СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка веб квест-игры «Кладовые народных ремёсел»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Приобщение  ребенка к ценностям национальной культуры помогает становлению духовно-нравственной личности. Чтобы преодолеть пропасть между традиционными и современными методами в данном направлении ищем новые формы работы с современными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Разработка веб квест-игры «Кладовые народных ремёсел»»

Веб квест игра «Кладовые народных ремёсел»

Коренец А.В., ПДО МОБУ СОШ № 34

г. Таганрог, Ростовская область

Приобщение каждого ребенка с раннего возраста к ценностям национальной культуры, к общечеловеческим духовным идеалам направляет духовно-нравственное становление его личности и помогает приобрести этому процессу позитивный характер, способствует осознанию своей принадлежности к тысячелетнему национальному культурному наследию. Но осознания не происходит, если нет целостного восприятия национальной культуры. И тогда нет культурной преемственности, что и приводит к аномалиям в развитии духовно-нравственной сферы развивающейся личности. Чтобы преодолеть пропасть между традиционными и современными этапами развития в данном направлении, ищем новые формы работы с современными детьми.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми».

Особенности поколения Z:

• Зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве.

• Желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональном становлении.

• Ориентированность на потребление, индивидуализм.

• Желание как можно раньше всё попробовать и испытать. В моде — экстрим и жажда развлечений.

• Трудности в установлении прямого контакта с людьми, погружённость в себя — как защита от проблем современного образа жизни.

Ко всему этому можно добавить клиповое мышление. Какие технологии можно применить сегодня для развития таких детей. Одно из направлений, которое легко применять в работе педагога творческой студии и достигать цели играючи, это геймификация.

Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые технологии для обучения.

Целостное восприятие национальной культуры – это осуществленное «вживание», «делание своим» через конкретную деятельность и творческое осмысление, всего того, что веками сохраняли предшествующие поколения. Особенности развития психологических функций младшего подростка (10-13 лет), естественный интерес к конкретной «рукотворной» деятельности и художественному творчеству позволяют, опираясь на предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни, изделия прикладного искусства (народного традиционного искусства), раскрыть в доступных понятиях и образах на высоком эмоционально-чувственном уровне восприятие своеобразия русской культуры. Предлагаем вашему вниманию одну из разновидностей таких игр на конкретном примере квест игры «Кладовые народных ремёсел».

Цели:

-создать условия для овладения этнокультурными знаниями, необходимыми и достаточными для освоения национальной социокультурной среды;

- формирование навыков и умений использования этно­культурных знаний в художественном творчестве и эстетической деятельности.

Направление в программе воспитания и социализации – духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Целевая группа обучающихся: воспитанники изостудии «Перспектива» (10-13 лет)

Ожидаемый результат:

Учащиеся, побывав в роли исследователей, мастеров и подмастерьев конкретного промысла, узнают историю развития народных ремёсел; смогут создать свои авторские работы, организовать школьную галерею народных ремесел.

Формирование метапредметных умений.

Коммуникативные УУД: определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД: самостоятельное планирование и волевая саморегуляция.

Личностные результаты: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению

Содержание веб квест игры.

Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды по мере необходимости помогают друг другу освоить компьютерные программы, делятся своим опытом в поиске необходимой информации и способах ее систематизации и хранения.

Дорогие девочки и мальчики!

Что такое веб квест? Это игра, интернет поиск, целью которого является получение новых знаний. Для того чтобы раскрыть многие тайны народных ремесел, чтобы рассказ об истории возникновения того или иного народного промысла получился понятным, красочным и интересным, мы предлагаем вам отправиться в необычное путешествие в Интернет.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы на общий результат, то в процессе работы над веб квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели. В игре «Тайны народных ремесел» детям предлагается выбрать роли историков, мастеров или подмастерьев. Если дети решили попробовать себя в роли историков, то они кликают данную ссылку и перед ними открывается страничка с приветственным словом и планом работы.

Роль историков, искусствоведов.

- Ребята, вам предстоит исследовать историю народного промысла по собственному выбору, например : «Волшебные узоры Гжели», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Семикаракорская керамика», «Городецкая роспись», «Семёновская матрёшка» и многое другое. Самое интересное, что можно найти народный промысел малоизученный и стать первооткрывателем! Удачи!

 Декоративно-прикладное искусство является самостоятельным видом изобразительного искусства, а также играет огромную роль в сохранении народных традиций и общечеловеческой мудрости. Для точного определения обратимся к Большому Российскому энциклопедическому словарю – книге, призванной сухо констатировать стереотипные взгляды на любые научные феномены. ДПИ в нем представлено весьма обстоятельной статьей: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, керамика, стекло, текстиль и др.) в декоративно-прикладном искусстве используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т. д. Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с нач. 20 в. также с художественным конструированием» [3]

Ответьте на вопросы, которые помогут Вам в оформлении работы:

Как называется выбранный вами народный промысел?

Какие его самые узнаваемые черты? (Создание коллекции образцов)

Где он появился?

Как развивался данный промысел?

Какие материалы и приемы использует?

Знаменитые мастера данного промысла?

Ваша работа может быть представлена: 1) коротким рассказом (оформленным в текстовом редакторе Word);​ 2) презентацией (созданной совместно в программе Microsoft PowerPoint).

Изучите ссылки

Народные ремесла

Народное творчество

Тематические сайты

Презентации и видео на данную тематику.

Роль мастеров и подмастерьев.

Аналогичная страничка ждет юных исследователей народного мастерства. Они знакомятся с основами выбранного ими народного промысла. И, начиная с выбора материалов и инструментов, готовятся практически повторить процесс изготовления художественного изделия.

Народное творчество родного края нам более близко и понятно. Сама природа вдохновляет талантливых народных умельцев, художников на создания красивых изделий, которые имеются в каждом доме. Посуда, одежда, мебель, ковры, вазы, игрушки, ювелирные украшения, созданные руками талантливых мастеров создают атмосферу тепла, уюта, красоты и творческого вдохновения. Художники создают чудесные работы, передавая всю красоту природы и теплоту души, любви к родному краю. Ребята, и вы сейчас постараетесь выбрать самое реальное для себя и близкое по духу направление декоративно-прикладного творчества и пройти поэтапно выбранный вами Мастер-класс. Постарайтесь вначале внимательно освоить все основные навыки и приемы, выбранного вами промысла, выделите самые характерные особенности изготовления и воплощения идеи данного изделия. Пройдите все этапы создания произведения искусства, вникнув в самую суть народного искусства, переходите к созданию своей творческой работы. Рассмотрим примеры. Нажмите ссылку «Мастер-класс». Изучив его, приступаем к практической части нашей работы. Успехов!

Заключительный этап

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Детские работы оформляются для школьной галереи. В оценке результатов принимают участие как учитель, так и учащиеся путем обсуждения. Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры. Художественные произведения народной культуры представляют собой тот источник мудрости и духа народа, который питает в наши дни самосознание общества и его культурную идентичность. А адаптировать его можно путем перевода нашего сознания на основу новых компьютерных технологий. Ценно то, что благодаря современным подходам мы помогаем нашим детям погрузиться в атмосферу народного творчества более легко и непринужденно. И значение этой работы переоценить трудно.



Литература

  1. Беляева С.Е.: Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. - М.: Академия, 2007

  2. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М., 1991.

  3. Большой Российский энциклопедический словарь. - Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009.

  4. Даниленко А.П.: Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством. - Белгород: НИУ БелГУ, 2011

  5. Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2010

  6. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М.,1989.

  7. Фокина Л.В.: Орнамент. - Ростов н/Д: Феникс, 2007



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!