных промыслов. Показать возможности лепки;

* Развивать и совершенствовать умения и навыки в лепке из глины;

* Способствовать творческому отображению окружающего мира.

* Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: знать значение слов: лепка, глина, промин, пласт, оправка, освоить приёмы лепки изделия.

Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления

Метапредметные

Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

На занятии учащимся предлагается новый и закрепляющий материал, и творческое задание по технике Лепке из глины.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, творческое задание, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающий и творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: иллюстрации, отрывок из документального фильма «Пермский звериный стиль»;

  • Работы участников студии «Гончарной мастерской» - расписные разделочные доски, сувениры и изделия из глины (материалы: глина, стеки, губки, тряпки, вода);

  • Оборудование: экран, проектор, колонки, ноутбук.

  • Заготовки – глина в пакете, разделочная доска для лепки, инструменты;

Основные понятия:

  • Народные промыслы

  • Лепка

  • Глина

План урока

  1. Самоопределение к деятельности - 1 мин.

  • Проверка готовности учащихся к занятию;

  • Эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке.

  1. Просмотр иллюстраций и презентации - 4 мин.

  2. Актуализация знаний - 5 мин.

  • Анализ готового образца

  • Открытие нового знания

  1. Творческое задание - 3 мин.

  2. Физкультминутка - 2 мин.

  3. Практическая работа -20 мин.

  • Постановка творческой задачи

  • Демонстрация работы

  • Самостоятельная работа учащихся.

  1. Итог урока. Рефлексия - 5 мин.

  • Экспресс – выставка.

  • Мое отношение к занятию.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости!

    1. Самоопределение к деятельности:

  • Проверка готовности учащихся к уроку;

  • Эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке.

Педагог: Давайте посмотрим на друг друга, улыбнемся и настроимся на позитивное настроение!

2. Просмотр фильма и иллюстраций:

- Чтобы понять тему нашего занятия, покажу вам отрывок из документального фильма. Итак, внимание, смотрим на экран (просмотр фильма).

3. Актуализация знаний:

- Какая тема нашего занятия?

(отвечают учащиеся: - Пермский звериный стиль)

- Пермский звериный стиль представляет собой искусство металлического литья. В основе сюжетов которого образы различных животных — лоси, олени, хищные птицы, кони, медведи.

- Чтобы прочувствовать эпоху тех времен, давайте представим, что мы народ тех времен, ЧУДИ (звучат звуки шаманского бубна)

- Водоплавающие птицы, соболи, фантастические животные. Также солярные знаки (схематичные знаки солнца), многофигурные бляхи — всё это пермский звериный стиль (показ иллюстраций на магнитной доске)

- Древний человек верил в связь людей с животными и превращал их в тотемы. Самыми распространенными изображениями животных в сюжетах пермского звериного стиля являются лось, конь, медведь.

- Изготавливали изделия по-разному. Процарапывание, гравировка рисунка; двустороннее, одностороннее, объемное или плоское литье. На поверхность заготовки также напаивали отдельные части.

- «Чудские образки» мы изготовим из глины.

- Перед тем как приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие)

- Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Какое животное изобразит. Фантазирует. Придумывает. Вдохновляется природными явлениями. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие)

- Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Какое животное изобразит. Фантазирует. Придумывает. Вдохновляется природными явлениями. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, немного вдохновимся, зарядимся атмосферой тех времен.

4. Творческое задание:

- И для вас есть первое творческое задание-игра «Найти соответствие», подобрать название к иллюстрациям

(готовые элементы-шаблоны) иллюстрации, названия, магниты, магнитная доска).


- А теперь практическая работа

Даже в старинные времена соблюдали правила техники безопасности: (рассказывают ребята)

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы;

- работаем аккуратно, четко, без суеты;

- не горбимся, держим спину прямо;

- стол перед началом работы следует застелить клеенкой;

- руки вытирать о салфетку.

У вас на столах находятся доска, глина, вода, стеки, тряпки, губки.

5. Практическая работа (Алгоритм выполнения):

  • Разминание и отбивание глины;

  • Раскатывание пласта;

  • Нанесение рисунка на пласт по шаблону;

  • Вырезание фигуры шилом по контуру;

  • Оправка;

  • Нанесение рисунка, рельеф, декор;

  • Оправка;

Ваша задача добиться правильности выполнения работы.


6. Итог урока. Рефлексия

1. Экспресс – выставка.

2. Заключительное слово.

3. Анализ работ. Оценки обучающихся.

-  Серьёзные задачи стояли сегодня перед нами, все вы справились с этой работой. Молодцы!

- Посмотрите, какие у нас получились «Чудские образки». Первый шаг к мастерству выполнен. Думаю, наши предки, мастера тех времен гордились бы нами (Аплодисменты)

-После того как слепили изделия Пермского звериного стиля, что с ними дальше произойдет?

(ребята отвечают: сушка, обжиг, покрытие ангобом, обжиг, глазурование) или роспись акриловыми красками.

- Правильно! Молодцы!

- Наши изделия выполнены из глины. А из чего выполнены «Чудские образки»?

- (Бронзовое литье - отвечают учащиеся)

- Как вы думаете где хранятся предметы пермского звериного стиля сегодня?

  • Чердынский краеведческий музей;

  • Пермский краеведческий музей;

  • Государственный исторический музей им. А. С. Пушкина;

  • Эрмитаж;

  • Национальный музей Финляндии.

- Ребята, подведём итог занятию. Перед вами цветные символы.

Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них (читаю по таблице что обозначает каждый цвет). У вас «Чудские образки» такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к занятию. Их может быть несколько.

Цветовая рефлексия: Моё отношение к занятию

  • Желтый цвет - Понравилось

  • Красный цвет - Не понравилось

  • Оранжевый цвет - Узнал новое

  • Зелёный цвет - Я был активен

  • Синий, голубой цвет - Я бы хотел, чтобы такие занятия проводились чаще

  • Подведение итогов

  • В ваших руках я вижу «Чудские образки» разного цвета. Меня это радует, потому что у каждого из вас сложилось своё отношение к занятию.

  • -С каким стилем самобытных археологических находок из Верхнего Прикамья мы познакомились?

  • (Пермский звериный стиль)

  • - Как звали народ тех времен, которые создавали «образки»?

  • (Чудь)

  • - Какими материалами и инструментами пользовались во время лепки изделия?

  • (Стеки, вода, губка, глина, бельтинг)

- Все большие молодцы! Аплодисменты!

- Спасибо всем, я была рада поработать с вами.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!