Выполнила:
Румянцева Ангелина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Лянторская СОШ №5»
Программа внеурочной деятельности
«Мастера и мастерицы»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастера и мастерицы» разработана на основе программы по предмету «Технология» 1 - 4 кл. авторы: Лутцева Е. А., Зуева Т. П., в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В структуру представленного проекта рабочей программы по внеурочной деятельности «Мастера и мастерицы», составленной на основе ФГОС НОО, включены следующие компоненты:
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане;
результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы;
содержание учебного предмета;
учебные и методические пособия.
Реализация программы «Мастера и мастерицы» по внеурочной деятельности является дополнением к основной образовательной программе. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов творческой проектной деятельности, которые присутствуют в данной программе. Ориентирована на самореализацию детей в художественно-практической деятельности, на побуждение к освоению знаний, развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся. В соответствии с требованиями нового стандарта по окончанию начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Работа над художественно – творческими проектами - это способ формирования общих УУД:
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
Программа «Мастера и мастерицы» вносит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (Рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск поролоном, отпечатки листьев, акватипия, монотипия, кляксография, имитация текстуры дерева, граттаж, скрапбукинг, квиллинг и многое другое) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить собственные способности и возможности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Также способствует совершенствованию.
Введение творческой проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Именно в начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники. Помогает создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, общая культура личности, эстетического вкуса, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. В основе организации проектной деятельности, учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Творческая деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей, работников декоративно – прикладного искусства), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную, групповую и индивидуальную деятельность, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт.
Актуальность программы курса обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности учащихся. Важное направление в развитии личности – нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. В наше время остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать своё свободное время. Программа ориентирована на запросы учащихся и их родителей. В процессе обучения по данной программе учащимся дается возможность формирования умений и навыков декоративно-прикладного творчества, реально, самостоятельно, превратить их в предметы быта, применять полученные знания и умения для изготовления подарков и сувениров своими руками, что востребовано в современном обществе. Также занятия помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, создание творческих работ (поделок, изделий) позволяет снять эмоциональное напряжение, стрессовое состояние от психологических нагрузок.
Новизна программы состоит в том, что учащиеся детально обучаются основным приемам практических навыков, в сочетании с такими видами рукоделия как: моделирование, начальные этапы конструирования, декор, самостоятельное составление эскизов, изготовление творческих работ, поделок, изделий по самостоятельно разработанным проектам. Включение в работу различных материалов, дает возможность ребенку, как можно более полно представить себе место, роль, значение и практическое применение используемого материала в окружающей жизни. В комплексе это способствует освоению учащимися достаточно высокого уровня в овладении различных направлений декоративного ручного творчества.
Также применяется различный методологический и индивидуальный подход к каждому обучающемуся, что позволяет максимально выявить способности каждого ребёнка и получать оптимально-желаемый результат. В программу включены различные формы обучения, которые позволяют знакомить детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства: лепка, бумагопластика, оригами, создание сувениров из материалов разной направленности, что помогает произвести подготовку к различным праздникам, мероприятиям и значимым датам.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному, возрастные особенности. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Очень умелые ручки» разработана на основе программы по предмету «Технология» 1 - 4 кл. авторы: Лутцева Е. А., Зуева Т. П., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности (Стандарты второго поколения); учитывает основные задачи развития образования в регионе, особенности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Нормативно - правовые документы, обеспечивающие
реализацию программы.
1. Программа «Технология 1 – 4 классы» авторы: Лутцева Е. А., Зуева Т. П.,
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Минобрнауки РФ от «26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373».
4. Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
5. Приказ Департамента образования Администрации Сургутского района от 22 июля 2010 №436 «О введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Сургутского района».
6. Приказ школы №380 от 01.09.2013 «Об утверждении учебного плана»
7. Учебно-методический комплект - авторы: Лутцева Е. А., Зуева Т. П.
ФГОС предполагают формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в художественно - творческой деятельности.
Программа «Мастера и мастерицы» построена на компетентностном подходе, который реализуется через внедрение современных педагогических технологий. Программой предусмотрено выполнение практических творческих заданий и упражнений декоративно-прикладного характера, которые несут элементы новизны в образовательный процесс, потребуют от учащихся использование знаний из других областей.
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся художественно-творческой деятельностью, и направлена на формирование общей культуры обучающихся, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также следующих качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: формирование у учащихся художественно-эстетического вкуса, трудовых навыков через обучение основам и техникам различной направленности декоративно-прикладного творчества и средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- научить технологии и особенностям создания поделок (сувениров, творческих работ, изделий) различной степени сложности;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- обучить умению пользоваться шаблонами и образцами для выполнения творческих заданий;
- обучить освоению экономному использованию материала при работе;
- предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира;
- дать основы правил безопасной работы с инструментами и материалами;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства.
Образовательные:
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, терпение, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию;
- формирование интереса обучающихся к созданию и изготовлению творческой работы;
- воспитывать упорство в достижении желаемых результатов.
Введение творческой проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации творческой проектной деятельности, возможно, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.
Чем больше знаний и умений в детской голове, тем умнее ребенок. Это зависит от умственных и физических сил ребенка. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме. Необходимо, чтобы познание окружающего мира было активным взаимодействием детских рук с окружающей средой, чтобы ребенок наблюдал не только глазами, но и руками; проявлял и развивал свою любознательность не только вопросами, но и трудом. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, учащиеся знакомятся с материалами, видами работ, приобретают умения и навыки. Развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируется любознательность, наблюдательность. Занятия художественно-эстетической направленности будут способствовать разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания, стремлению к получению готового, реализованного проекта.
Программа «Мастера и мастерицы» включает в себя 2 раздела:
В первом разделе – Я рисую – дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, учатся применять их на практике;
Во втором разделе – Я мастерю – дети знакомятся с нетрадиционными техниками ручного труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности;
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности;
- «от простого к сложному».
Используемые методы позволяют:
- развивать мелкую моторику;
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу творчества;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
- способствуют развитию творческой коммуникации;
- развивают индивидуально – творческие особенности личности, необходимые для познания себя как личности, своих возможностей, собственного достоинства;
- формируют эстетическое восприятие, эстетические представления и суждения.
Курс «Мастера и мастерицы» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование художественно–эстетического вкуса, трудовых навыков и коммуникативных умений младших школьников.
На занятиях предусматриваются разные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Художественно - творческая деятельность младших школьников при изучении курса «Мастера и мастерицы» имеет отличительные особенности:
- имеет творческую практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев, творческие проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- творческая деятельность осуществляется в школе, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- творческая деятельность носит коллективный, групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, коллективе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- в содержание творческой проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес учащихся;
- реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к художественно – творческим видам деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на прохождение программы «Очень умелые ручки» в 1 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 33 часа (33 недели), во 2, 3, 4 классах 1 час в неделю, 34 часа (34 недели).
Результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы.
Освоение детьми курса программы «Мастера и мастерицы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций;
- социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;
- коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Учащиеся научатся:
- правильно держать лист бумаги, карандаш, кисть;
- свободно, без напряжения работать кистями, проводить линии в нужных направлениях, не вращая лист бумаги;
- работать акварельными красками, гуашью, восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги и правильно определить место изображения на листе бумаги;
- правильно передавать в рисунке форму, пропорции, пространственное положение предметов, цвет предметов.
- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
- читать и записывать схемы оригинальных поделок;
- изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
- выполнять эскизы декоративной отделки изделий;
-уметь пользоваться пластилином и стеком;
- соединять детали из пластилина;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов;
- сгибать листы бумаги вдвое;
- резать бумагу по линии разметки;
- соединять детали из бумаги с помощью клея;
- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены при работе.
У учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
К концу первого года обучения учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать свое рабочее место (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- пользоваться инструкционными картами и схемами;
- анализировать конструкцию изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать;
- проводить анализ технологии изготовления изделия;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- узнавать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
- уметь сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
К концу второго года обучения учащиеся получат возможность научиться:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
- оформлять изделия по собственному замыслу;
- выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
- проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.
К концу третьего года обучения учащиеся получат возможность научиться:
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого данная деталь должна быть изготовлена, форму, размеры);
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно-прикладном творчестве;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
К концу четвёртого года обучения учащиеся получат возможность научиться:
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике;
- контролировать правильность выполнения работы;
- планировать свои действия, учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках;
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- формировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Личностными результатами изучения курса, является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок.
У обучающего будет сформирован интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.
Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Обучающийся научится принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся научится проявлять инициативу; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Содержание программы
Программа «Мастера и мастерицы» носит практико-ориентировочный характер. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами художественно-творческой деятельности. Применение современных учебных материалов и использование современных образовательных технологий являются главными критериями овладения курса «Мастера и мастерицы».
Методы проведения занятий: метод наглядности (показ, изучение образцов, схем, иллюстраций), метод активизации познавательной деятельности (рассказы о народных мастерах, их творчестве, их качествах и свойствах), метод закрепления изучаемого материала (работа с литературой, устный опрос, практические упражнения), метод по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (самостоятельное выполнение творческих и учебных заданий), метод по раскрытию творческих способностей детей (тематические творческие задания: от эскиза до изделия, проблемное изложение материала, работа с литературой, совместная работа над общей идеей, проектом), метод проверки и оценки знаний, умений и навыков (педагогическое наблюдение, опрос, проверка заданий, выставки и их анализ, просмотр и обсуждение работ, контрольные задания).
Программа предусматривает использование современных самооценочных средств: «я понял, у меня всё получилось», «я справился, но есть вопросы», «нуждаюсь в помощи».
Методы контроля: консультация, выступление, презентация, мини-конференция, участие в выставках.
Технологии, методики:
• уровневая дифференциация;
• проблемное обучение;
• моделирующая деятельность;
• поисковая деятельность;
• информационно-коммуникационные технологии;
• здоровьесберегающие технологии.
Возможные результаты («выходы») творческой деятельности младших школьников: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, макет, модель, наглядные пособия, учебное пособие, фотоальбом, организация авторской выставки работ в школе, учреждениях культуры. Что предусматривает развитие образовательной среды школы и привлечение социальных партнёров.
Содержание занятий.
1 класс (33ч)
1.Вводное занятие (1 ч.) Вводное занятие. Знакомство с курсом. Техника безопасности при работе с различными инструментами.
2.Я рисую (16 ч) Работа с природным материалом. Техника работы графитным карандашом. Печатанье осенними листьями. Фантазия из листьев и цветов. Рисование «пальчиками». Рисование «ладошками». Знакомство и овладение техникой «граттаж», умение построения композиции создания творческих работ на основе собственного замысла. Овладение техникой «пластилинография», рисования с солью, восковыми мелками, овладение техникой «фотокопия» - рисование свечой, техникой «выдувание».
3. Я мастерю. Работа с бумагой и картоном (16 ч) Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам. Выбор рисунка для аппликации, подбор цветной бумаги, перенесение рисунка на картон, заготовка кусочков бумаги различной формы. Работа с пуговицами, ватными палочками, изготовление новогодней открытки. Знакомство и овладение техникой скрапбукинг. Создание сувенира из подручных средств. Знакомство и овладение техникой «квиллинг». Создание цветочных шаров из гофрированной бумаги.
4. Подведение итогов (1ч). Подготовка итоговой выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. При обсуждении творческих результатов определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся.
Содержание курса.
2 класс (34ч)
1. Работа с осенним природным материалом (11ч.) Вводное занятие. Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов. Лепка фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению. Рисование пластилином. Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция.
2.Подготовка к новому году (11ч.) Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению. Рисунки в цвете и карандаше. Рисование по памяти. Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.
3. Бумагопластика (6ч.) Складывание гармошкой. Гофрирование. Приемы многократного складывания. Поделки из пластичных полосок.
4.Работа с тканью и нитками (5ч.) Технология выполнения нового шва. Технология выполнения образцов ручных швов. Работа с выкройкой изделия. Цветовое решение.
5. Подведение итогов (1ч). Подготовка итоговой выставки.
Содержание курса
3 класс (34ч)
Изготовление изделий из природных материалов (8ч) Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами. Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.
Изготовление изделий из бумаги и картона (11 ч) Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания. Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Знакомство с модульным оригами. Объемные поделки из повторяющихся элементов.
Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч) Продолжение освоения техники аппликации из ниток. Знакомство с техникой: «Изонить». Выполнение простых элементов в данной технике.
Изготовление изделий из фетра, из помпонов (4 ч) Подбор ткани, ниток и фурнитуры для изделия. Правила набивки изделия синтепоном. Технические особенности декорирования мягкой игрушки. Изготовление помпона. Изготовление цельной детали из фетра.
5. Отчетная выставка работ обучающихся (1 ч). Выставка лучших работ с подведением итогов.
Содержание курса.
4 класс
Изготовление изделий из природных материалов (8ч) Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными инструментами. Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий. Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или в картонной крышке. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев.
Изготовление изделий из бумаги и картона (11 ч) Закрепление навыков работы с бумагой, совершенствование приемов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Оригами. Объемная поделка из бумаги. Изготовление цветов.
Изготовление изделий из текстильных материалов (14 ч) Знакомство с коллекцией ткани, плетением. Вышивка бисером. Выполнение салфетки. Создание панно по предложенному эскизу. Изготовление игрушки из пряжи. Аппликация из пряжи.
Отчетная выставка работ обучающихся (1 ч). Выставка лучших работ детей с обсуждением достигнутых результатов. Выставка портфолио творческих работ учащихся.
Учебные и методические пособия:
Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с младшими школьниками по изобразительному искусству. -М.: ТЦ «Сфера», 2015.
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ - Пресс Школа, 2009
Галанова Т. Игрушки из помпонов. - М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2012
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль.: Академия развития, 2006
Васина Н. Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012
Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. - М.: Айрис-пресс, 2012
Чурзина Н. Мягкая игрушка. – СПб.: Сова, 2007
Ланг Имгард Поделки из пуговиц. - М.: Айрис-пресс, 2007
Казакова Р.Г. Рисование с детьми младшего школьного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
Лутцева Е.А., Т.П. Зуева Программа по технологии 1 – 4 классы. Просвещение, 2019.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2016
Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2015.
Аттестующийся учитель: Румянцева А.С.
Румянцева Ангелина Сергеевна МБОУ «Лянторская СОШ № 5», учитель начальных классов