Тема
Зачем людям украшения.
Педагогическая цель:
Познакомить учащихся с понятием украсить, значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль хозяина. Выполнить эскиз украшения.
Задачи:
Воспитывать любовь к истории, к народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
Тип урока
Урок изучения новых знаний.
Планируемые результаты (предметные ПР)
Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям. Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;
- уметь организовать место занятий.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.
Образовательные ресурсы.
Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела. Акварель, восковые мелки, кисти, цветные карандаши, бумага.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуальность.
3. Сообщение новых знаний.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ урока.
6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности класса к уроку.
2.
Дети. что значит украшения? Сегодня на уроке мы говорим о украшениях, о их роли в жизни человека в давние времена и сегодня, а затем вы сами будете рисовать - создавать украшения.
3.
С давних времен человек украшал себя и предметы которыми он пользовался. В древности украшения представлялись людям делом не менее вжным, чем самая полезная и необходимая работа.
слайд 2
"Древние" люди зачем - то разрисовывали свое тело разными узорами и устрашающими рисунками. а охотник украшал себя ожерельем из клыков животных. Зачем?
По украшениям можно было судить какое положение занимает человек в общине. Вождь племени носил пышный головной убор. украшенный разноцветными перьями птиц и амулетами.
слайд 3
Шотландский король носил семицветную одежду, а его подданные - пятицветную, простолюдины могли носить только однотонную одежду.
слайд 4
Великий государь Всея Руси в торжественные моменты облачался в драгоценные одежды, расшитые золотом и серебром, украшенные рубинами и изумрудами. Царское одеяние (платье) олицетворяло силу. достоинство и могущество Русского государства.
слайд 5
Облачение царя дополняли скипетр и держава, что символизирует власть над миром, а также царский венец.
слайд 6
Царский трон и палаты также изысканно отделанны украшениями.
слайд 7
И сегодня по одежде можно понять, кто генерал. а кто солдат и какого рода войск. Кто священник, а кто невеста. а кто ее подруга. или определить где деловой кабинет, а где парадный зал. где детская комната.
слайд 8
УКРАСИТЬ- значит наполнить вещь смыслом. Определить положение человека в обществе.
слайд 9
Сейчас вам предстоит выполнить рисунок, где можно изобразить человека с украшениями, которые будут подчеркивать его положение в обществе, или род его деятельности. Можно нарисовать эскиз украшения - оберега.
При выполнении работы используйте смешанную технику.
слайд 10
4.
Самостоятельная, практическая работа учащихся.
5
Просмотр работ. Дети по рядам выходят к доске демонстрируют рисунки. Проводим анализ работ, оцениваем.
Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Куда можно одевать украшения и с какой одеждой?
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.