РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «А КАК ГОВОРИМ МЫ?"
(ИГРА ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ)
Учащиеся заранее делятся на две команды, придумывают себе название, употребив диалектное слово, например, «Кочетыг» и «Рогач» и т.п.
Цели:
- расширить представление школьников о диалектной лексике как особом пласте русского языка,
- пробудить в детях чувства принадлежности к своему народу,
- развивать любознательность, обостренное чувство слова, интерес к живой разговорной речи и устному поэтическому творчеству, этнокультуроведческую компетенцию,
способность анализировать окружающие явления, замечать, чем одно отличается от другого, умение более четко формулировать мысли;
- способствовать углубленному пониманию литературной нормы,
- убедить шире смотреть на язык как на общественное явление.
Педагогическая инструментировка:
- «Словарь диалектов с. Чутановка », «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля,
- портрет В. И. Даля, рисунки детей с изображением предметов быта старины,
- произведения И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя,
Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С.А. Есенина, М.А. Шолохова,
Л. Татьяничевой, «Русские народные сказки» и др.,
- магнитофонные записи русских народных песен.
Действие игры происходит в школьной музейной комнате,
в которой собраны предметы быта села.
Ход игры.
- Вступительное слово учителя ( или подготовленного ученика) о диалектных словах, о В.И.Дале, об особенностях тамбовских говоров, о происхождении микротопонимов и гидронимов нашего села ( н- р, Селезневка, Брехаловка, Семидворики, Старое село, Ветловка, Черный омут).
- На фоне звучания русской народной песни «Вижу чудное приволье» читается стихотворение С. Есенина « В хате».
- Задания командам:
- Выбрать из словаря (или самостоятельно подобрать) диалекты на темы: «Одень девушку летом», «Одень парня зимой» ( Кто больше подберет слов за 2 минуты?)
(Пока команды работают, звучит русская народная песня « Ох вы, сени, мои сени…»
- Игра « В избе».
Назначаются хозяин и хозяйка ( лучше подготовленные ученики), остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов, вещей, кушаний ( утирка, увачки, жерелки, рушник, махотка, безрукавник, валёк и т. п.). Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав сое название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются, выполняют задания хозяев.
- Хозяин, не отобедать ли нам?
- Отчего же не отобедать? Только руки сначала помыть надо, а то они все в сыпухе. Подай утирку– то.
- Да утирка грязная. Возьми рушник. Да не забудь корец.
- А что у нас к обеду?
- Увачки, чибрики да квас. (И т.п.)
- Задания командам:
- «Корректор» (Отредактировать данные предложения)
А) Рабочие Иванов, Пантелеев, Рыбин и Тимохин назначаются на вывозку назёма из первого коровника. Норма выработки четыре выезда из первого коровника. Назем сваливать не на позьме, а на бывшем овсянище.
Б) В магазин для продажи поступили столешники, утирки, рукомойники. Грузчик Петров при разгрузке товара чуток сбедил руку и кликнул товарища для оказания помощи.
Заполнить таблицу.
Диалектные слова
|
Общеупотребительные слова
|
Увачки
Тюфяк
Махотка
_______________________
_______________________
________________________
Катух
Зипун
Кочетыг
_________________________
________________________
_______________________
|
_________________
_________________
__________________
Недавно
Замести, намести
Напротив
___________________
_____________________
_______________________
Палка для ходьбы
Ковш
Воробей
|
- «Найти родное слово» (Из диалектных названий тропинки и снегопада выбрать те, которые употребляются в нашей местности)
Прямушка, рубеж, стёжка, снеговина, межа, ступень, вытопток.
Снегопад, завируха, путень, сипуга, погода, поземка, пурынь.
(Пока команды работают, игра со зрителями: « Угадай слово». Ведущий читает какое- либо слово из словаря, а зрители отгадывают его значение).
- Проверка домашнего задания.
(Текст заданий придумывается соперниками заранее.)
- «Конкурс дикторов» (Найти ошибку в транскрипции и правильно прочитать)
(γ – г фрикативное)
[С’иво́дн’а, шасто́ва ма́й’а, в клубу́ състай’и́ца сабра́н’ий’ъ д’ил’иктаро́ф.]
[Ф пулукл’и́н’ик’ъ ф кал’идо́р’и ид’о́т р’имо́нт. ]
[ У м’ин’э́ бал’и́т γо́рлъ. Тады́ врач’ пръп’иса́л пъласка́н’ий’ъ
с со́дъм. ]
[ Ва вр’ э́м’ъ γълал’э́д’ицы скл’и́ска, н’и слама́й’т’ъ кълбук’и́. ]
- Угадай по рисунку диалектное слово». (Соперники показывают друг другу по очереди рисунки с изображениями диалектных слов для отгадывания).
- Аукцион.
Какая команда назовет больше писателей, поэтов, использовавших в своих произведениях диалектные слова
( Процитировать)
7.Подведение итогов. (Подводя итог, учитель говорит и о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают сельские жители – носители диалектной речи.)
8. Домашнее задание. Собрать диалектные слова для школьного словаря местных диалектов (названия трав, рыб, животных и прозвища нашего села).