МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся
«Уральское подворье»
(КГБОУСУВУ «Уральское подворье»)
Разработка открытого занятия
в «Гончарной мастерской»:
«Пермский звериный стиль»
Занятие составила:
Педагог
дополнительного
образования
Шабунина Ф.А.
ПЕРМЬ, 2022
Цели урока:
Обучающая - формирование мотивации творческой активности личности средствами традиционных материалов и не традиционных техник;
Развивающая - развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства при лепке из природной глины;
Воспитательная - воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Задачи:
* Ознакомить учащихся с историей Пермского звериного стиля через показ иллюстраций;
* Показать отрывок из документального фильма «Пермский звериный стиль»;
* Познакомить учащихся с техникой лепки изделия из пласта, как одной из разновидностей лепки народных промыслов. Показать возможности лепки;
* Развивать и совершенствовать умения и навыки в лепке из глины;
* Способствовать творческому отображению окружающего мира.
* Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов: лепка, глина, промин, пласт, оправка, освоить приёмы лепки изделия.
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
Метапредметные
Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
На занятии учащимся предлагается новый и закрепляющий материал, и творческое задание по технике Лепке из глины.
Тип урока: урок закрепления и изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа, творческое задание, самостоятельная работа.
Форма работы учащихся: индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающий и творческий, дифференцированный подход.
Подготовка класса:
Зрительный ряд: иллюстрации, отрывок из документального фильма «Пермский звериный стиль»;
Работы участников студии «Гончарной мастерской» - расписные разделочные доски, сувениры и изделия из глины (материалы: глина, стеки, губки, тряпки, вода);
Оборудование: экран, проектор, колонки, ноутбук.
Заготовки – глина в пакете, разделочная доска для лепки, инструменты;
Основные понятия:
Народные промыслы
Лепка
Глина
План урока
Самоопределение к деятельности - 1 мин.
Проверка готовности учащихся к занятию;
Эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке.
Просмотр иллюстраций и презентации - 4 мин.
Актуализация знаний - 5 мин.
Анализ готового образца
Открытие нового знания
Творческое задание - 3 мин.
Физкультминутка - 2 мин.
Практическая работа -20 мин.
Постановка творческой задачи
Демонстрация работы
Самостоятельная работа учащихся.
Итог урока. Рефлексия - 5 мин.
Экспресс – выставка.
Мое отношение к занятию.
Ход занятия:
-Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости!
Проверка готовности учащихся к уроку;
Эмоциональная мотивация учащихся к работе на уроке.
Педагог: Давайте посмотрим на друг друга, улыбнемся и настроимся на позитивное настроение!
2. Просмотр фильма и иллюстраций:
- Чтобы понять тему нашего занятия, покажу вам отрывок из документального фильма. Итак, внимание, смотрим на экран (просмотр фильма).
3. Актуализация знаний:
- Какая тема нашего занятия?
(отвечают учащиеся: - Пермский звериный стиль)
- Пермский звериный стиль представляет собой искусство металлического литья. В основе сюжетов которого образы различных животных — лоси, олени, хищные птицы, кони, медведи.
- Чтобы прочувствовать эпоху тех времен, давайте представим, что мы народ тех времен, ЧУДИ (звучат звуки шаманского бубна)
- Водоплавающие птицы, соболи, фантастические животные. Также солярные знаки (схематичные знаки солнца), многофигурные бляхи — всё это пермский звериный стиль (показ иллюстраций на магнитной доске)
- Древний человек верил в связь людей с животными и превращал их в тотемы. Самыми распространенными изображениями животных в сюжетах пермского звериного стиля являются лось, конь, медведь.
- Изготавливали изделия по-разному. Процарапывание, гравировка рисунка; двустороннее, одностороннее, объемное или плоское литье. На поверхность заготовки также напаивали отдельные части.
- «Чудские образки» мы изготовим из глины.
- Перед тем как приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие)
- Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Какое животное изобразит. Фантазирует. Придумывает. Вдохновляется природными явлениями. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, что делает мастер, как вы думаете ребята? (подготавливает рабочее место и придумывает какое будет изделие)
- Конечно же, он придумывает каким будет изделие. Какое животное изобразит. Фантазирует. Придумывает. Вдохновляется природными явлениями. Вот и мы сейчас прежде, чем приступить к лепке, немного вдохновимся, зарядимся атмосферой тех времен.
4. Творческое задание:
- И для вас есть первое творческое задание-игра «Найти соответствие», подобрать название к иллюстрациям
(готовые элементы-шаблоны) иллюстрации, названия, магниты, магнитная доска).
- А теперь практическая работа
Даже в старинные времена соблюдали правила техники безопасности: (рассказывают ребята)
- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы;
- работаем аккуратно, четко, без суеты;
- не горбимся, держим спину прямо;
- стол перед началом работы следует застелить клеенкой;
- руки вытирать о салфетку.
У вас на столах находятся доска, глина, вода, стеки, тряпки, губки.
5. Практическая работа (Алгоритм выполнения):
Разминание и отбивание глины;
Раскатывание пласта;
Нанесение рисунка на пласт по шаблону;
Вырезание фигуры шилом по контуру;
Оправка;
Нанесение рисунка, рельеф, декор;
Оправка;
Ваша задача добиться правильности выполнения работы.
6. Итог урока. Рефлексия
1. Экспресс – выставка.
2. Заключительное слово.
3. Анализ работ. Оценки обучающихся.
- Серьёзные задачи стояли сегодня перед нами, все вы справились с этой работой. Молодцы!
- Посмотрите, какие у нас получились «Чудские образки». Первый шаг к мастерству выполнен. Думаю, наши предки, мастера тех времен гордились бы нами (Аплодисменты)
-После того как слепили изделия Пермского звериного стиля, что с ними дальше произойдет?
(ребята отвечают: сушка, обжиг, покрытие ангобом, обжиг, глазурование) или роспись акриловыми красками.
- Правильно! Молодцы!
- Наши изделия выполнены из глины. А из чего выполнены «Чудские образки»?
- (Бронзовое литье - отвечают учащиеся)
- Как вы думаете где хранятся предметы пермского звериного стиля сегодня?
Чердынский краеведческий музей;
Пермский краеведческий музей;
Государственный исторический музей им. А. С. Пушкина;
Эрмитаж;
Национальный музей Финляндии.
- Ребята, подведём итог занятию. Перед вами цветные символы.
Давайте условимся, что будет обозначать каждый из них (читаю по таблице что обозначает каждый цвет). У вас «Чудские образки» такого же цвета. Поднимите те цвета, которые символизируют ваше отношение к занятию. Их может быть несколько.
Цветовая рефлексия: Моё отношение к занятию
Желтый цвет - Понравилось
Красный цвет - Не понравилось
Оранжевый цвет - Узнал новое
Зелёный цвет - Я был активен
Синий, голубой цвет - Я бы хотел, чтобы такие занятия проводились чаще
Подведение итогов
В ваших руках я вижу «Чудские образки» разного цвета. Меня это радует, потому что у каждого из вас сложилось своё отношение к занятию.
-С каким стилем самобытных археологических находок из Верхнего Прикамья мы познакомились?
(Пермский звериный стиль)
- Как звали народ тех времен, которые создавали «образки»?
(Чудь)
- Какими материалами и инструментами пользовались во время лепки изделия?
(Стеки, вода, губка, глина, бельтинг)
- Все большие молодцы! Аплодисменты!
- Спасибо всем, я была рада поработать с вами.