СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 9 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 9 классе "Обобщение по Неметаллам"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 9 классе»

Урок – обобщение по теме «Неметаллы»

Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Данная разработка представляет собой урок обобщающего повторения и систематизации знаний учащихся о неметаллах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств неметаллов, экологических аспектах влияния соединений неметаллов на окружающую среду.

Конспект урока химии по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Цели урока:

    образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о строении атомов неметаллов, свойствах неметаллов и их соединений, формировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии; рассмотреть значение неметаллов в жизни человека.

развивающая: развивать логическое мышление, развивать навыки работы с химическим оборудованием, способность обобщать, выделять главное, коммуникативные способности, самостоятельность, познавательный интерес.

воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, экологической ответственности человека за результаты своего труда, умение работать в команде.

Оборудование:

Учебник: Габриелян О.С. Химия, 9 класс. М. Дрофа, 2008.

Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты, раствор щелочи ( гидрооксид натрия), в пробирках с номерами - хлорид натрия, бромид натрия, нитрат натрия, хлорид бария, хлорид аммония. Приборы: штатив, пробирки.

Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация к уроку (Неметаллы).

Карточки с заданиями для учащихся четырех групп, оценочные листы, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.

Ход урока 1.Приветствие, фиксация отсутствующих. Слово учителя. Сегодня у нас последний урок по теме «Неметаллы», к которому  тщательно мы все приготовились. Поэтому давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Правильно у нас урок – обобщение по разделу «Неметаллы». Наш урок мы посвятим обобщению и систематизации знаний свойств неметаллов  и их соединений. Урок  наш  сегодня необычный, он пройдет в форме соревнования между четырьмя командами:

I.команда « Подгруппа галогены» --- капитан Тронов Кирилл 

Лесик Александра

Юрикова Елизавета

Новицкий Дмитрий

Новокшенова Анастасис

II.команда «Подгруппа халькогены» ----капитан Самедов Александр

Куликова Светлана

Кондакова Милена

Даниелян Артак

Яковлев Евгений

III.команда «Подгруппа азота» ---Талапов Антон

Закарян Наира

Кашаев Данила

Киселева Дарья

Соколова Анна

IY. команда «Подгруппа углерода» ---Силаева Яна

Галустян Вазген

Макарова Дарья

Васильева Полина

Саранский Андрей

    2.  Этот урок поможет вам узнать много интересного об удивительных веществах неметаллах. Вас ждут сегодня разнообразные конкурсы, в которых вы должны показать свои знания по химии неметаллов. Оценивать ваши знания будем в результате самопроверки и взаимопроверки в оценочных листах.

Задание 1

Учитель предлагает вспомнить строение неметаллов и выводит на экран задание:

Провести сравнительную характеристику неметаллов на примере углерода, азота, серы и хлора. Каждая группа получает таблицу и заполняет один столбец (по названию команды) и совместно проверяем. Оценка выставляется по пятибалльной системе.

Вывод: для атомов неметаллов характерны четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне, тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:

- молекулярные ( O2, O3, N2, Cl2),

- атомные (алмаз, графит).

Для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.

Задание 2

Неметаллы… Вы много о них слышали, читали, изучали. Проверим вашу эрудицию в ходе викторины.

Вопросы викторины. Задания читаем на слайдах компьютерной презентации каждой команде по три вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.

1.Как расположены неметаллы в Периодической системе ХЭ Д.И. Менделеева.

2. О каком химическом элементе идет речь, какие его свойства упомянуты:

Газ! Газ! Скорей - неловкие движенья,

Напяливание масок в едкой мгле!

Один замешкался, давясь и спотыкаясь,

Барахтаясь, как в огненной смоле,

В просветах мутного зеленого тумана.

Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,

Я видел только – вот он зашатался,

Рванулся и поник - бороться уж невмочь.

( Уилфред Оуэн)

3. Недостаток этого химического элемента приводит к заболеванию эндемическим зобом.

4. Какой процесс описан в данной химической реакции:

6 СО2 + 6 Н2О → С6Н12О6 +6 О2

Почему данная реакция имеет космическое значение.

5. Чем лечился аббат Фриа в романе А. Дюма « Граф Монте- Кристо».

6. Что такое «царская водка»? Что в ней можно растворить?

7. Какое соединение находится в вулканических газах и постоянно образуется на дне Черного моря?

8. Какой химический элемент академик Ферсман назвал «Элемент жизни и мысли»?

9. Почему - то этот спирт есть в каждом спортзале и медпункте. Укажите формулу этого соединения.

10.Какой химический элемент образует более трех миллионов соединений?

11.Главная составная часть воздуха?

12. Этот химический элемент самый распространенный во Вселенной.

Подводим итоги данного конкурса.

Задание 3

Решить по схеме:

Очень важно знать химические свойства неметаллов и понимать сущность происходящих процессов. Проверим ваши знания.

Решение оформляется на листах А3 и вывешивается на доске. Оценивается по пятибалльной системе.

Это задание вывешивается на доску и проверяется учителем. Команды получают заработанные баллы.

Физкультминутка

SO2 – встать пора

K2SO4 – руки вытянем по шире

Повернемся вправо, влево

Улыбнемся всем гостям, а они улыбнутся нам,

H2SnCl6 – надо тихо сесть

А потом S8 –лень отбросим

Задание 4.

Экологический конкурс.

Каждая команда делает опорный конспект и представляет мини- плакат по теме: «Какие соединения неметаллов из вашей группы могут наносить вред».

Ученики в течение 5 минут оформляют свой мини- плакат и проводится последующая защита.

Оценивается по пятибалльной системе.

Знаете ли вы, что:

1) …алхимикам удалось получить серную кислоту еще в Х в. при прокаливании некоторых сульфатов (купоросов). Отсюда и произошло историческое название купоросное масло.

2) …самое обыкновенное средство тушения пожаров – вода – горит в струе фтора светло-фиолетовым пламенем;

3) …алхимики называли серу «желчью бога Вулкана»;

Задание 5.

Химический эксперимент.

Провести качественные реакции по распознаванию катионов и анионов.

1 команда. С помощью реактивов отличить соли: хлорид натрия и бромид натрия.

2 команда. С помощью, каких реактивов распознать соли: нитрат серебра и нитрат натрия.

3 команда. С помощью, каких реактивов распознать хлорид натрия и хлорид бария.

4 команда. С помощью, каких реактивов распознать хлорид аммония и хлорид натрия.

Учащиеся проводят химический эксперимент. Дают пояснению по проведенным реакциям. Записывают молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

Оценка выставляется команде по пятибалльной системе.

Вопрос ребром. Формально фосфор не относят к химическому оружию. Но почему применение фосфорных бомб осуждается всеми международными организациями?

3.Подводятся итоги, выставляются оценки ученикам. По следующей шкале:

23-20 баллов- 5

19-17 баллов- 4

16-13 баллов- 3

Оценки за работу ребята выставляют себе в группах, затем их комментирует учитель;

Дается оценка работы класса в целом.

4.Рефлексия собственной деятельности: высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Мне было сложно…

5. Домашнее задание:

На оценку «4» - решить задачи:

 1. Какова масса фосфорной кислоты, которую можно получить из 62г фосфата кальция, если ее практический выход составляет 85%?

  2. При взаимодействии 10,7 г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция было получено 3,36 л аммиака (н.у.). Вычислите его практический выход  в  объемных долях.

На оценку «5».

Составить, оформить и решить задачу на химические свойства кремния и оксида кремния, использую понятие «практический выход продукта реакции».





















































Оценочный лист

Команда капитан

Конкурс

Баллы

Лучший в команде

Свойства неметаллов



Викторина



Решить по схеме



Экологический плакат



Эксперимент



Итоги





Оценочный лист

Команда капитан

Конкурс

Баллы

Лучший в команде

Свойства неметаллов



Викторина



Решить по схеме



Экологический плакат



Эксперимент



Итоги







Оценочный лист

Команда капитан

Конкурс

Баллы

Лучший в команде

Свойства неметаллов



Викторина



Решить по схеме



Экологический плакат



Эксперимент



Итоги









Оценочный лист

Команда капитан

Конкурс

Баллы

Лучший в команде

Свойства неметаллов



Викторина



Решить по схеме



Экологический плакат



Эксперимент



Итоги













































Общая оценочная карта

урока -

обобщение по разделу «Неметаллы»





Конкурс

Галогены

Халько

гены

Азот

Углерод

Знатоки

Свойства неметаллов







Викторина








Решить по схеме








Экологи

ческий плакат







Эксперимент








Итоги




















Оценка участникам выставляется капитаном команды

I.команда « Подгруппа галогены» --- капитан Тронов Кирилл 

Лесик Александра

Юрикова Елизавета

Новицкий Дмитрий

Новокшенова Анастасия



Оценка участникам выставляется капитаном команды



II.команда «Подгруппа халькогены» ----капитан Самедов Александр

Куликова Светлана

Кондакова Милена

Даниелян Артак

Яковлев Евгений

Оценка участникам выставляется капитаном команды



III.команда «Подгруппа азота» ---Талапов Антон

Закарян Наира

Кашаев Данила

Киселева Дарья

Соколова Анна













Оценка участникам выставляется капитаном команды



IY. команда «Подгруппа углерода» ---Силаева Яна

Галустян Вазген

Макарова Дарья

Васильева Полина

Саранский Андрей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!