Разработка
внеклассного мероприятия, для проведения на неделе математики.
Математическая школьная регата для учащихся 4-7 классов.
Разработала учитель высшей категории
МООУ «СШИ№2»
г. Магнитогорска
Петрашова В.Н.
Пояснительная записка.
В школьной математической регате участвуют учащиеся 4-7 классов. В состав каждой команды входит 4 человека.
Цель проведения регаты:
прививать интерес учащихся к предмету математики;
научить правилам математической регаты, ответственности за принятое решение;
воспитывать коллективизм, умение поддерживать товарища в трудной ситуации, сопереживать.
В состав жюри приглашаются учащиеся победившие в школьной олимпиаде.
Цель судейской команды:
найти различные решения задач, вошедших во все три тура;
правильно и грамотно оценить решения каждой команды, учтя все возможные варианты решений.
В состав помощников входят ученики 10класса. На них возлагается большая ответственность по подготовке спортивного зала (или другого помещения) к проведению мероприятия. Это расставить столы и стулья для команд, для жюри, для болельщиков, для гостей. Это правильно и вовремя раздать и собрать задачи, передать их в жюри. Это и помощь Координатору в подключении компьютера и в работе с ним.
В разработанной математической регате, кроме участников команд, принимали участие и болельщики. Они отвечали на вопросы Координатора, тоже решали математические задачи, принося своими правильными ответами баллы команде, за которую они болеют.
Правила проведения математической регаты.
В математической регате участвуют учащиеся 4 - 7 классов. В составе команды – 4 человека.
Соревнование проводится в три тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение двух задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном листе, причем каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач. Эти листы раздаются командам перед началом каждого тура. На листе указаны: номер тура, «ценность задач» в баллах и время, отведенное командам для решения. Получив листы с заданиями, команда вписывает на каждый из листов своё название, а уже потом приступает к решению задач.
Проведением регаты руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор решений задач и обеспечивает своевременное появление информации об итогах проверки.
Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура.
Параллельно с ходом проверки, Координатор осуществляет для учащихся разбор решений задач, после чего школьники получают информацию об итогах проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или остаться без изменений.
Команды - победители определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах.
Шкала оценок.
1 балл – если есть только правильный ответ, нет решения.
3 балла (задача 1 или 2 тура) или4 балла (задача 3 тура) – если есть решение, но отсутствуют важные обоснования или детали решения.
Если решение полное, дано теоретическое обоснование, геометрическая интерпретация, выбран правильный ответ, то максимальное количество: 1тур - 6 баллов, 2 тур – 7 баллов, 3 тур - 8 баллов.
Оборудование.
1. столы и стулья;
доска;
листы с задачами;
задачи для болельщиков;
экран;
мультимедийный проектор;
компьютер;
слайды: таблица результатов, магический квадрат.
Задачи для проведения регаты.
Задачи 1 тура.
6 баллов
1.1. Используя пятилитровый и трёхлитровый кувшины, набери из бочки 4 л воды. Объясни свои действия. (6 баллов)
7 баллов
1.2 Поставить вместо букв цифры, чтобы равенство оказалось верным. (Одинаковые буквы соответствуют одинаковым цифрам.) (7 баллов)
БЕДА _ЕД А __Д А ___ А_ 8 8 8 8
Задачи 2 тура.
6 баллов
2.1. На столе лежат книги, которые надо упаковать. Если их связать по две, то останется одна лишняя книга, если по три – то две книги, а если по четыре, то останется три книги. Найди наименьшее число, удовлетворяющее этим условиям.
7 баллов
2.2. Раздели данную фигуру на четыре равные части.
Задачи 3 тура.
6 баллов
3.1. Майя и Кира вместе весят 40 кг, Кира и Соня – 50 кг, Соня и Дина – 60 кг, Дина и Галя – 70 кг, Галя и Майя - 80 кг. Сколько весит каждая из девочек?
7 баллов
3.2. Раздели квадрат на четыре одинаковых по форме части так, чтобы в каждой из них было по одному чёрному квадрату по три белых.
Задачи для решения с болельщиками.
Назовите наименьшее шестизначное число. Назовите наибольшее шестизначное число.
Делится ли число 123456 на 9? Почему?
В коробке находится 5 белых и 7 черных шаров. Какое наименьшее число шаров нужно взять наугад из коробки так. Чтобы среди них наверняка оказалось 2 белых шара?
Какой цифрой оканчивается число 5 7 ? 3 7 ?
Какова скорость течения реки, если скорость по течению 26 км\ч, а против течения 18 км\ч?
Сколько получится 22222 умножить на 5? Как это легко подсчитать?
В нашей школе 400 учеников. В регате участвует по 4 человека из 8 классов. Какую часть от всех учащихся школы, составили наши участники? А сколько это процентов?
Можно ли из составить прямоугольник со сторонами 4 и 6? Сколько таких фигур необходимо взять?
Таблица результатов.
№ п/п | кл | Название команды | 1тур 1.1 | 1тур 1.2 | 2тур 2.1 | 2тур 2.2 | 3тур 3.1 | 3тур 3.2 | Общее кол-во баллов | Баллы от болель- щиков | Всего | место |
1. | 4А | Знатоки | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 7 | 10 | 4 | 14 | |
2. | 4Б | Пифагоры | 0 | 3 | 0 | 7 | 4 | 7 | 21 | 6 | 27 | 1 |
1 | 5А | Константы | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | 4 | |
4. | 5Б | Звезды | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 | 0 | 6 | 2 | 8 | |
5. | 6А | Головодумы | 6 | 0 | 3 | 0 | 0 | 7 | 16 | 6 | 22 | 3 |
6. | 6Б | Всезнайки | 6 | 7 | 3 | 0 | 0 | 7 | 23 | 0 | 23 | 2 |
8. | 7Б | Мыслители | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 7 | 13 | 2 | 15 | |
По рекомендации психологических исследований, проведенных 2009году, Командное соревнование (в том числе команда учителей) было организованно в спортивном зале с расстановкой столов для меж взаимодействия и проходит при высокой активности участников и результативности. См. схемы.
Учащиеся спорили, доказывали, убеждали без страха перед учителями, Координатором.
Болельщики с удовольствием приняли участие в игре и отвечали на вопросы Координатора. Ребята активно решали различные задачи, принося своим командам лишние баллы.
Подведение итогов прошло на общешкольной линейке и результаты вывешены на досках объявлений при входе в школу, на переходе, в учительской и около расписания.
Объявление.
Дорогие ученики!
24 ноября 2019 года состоится математическая регата с 4-ого по 7-ый классы. Регата будет проходить в спортивном зале в 13:00. Ждем команды от каждого класса в количестве 4 человек, и их болельщиков, воспитателей и учителей.
По всем вопросам обращаться к Петрашовой Валентине Николаевне, кабинет №207.
Поздравляем!
Команду 4 Б класса, занявшую 1 место в математической регате.
Команду 6 Б класса, занявшую 2 место в математической регате.
Команду 6 А класса, занявшую 3 место в математической регате.
Предварительная работа.
Повесить объявления о проведении математической регаты в учительской, при входе в школу, в переходе и около расписания, с приглашением всех желающих «поболеть» за свои
команды.
В каждом классе кратко рассказать о намеченном мероприятии. Предложить выбрать капитана команды. Дальнейшую связь держать с капитаном.
Сбор капитанов.
План собрания капитанов:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. заявка на участие в математической регате (показать образец заявки);
в. состав команды 4 человека (включая капитана);
г. название команды;
д. роль капитана в подготовке команды к регате, его действия.
Сбор судейской команды.
План первого собрания жюри:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. познакомить группу жюри с задачами: Попова А..(10кл.), Иванова А. (10кл.), Баландина Л в. дать задачи для самостоятельного решения различными способами членам жюри.
Сбор судейской команды.
План второго собрания жюри:
а. разбор решений всех задач различными способами;
б. обсуждение оценки выставления баллов за различные способы решения (если дан лишь правильный ответ –1 балл, в решении отсутствуют отдельные моменты-3 или 4 балла, решение полное – 6-7 баллов).
Сбор группы помощников.
План проведения собрания:
а. разъяснение сути математической регаты;
б. разъяснение роли каждого (раздача и сбор листов по команде);
в. распределение обязанностей (установка столов и стульев в спортзале, установка
доски для решения задач);
Список помощников(10кл.): Рецлов А., Бакиров Д., Ковальчук П.
Образец.
Заявка
На участие в математической регате
29 ноября 2019года, от команды 6А класса «Знатоки».
Список участников:
Сидоров П.
Иванов Е.
Петрова И.
Морозова Г.
Капитан команды:
Сидоров П.
25.11.19г.