Российская Федерация, Амурская область
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 городского округа города Райчихинска Амурской области
676785, Амурская область, г. Райчихинск, п. Широкий, ул. Шахтёрская, 4.
Открытый урок математики в 6 классе
Тема «Решение уравнений»
Подготовила и провела
учитель математики
Косенко Регина Владимировна.
2014-2015 учебный год
Тема: «Решение уравнений»
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Особенности урока: обучение в одном классе детей с разным уровнем развития. В данном классе обучается 21 ребенок, из них 2 - по адаптированной общеобразовательной программе 8 вида, 4 – по адаптированной общеобразовательной программе 7 вида, остальные по основной общеобразовательной программе.
Цель: отработка навыков решения линейных уравнений, с применением правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, раскрытие скобок.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умения и навыки решать уравнения;
- организовывать решение проблемных ситуации, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
2. Развивающие:
- развивать учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции;
- развивать навыки совместной деятельности в группе, приемы действий деятельности в ситуациях общения.
3. Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность,
- расширять кругозор,
- воспитывать чувство ответственности.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм решения уравнений;
- правила, используемые для решения уравнений.
Учащиеся должны уметь:
- применять правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых для упрощения левой и правой частей уравнения.
Оборудование на уроке: маршрутные листы и карточки самооценки, карточки с заданиями, наглядно-демонстрационный материал, презентация к уроку и к физминутке.
Класс разбит на три группы.
Каждая группа получает маршрутный лист. Каждый ученик получает карточку, в течение урока ставит себе оценку, в конце урока ставит итоговую оценку.
Ход урока.
1.Постановка цели урока.
- Альберт Эйнштейн, один из основателей современной физики, сказал: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения (предлагается ученикам продолжить мысль учёного) будут существовать вечно». Альберт Эйнштейн
Вот мы и будем с вами заниматься вечным – решать уравнения. Но сегодня мы не будем сидеть за партами, а отправимся в путешествие по Стране Уравнений.
2.Актуализация знаний УУД:
А на чём же мы отправимся в путешествие? Об этом вы узнаете, продолжив фразы на карточках.
1.Уравнением называется… | Нахождение суммы подобных слагаемых | Р |
2.Корнем уравнения называется... | Равенство, содержащее переменную | П |
3.Приведение подобных слагаемых - это | Переменная, которая обращает уравнение в верное равенство | А |
4.Правила решения уравнения | 1.раскрыть скобки, если они есть. 2.слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, а числа – в его правую часть, не забывая при переносе менять знаки на противоположные. 3.привести подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения. 4.разделить число в правой части уравнения на коэффициент при переменной | З |
5.Если перед скобками стоит знак плюс… | То, раскрывая скобки, изменить знаки слагаемых на противоположные | О |
6.Если перед скобками стоит знак минус… | То, раскрывая скобки, слагаемые оставить без изменения | В |
7.Алгоритм решения уравнения | К обеим частям уравнения можно прибавить или отнять любое число; обе части уравнения можно делить (кроме нуля) или умножать на одно и то же число. | О |
Правильно мы будем путешествовать по Стране Уравнений на паровозах, причём каждая группа на своём. Но, ни один паровоз не может обойтись без машиниста, этими машинистами будут Дубоделов Вадим, Наумова Дарья и Гончарова Софья, а значит, они будут работать консультантами в своей группе, помогать ребятам и мне.
Перед каждым из вас лежит маршрутный лист со столбцом самооценки. На каждой станции Страны Уравнений вы должны оценить свою работу, варианты оценок: «Я молодец!» - 5, «Смог(ла) не всё, но очень старался (ась)!» - 4, «Я недостаточно активно работал(а)» - 3. В конце урока все маршрутные листы с оценками сдаются машинистам.
Станция «Теоретическая».
Что значит решить уравнение? (найти все его корни или доказать, что корней нет – найти множество его корней).
Что такое корень уравнения? (значение переменной, при подстановке которой в уравнение получается верное числовое равенство).
Какими знаниями и умениями мы должны обладать, чтобы решать уравнения? (раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, уметь выполнять все действия с рациональными числами).
Городок «Ошибкино».
Решаем все вместе, затем по группам.
Задания для групп
Найдите ошибку и решите правильно.
1 | 2 | 3 |
4х – 7 = 2х + 15 4х - 2х = 15 – 7 2х = 8 Х = 8:2 Х = 4 Ответ: 4 | -24+3х=9х+18 3х-9х=18+24 6х=42 Х=42:6 Х=7 Ответ:7 | -0,4а - 14=0,3а -0,4а - 0,3а =- 14 -0,7а=- 14 а = - 14 : (- 0,7) а = 20 Ответ: 20 |
Правильные решения:
1 | 2 | 3 |
4х – 7 = 2х + 15 4х - 2х = 15 + 7 2х = 22 Х = 22:2 Х = 11 Ответ: 11 | -24+3х=9х+18 3х-9х=18+24 - 6х=42 Х=42: (- 6) Х=- 7 Ответ:- 7 | -0,4а - 14=0,3а -0,4а - 0,3а =+14 -0,7а=14 а = 14 : (- 0,7) а = - 20 Ответ: - 20 |
Столица «Уравнейкино».
Это самый большой город страны и здесь нам предстоит выполнить несколько заданий.
Задание (работаем по учебнику)
(Учащиеся выполняют задания, затем проверяют свои ответы).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Задание (строим заборы)
В Уравнейкино ЧП, куда-то исчезли все заборы с улиц. Давайте поможем жителям и построим в этом городе заборы, решив уравнения.
Ответ к первому уравнению написан на «штакетнике» следующего, т.е. учащиеся, решив уравнение, ищут правильный ответ, а на найденном «штакетнике» с оборотной стороны решают следующее уравнение и т.д.
| 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1 | 7т + 1=8т + 9 | - 12п – 3 = 11п - 3 | 4 + 25у = 6 + 24у |
2 | 11 – 5а=12-6а | 4к + 7 = - 3 + 5к | - 6 – 2с = 8 – 3с |
3 | - 40(- 7х + 5) = - 1600 | 2(- 20х – 50) = 100 | - 3(2 – 15х)= - 6 |
4 | 0,5х + 3 = 0,2х | - 0,4а – 14 = 0,3а | 2х – 6,25 = 0,75х + 7,5 |
5 | 6,9 – 9п = - 5п – 33,1 | 4,7 – 8 т = 4,9 – 10т | 3к – 50 = 4,5к – 0,5 |
| 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1 | - 8 | 0 | 2 |
2 | 1 | 10 | 14 |
3 | -5 | -5 | 0 |
4 | -10 | -20 | 11 |
5 | 10 | 0,1 | -33 |
3.Задания (решаем уравнения).
Уравнейкино очень большой и развитый город. Со всеми его достопримечательностями мы познакомимся при дальнейшем изучении математики, а сейчас группы разделятся, некоторые учащиеся будут выполнять онлайн-тесты, а некоторые поработают по учебнику.
Сильные учащиеся выполняют онлайн-тесты (1: Наумова Д., Сергеев В., 2: Дубоделов В., Красноперова В., 3: Гончарова С., Пархоменко С.).
Слабо и среднеуспевающие работают по учебнику, ЗАТЕМ ВМЕСТЕ РЕШАЮТ ЗАДАЧУ.
Станция «Конечная».
На этой станции подводится итог урока, учащиеся сдают свои маршрутные листы с самооценкой, получают домашнее задание: № 1341 (а), № 1342 (а - е) + дополнительная задача (по желанию).
Здесь же проводится РЕФЛЕКСИЯ
- Предлагаю оценить свою работу на уроке. На доске изображена лесенка из трёх ступенек, приклейте смайлик на ту ступеньку, которая соответствует вашей работе на уроке, если вы считаете, что не достаточно активно работали – нижняя ступенька, если что- то не получалось, но многое было выполнено – средняя ступенька, и, если справились со всеми заданиями – высшая ступенька.
Параллельно в классе обучаются двое учащихся оп адаптированной общеобразовательной программе 8 вида. Тема «Умножение и деление на круглые десятки». Они путешествуют вместе со всеми, но выполняют свои задания
Путешествие по Стране Уравнений
Путешественник ____________________________
(Фамилия, имя)
Название остановки | Задание |
Станция «Теоретическая». | Заполни таблицу «Вспоминаем названия геометрических фигур» |
Городок «Ошибкино». | Найди ошибки и исправь их |
Столица «Уравнейкино»: | |
| Раскрашивают воображаемых жителей Страны Уравнений, одновременно, решая примеры по теме. |
Варианты оценок: «Я молодец!» - 5,
«Смог(ла) не всё, но очень старался (ась)!» - 4,
«Я недостаточно активно работал(а)» - 3.
«Вспоминаем названия геометрических фигур».
Приклей картинку на нужное место.
Название фигуры | Вид фигуры |
Прямая | |
Точка | |
Отрезок | |
Луч | |
Треугольник | |
Квадрат | |
Ромб | |
Круг | |
Прямоугольник | |
Найди ошибки и исправь их (среди примеров есть правильные!)
неправильное решение | правильное решение |
586 * 30 = 17 58 1 068 * 80 = 864 440 50 * 1294 = 64 70 60 * 837 = 5 220 92 540 : 20 = 46270 17 450 : 50 = 3490 1 603 * 40 = 64 120 78 000 : 60 = 1 30 | 586 * 30 = 17 580 1 068 * 80 = 854 440 50 * 1294 = 64 700 60 * 837 = 50 220 92 540 : 20 = 4627 17 450 : 50 = 349 1 603 * 40 = 64 120 78 000 : 60 = 1 300 |
Раскрась гнома.
Раскрашивают воображаемых жителей Страны Уравнений, одновременно, решая примеры по теме.
82 000 * 9 – 10 749 * 50 = 200 550
632 800 : 70 * 40 – 15 320 = 346 280
57 600 : 80 * 70 : 50 = 1008
29 496 + 370 504 – 46 800 : 60 * 70 = 345 400
209 746 + 17 060 * 30 : 50 – 109 020 = 612 526
Раскрась гнома.
82 000 * 9 – 10 749 * 50 (синий)
632 800 : 70 * 40 – 15 320 (желтый)
57 600 : 80 * 70 : 50(красный)
29 496 + 370 504 – 46 800 : 60 * 70 (розовый)
209 746 + 17 060 * 30 : 50 – 109 020 (зеленый)
ответ | цвет |
200 550 | (синий) |
346 280 | (желтый) |
1008 | (красный) |
345 400 | (розовый) |
612 526 | (зеленый) |