СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по функциональной грамотности "Волшебная копилка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по функциональной грамотности "Волшебная копилка"»

Разработка внеклассного мероприятия с включением заданий на «Формирование финансовой грамотности как составляющей функциональной грамотности в начальной школе»

Тема: «СКАЗОЧНАЯ КОПИЛКА»

Цель мероприятия: способствовать развитию финансовой грамотности как составляющей функциональной грамотности обучающихся.

Ожидаемые результаты:

предметные:

- умение работать с информацией;

- формирование навыка смыслового чтения;

- знание сказок и сказочных героев;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и в обществе;

- знакомство с источниками доходов и направлениями расходов:

- различие понятий услуги и товары:

- выполнение практических заданий по анализу состояния финансов:

- формулирование цели для достижения результата:

метапредметные:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера:

- использование различных способов поиска и добычи информации:

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- проявление творческой и познавательной инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

Коммуникативные:

- составление устных высказываний;

- умение выслушать собеседника, вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения;

- умение излагать свою точку зрения и аргументировать её

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные:

- осознание себя как члена команды;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

Форма проведения занятия: командная ролевая игра.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Мероприятие рассчитано для детей 7-10 лет

Оборудование:

- презентация PowerPoint, книга «Приключения в Простоквашино», музыка из мультфильма «Приключения в Простоквашино», ящик для посылки, костюмы героев сказки «Приключения в Простоквашино», изображения коровы, стогов сена, фоторужья, надпись «Рынок»

- раздаточный материал (конверты с заданиями),











Ход занятий

(дети разделены на 3 команды по 5-7 человек)

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем внеклассном мероприятие, где мы будем учиться решать жизненные ситуации. Мероприятие проведем под девизом : «Учимся не для школы, а для жизни!» (Луций Сенека)

Актуализация темы.

Учитель: О каком произведении пойдёт речь на нашем занятии, вы должны догадаться сами.

Ученик: В этом произведении рассказывается о мальчике, который был очень умным и рассудительным. Он любил животных и решил привести домой бродячего кота. Родители мальчика были против животных, поэтому он решил уехать с котом в деревню. Там они встретили пса, который стал жить вместе с ними. Друзья жили хорошо и весело, ведь они стали настоящей семьёй. Но дети не могут жить без родителей. Родители забрали мальчика домой, но на лето он каждый год приезжал в деревню к своим друзьям. Эта сказка очень добрая, она учит нас дорожить дружбой и не отказываться от неё ни при каких обстоятельствах.

Дети: «Приключения в Простоквашино»

(Ученик показывает книгу)

Работа с информацией

Учитель: Какие слова помогли вам догадаться, что это произведение «Приключения в Простоквашино»?

Дети: - Мальчик, который был очень умным и рассудительным.

- Мальчик решил привести домой бродячего кота.

- Родители мальчика были против животных, поэтому он решил уехать с котом в деревню. и т.д.

Разгадать кроссворд.

Учитель: Занятие предлагаем начать с разгадывания кроссворда …

(Работая с кроссвордом дети повторят главных героев произведения «Трое из Простоквашино»)

1. Хозяйственный кот, который еще умеет шить на машинке

2. Почтальон из Простоквашино

3. И ясным днём,
И ночью, взяв фонарик
С фоторужьём
За дичью бегал …

4. Название журнала для дяди Фёдора.

5. Название деревни, где поселились дядя Фёдор, пёс и кот.

6. Благодаря какому подарку Печкин решил подобреть?

Учитель: Молодцы, вы прекрасно справились с кроссвордом!

Инсценировка, в которой участвуют подготовленные обучающиеся класса.

(входят под музыку из мультфильма «Приключения в Простоквашино»

Матроскин: Это ж надо до такого додуматься! Зимой кеды купить!

Шарик: Зато они красивые перед людьми не стыдно показаться!

Печкин: А что у вас совсем средств нет?

Матрос: Средства у нас есть, у нас ума не хватает. Говорил я этому охотнику, купи себе валенки, а он что?

Печ: Что?

Матрос.: Пошёл и кеды купил они говорит красивее. Поздравляю тебя Шарик, ты балбес!.

Печкин: Вам работу искать нужно, средства большие зарабатывать!

Матроскин : Да куда он пойдёт то, он же только тратить и умеет, да по лесам своим бегать!

Печкин: Нужно престижную работу найти, Чтобы платили побольше!

Шарик:- Больше всех министры получают и президенты разные. Их государство обеспечивает.

Матроскин - Нет, олигархи. Потому что они сами себя обеспечивают. Они сами себе сколько хотят, столько и платят.

Дядя Фёдор: -Больше всех зарабатывает тот, кто умеет интересно жить. Можно без всяких денег в путешествия ходить. Книжки интересные читать. С друзьями у костра сидеть. А бедные министры и олигархи ничего, кроме своих компьютеров, не видят.

Почтальон Печкин: — Больше всех разные поэты зарабатывают. Вот я помню, в газетах читал, что поэтам за одну строчку рубль — нет, доллар сорок платят

Шарик: Вот я балбес! Совсем не умею деньгами пользоваться!

Матроскин: Вот я о чём и говорю! Надо срочно корову покупать, чтобы деньги в магазине на молоко не тратить! А чтобы корова давала много молока, для неё нужно купить сено

Шарик: А мне бы фоторужьё купить, говорят фотографы нынче много зарабатывают!

Матроскин: Ага, назарабатываешь ты без меня! Даже валенки купить не смог на зиму!

Дядя Фёдор: Я помочь могу, я в школе учился!

Все: Ребята, а вы хотите помочь нам?

Целеполагание:

- О чём разговаривали герои сценки, какая тема их интересовала (деньги)

- Кто может определить тему нашего занятия? (Сегодня мы поговорим о значении финансов в современном мире.) Почему это так важно?

- Давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд попробует справиться со всеми заданиями.

Печкин: Вам тут, кстати, посылка пришла!

Задания к нам пришли по почте посылкой и принес нам их уважаемый почтальон Печкин. За правильное выполнение этих заданий каждая из команда будет получать бумажные купюры, которые хранятся в нашем банке. В заключении вы подсчитаете количество заработанных денег и сможете помочь героям в приобретении очень важного для них товара. Корова и в самом деле поможет им экономить в семейном бюджете.

Шарик: Я возьму в свою команду 1 группу ребят!

Матроскин: А я возьму вторую!

Дядя Фёдор: Хорошо, тогда иду в третью команду!

Печкин; А я, лучше тут побуду, здесь моя помощь больше нужна!



Задание 1 «Деньги и пословицы»

Соедините части пословиц и поговорок.


- Скупой платит дважды.

- Деньги не люди, лишними не будут.

- Копейка рубль бережет.

- Денежки счет любят.

- Копейку сберег — рубль получи

Учитель: Чья команда справится с заданием, понимает сигнальную карточку. .(Слайд проверка)

Первыми справились команда….., они получают 100 рублей

Вторыми были …, они заработали 50 рублей

Третьи …, заработали 10 рублей

Минутка отдыха(Слайд)

Игра «Что можно купить за деньги?

Ведущий: Если предмет можно купить-хлопните в ладоши. (Счастье, ветер, кукла, радуга, молоко, солнце, снег, торт, книга.)

Задание 2 «Сказки и деньги».

(Оценивается в 10 рублей за каждый правильный ответ)

Каждой команде загадывается по 2 вопроса.

1) Какой товар искал поп в сказке А.С.Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и за какую цену он его приобрел? (Работника за три щелбана в год.)

2) Пошла Муха на базар и купила самовар. Назовите синоним слова базар. (Рынок)

3) Из какой сказки взяты строки?

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу;

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)

4) Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Золотая антилопа)

5) Сколько стоил билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо)

6) Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)

Задание 3 «Финансовые ребусы»

(по 10 рублей за каждый правильный ответ)

Ребусы

РУБЛЬ


МАГАЗИН


ТОВАР


ЗАКАЗ

Учитель: Чья группа справится с заданием, поднимает сигнальную карточку


Физкультминутка с героями сказки


Задание 4. «За покупками»

Учитель: Представьте, что мы отправляемся в супермаркет

Вам нужно расположить по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку (пронумеровать)

  1. Составить список перед покупкой.

  2. Взять тележку.

  3. Выбрать продукты

  4. Проверить сроки годности.

  5. Занять очередь в кассу

  6. Выложить продукты из тележки.

  7. Оплатить покупки.

  8. Проверить чек.

  9. Получить сдачу.


Учитель: Чья команда первой справится с заданием поднимает сигнальную карточку.

Первыми справились команда….., они получают 100 рублей

Вторыми были …, они заработали 50 рублей

Третьи …, заработали 10 рублей


Задание 5 .«Время – деньги».

Игра «Товар или услуга»

Учитель:Вы получаете карточки, внимательно прочитайте слова. Если это услуга, то поставьте букву – У, а если товар - Т.

Игрушки

Т

Сделать причёску

У

Яблоки

Т

Вылечить

У

Мороженое

Т

Научить

У

Шкаф

Т

Перевезти на машине

У

Картофель

Т

Батон

Т

Учитель: Чья команда первой справится с заданием, поднимает сигнальную карточку.

Первыми справились команда….., они получают 100 рублей

Вторыми были …, они заработали 50 рублей

Третьи …, заработали 10 рублей

Задание 6 «Экономические загадки».

Учитель: Ребята вам нужно отгадать экономические загадки, за каждый правильный ответ ваша команда заработает 10 рублей

На товаре быть должна

Обязательна ... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким ... (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги)

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт ... (банкир)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ... (банке)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)

Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь ... (товар)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали, загляните в свои Сказочные копилки, пересчитайте заработанные средства.

-Кто помнит, что мы должны были помочь купить нашим сказочным друзьям?

Дети: Корову, сено и фоторужьё.

Учитель: Зачем им нужны эти товары?

Дети: Чтобы экономить

Учитель: Мы отправляемся за покупками на рынок. Посмотрите, приценитесь…. У каждой команды хватает средств на все эти покупки?

Дети: Не хватает!

Учитель: Что же мы можем сделать?

Дети: Объединить наши накопления.

Учитель: Вы правы, ребята, ведь если мы вместе, с проблемой легче справиться. Мы приглашаем героев сказки со своими копилками за покупкой их товара.

(Выходят сказочные герои, складывают вместе заработанные средства, покупают корову, сено и фоторужьё)

Учитель: А оставшиеся средства мы положим в нашу общую Сказочную копилку и будем копить еще на одну чью-нибудь заветную мечту. Ведь мечты должны обязательно сбываться! И только настоящие друзья могут помочь в её осуществлении!

Дядя Фёдор: Дорогие ребята, спасибо, за вашу помощь, нам очень понравилось с вами работать

Матроскин: Желаем вам во всем удачи

И просим помнить каждого из вас:

Финансовая грамотность нам в жизни пригодиться,

Как пользоваться правильно деньгами,

Вам поможет научиться.

Дети исполняют песню «Дорога добра»





















Самоанализ

внеклассного мероприятия с включением заданий на «Формирование финансовой грамотности как составляющей функциональной грамотности в начальной школе»

Тема: «СКАЗОЧНАЯ КОПИЛКА»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Формирование функциональной грамотности – это важный и в то же время непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.  Применяя развивающие формы и методы обучения, можно воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность, то есть функционально грамотную.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — сравнительно новое направление в системе школьного образования. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

С обучающимися 3 класса в рамках внеурочной деятельности, а также на различных предметах ведется работа ознакомлению с «Финансовой грамотностью». Дети в игровой форме учатся правильно распоряжаться имеющимися деньгами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.

У обучающихся 1 класса ведется курс «Функциональная грамотность»



Цель мероприятия: способствовать развитию финансовой грамотности как составляющей функциональной грамотности обучающихся.

Форма проведения занятия: командная ролевая игра.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая.

Мероприятие рассчитано для детей 7-10 лет

Место занятия в системе образования: внеурочное занятие.

Участники: учащиеся 1 и 3 классов

Время проведения: 40 мин.

Ожидаемые результаты:

предметные: УУД

- умение работать с информацией;

- формирование навыка смыслового чтения;

- знание сказок и сказочных героев;

-понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и в обществе;

- знакомство с источниками доходов и направлениями расходов:

- различие понятий услуги и товары:

- выполнение практических заданий по анализу состояния финансов:

- формулирование цели для достижения результата:

метапредметные: УУД

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера:

- использование различных способов поиска и добычи информации:

- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- проявление творческой и познавательной инициативы;

- оценка правильности выполнения действий;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

Коммуникативные:

- составление устных высказываний;

- умение выслушать собеседника, вести диалог;

- умение признавать возможность существования различных точек зрения;

- умение излагать свою точку зрения и аргументировать её

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Личностные:

- осознание себя как члена команды;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

На данном занятии ребята в игровой форме смогли помочь сказочным героям в приобретении нужного им товара с целью экономии семейного бюджета. Повторили понятия Услуга и Товар. Учились зарабатывать и копить деньги. Но главная наша задача была учить детей взаимопомощи, взаимовыручке, дружбе и внимательному отношению к друзьям. Мы должны понимать, что моральные качества человека имеют более важное значение в современной жизни, нежели материальные. Поэтому связали изучение материала с доброй сказкой «Э. Успенского «Приключения в Простоквашино». Считаю, что наше мероприятие достигло поставленной цели. Мы справились с основными задачами. Дети увлечённо работали на занятии. Им понравился данный формат проведения занятий.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!