В разделе «Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной работы:
«Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».
- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и сделать выводы.
Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».
Проблемный вопрос: - А как это проверить?
Дети делают предположения, высказывания:
(посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть, надо иметь какую-то особую посуду и т. д.)
Учитель направляет на верный путь решения проблемы:
- Какие особенности электроплиты надо знать?
- Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?
- Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли? [8]
Метод учебных проектов
Данный метод использую в свое работе чаще всего. Считаю, что использование в работе учителя метода проектов поможет достигнуть поставленных перед современным образованием целей.
В педагогической практике метод учебных проектов признан одним из самых эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем в индивидуальной и совместной деятельности школьников.
Таким образом, реализацию учебной проектной деятельности реализую по трём основным этапам:
поисково-исследовательский (подготовительный)
конструкторско-технологический (основной)
аналитический (заключительный) [4]
Классификация проектов:
- по комплексности
- монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему;
- межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам (чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности),
- надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов
-по продолжительности
- минипроекты, которые укладываются в один урок или даже его часть;
- краткосрочные – на 4–6 уроков;
- долгосрочные, требующие 30–40 часов. Недельные проекты предполагают сочетание классных и внеклассных форм работы, глубокое погружение в проект.
по количеству участников
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек),
- групповой (до 15 человек),
- коллективный (класс и более в рамках школы),
- муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете).
-по видам проектов
- информационный (поисковый);
- исследовательский;
- творческий;
- социальный;
-прикладной (практико-ориентированный)
-игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
техническое совершенство;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
материалоемкость;
стоимость и т. д
Трудности при организации проектной деятельности:
постановка ведущих и текущих целей и задач;
поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы;
осуществление и аргументация выбора;
самостоятельные действия;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективная оценка деятельности и результата проектирования.
В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской я оформила «Уголок проектанта», где размещаю материалы.