СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по лингвистическому краеведению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ «А КАК ГОВОРИМ МЫ?"

(ИГРА ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ)

 Учащиеся заранее делятся на две команды, придумывают себе название, употребив диалектное слово, например, «Кочетыг» и «Рогач» и т.п.

 

Цели:

- расширить представление школьников о диалектной лексике как особом пласте  русского языка,

  • пробудить в детях чувства принадлежности к своему народу,
  •  развивать  любознательность, обостренное чувство слова, интерес к живой разговорной речи и устному поэтическому творчеству, этнокультуроведческую компетенцию,

    способность анализировать окружающие явления, замечать, чем  одно отличается от другого, умение более четко формулировать мысли;

  • способствовать  углубленному пониманию литературной нормы,
  • убедить  шире смотреть на язык как на общественное явление.

 

Педагогическая инструментировка:

-  «Словарь диалектов с. Чутановка », «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля,

- портрет В. И. Даля, рисунки детей с изображением предметов быта старины,

  • произведения И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя,

Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С.А. Есенина, М.А. Шолохова,

Л. Татьяничевой, «Русские народные сказки» и др.,

- магнитофонные записи русских народных песен.

  Действие игры происходит в школьной музейной комнате

в которой собраны предметы быта села.

 

Ход игры.

  1. Вступительное слово учителя ( или подготовленного ученика)  о диалектных словах, о В.И.Дале, об особенностях тамбовских говоров,   о происхождении микротопонимов  и гидронимов нашего села  ( н- р, Селезневка, Брехаловка, Семидворики, Старое село, Ветловка, Черный омут).
  2. На фоне звучания русской народной песни «Вижу чудное приволье» читается стихотворение С. Есенина  « В хате».
  3. Задания командам:
  • Выбрать из словаря  (или самостоятельно подобрать)  диалекты на темы: «Одень девушку летом», «Одень парня зимой» ( Кто больше подберет слов за 2 минуты?) 

 (Пока команды работают, звучит русская народная песня « Ох вы, сени, мои сени…»

  1. Игра  « В избе».

  Назначаются хозяин и хозяйка ( лучше подготовленные ученики), остальные игроки выбирают названия различных домашних предметов, вещей, кушаний ( утирка, увачки, жерелки, рушник, махотка, безрукавник, валёк и т. п.). Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой. Услышав сое название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные игроки штрафуются, выполняют задания хозяев.

  • Хозяин, не отобедать ли нам?
  • Отчего же не отобедать? Только руки сначала помыть надо, а то они все в сыпухе. Подай утирку– то.
  • Да утирка грязная. Возьми рушник. Да не забудь корец.
  • А что у нас к обеду?
  • Увачки, чибрики да квас. (И т.п.)
  1. Задания командам:

-  «Корректор»    (Отредактировать данные предложения)

А) Рабочие Иванов, Пантелеев, Рыбин и Тимохин назначаются на вывозку назёма из первого коровника. Норма выработки четыре выезда из первого коровника. Назем сваливать не на позьме, а  на бывшем овсянище.

Б) В магазин для продажи поступили столешники, утирки, рукомойники. Грузчик Петров при разгрузке товара  чуток сбедил руку и кликнул товарища для оказания помощи.

Заполнить таблицу.

 

Диалектные слова

Общеупотребительные слова

Увачки

Тюфяк

Махотка

_______________________

_______________________

________________________

Катух

Зипун

Кочетыг

_________________________

________________________

_______________________

_________________

_________________

__________________

Недавно

Замести, намести

Напротив

___________________

_____________________

_______________________

Палка для ходьбы

Ковш

Воробей

 

  • «Найти родное слово» (Из диалектных названий тропинки и снегопада выбрать те, которые употребляются в нашей местности)

Прямушка, рубеж, стёжка, снеговина, межа, ступень, вытопток.

Снегопад, завируха, путень, сипуга, погода, поземка, пурынь. 

(Пока команды работают, игра со зрителями: « Угадай слово». Ведущий читает какое- либо слово из словаря, а зрители отгадывают его значение).

  1. Проверка домашнего задания.

       (Текст заданий придумывается соперниками заранее.)

  • «Конкурс дикторов» (Найти ошибку в транскрипции и правильно прочитать)

(γ – г фрикативное)

[С’иво́дн’а,  шасто́ва  ма́й’а,  в клубу́  състай’и́ца  сабра́н’ий’ъ  д’ил’иктаро́ф.]

[Ф   пулукл’и́н’ик’ъ   ф  кал’идо́р’и  ид’о́т  р’имо́нт. ]

[ У  м’ин’э́  бал’и́т   γо́рлъ.  Тады́   врач’  пръп’иса́л   пъласка́н’ий’ъ

 с со́дъм. ]

[  Ва  вр’ э́м’ъ     γълал’э́д’ицы   скл’и́ска,    н’и    слама́й’т’ъ    кълбук’и́.  ]

  • Угадай по рисунку диалектное слово». (Соперники показывают друг другу по очереди рисунки с изображениями диалектных слов для отгадывания).
  • Аукцион.

Какая команда назовет больше писателей, поэтов, использовавших в своих произведениях диалектные слова

( Процитировать)

7.Подведение итогов.  (Подводя итог, учитель говорит и о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают сельские жители – носители диалектной речи.)

8. Домашнее задание. Собрать диалектные слова для школьного словаря местных диалектов (названия трав, рыб, животных и прозвища нашего села).

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!