Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Дидактическая цель:
Задачи урока:
познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
Дидактические средства:
Оборудование:
План урока.
Этап урока | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределения к учебной деятельности) | Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
II. Минутка чистописания. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
IV. «Открытие» нового знания. Построение проекта и выхода из затруднения. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
V. Реализация построенного проекта. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; умение определять наиболее эффективные способы достижения результат-планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике, представлять информацию в знаково-символической форме или графической. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
VI. Первичное закрепление. с проговариванием. | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности, на основе выделенных критериев успешности. |
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения. | Познавательные: выделять существенные характеристики объекта с целью выделения их общих признаков для рассматриваемого вида Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
IX. Рефлексия учебной деятельности. | Личностные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии. |
Ход урока:
Мотивация.
Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)
- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
II. Слайд2. Каллиграфическая минутка.
15 апреля.
Классная работа.
Ться тся
Кто любит земле кланяться – без награды не останется.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Опрос 2 -3 детей).
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
- На какое ещё одно правило, связанное с глаголом, встретилось слово? (Правописание частицы НЕ с глаголом – не останется).
- Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).
Безударные личные окончания глаголов. Как нужно их проверять? Какой алгоритм нужно выполнить?
- Спишите в тетрадь эту пословицу. Подчеркните сочетания, выделите орфограмму.
Слайд3 Словарная работа.
ССОРА, ОХОТНИК, ОБИДА
Образуйте родственные слова с ться и тся
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Ученик Петя Двойкин не отличается аккуратностью. В его тетради красуется огромная чёрная клякса, которая закрыла часть слова:
Ат
- Вы можете назвать лексическое значение этого слова?
(Нет. Носителем лексического значения слова являяется основа слова, а она закрыта)
-А о чём вы можете рассказать?
(О грамматических признаках слова)
-А как вы догадались? Слова-то нет!
(Грамматическое значение слов передаёт окончание.)
- О чём сообщает окончание?
(Время настоящее или будущее, лицо3-е, спряжение. Число множественное)
-А какие окончания у глаголов прошедшего времени?
(Во множественном числе-и. В единственном пустое множество-м.р., а-в ж.р., в ср.р.-о)
- По этим окончаниям можно определить, что перед нами глагол прошедшего времени?
(Нет, такие окончания есть и у имён существительных)
-А по каким признакам можно определить, что это глагол прошедшего времени?
(По вопросам и наличию суффикса.)
Слайд 4 Прочитайте стихотворение.
Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.
Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился,
Чем интересно это стихотворение?
(-Оно состоит только из глаголов)
В каком времени употреблены глаголы? Докажите.
(-В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.
Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи)
III. Выявление места и фиксация затруднения.
Слайд 5 Работа в парах.
На доске слова: чист.л, крич.ть, гнал, нет тетрад., з.плыли.
- Какое задание можно предложить, используя эти слова?
(Найдите лишнее слово)
-Какое же?
(Тетради-это существительное, остальные -глаголы)
-Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.
(Нет тетради-слабая позиции в окончании существительного 3 скл-пишем и)
-Слово стираем с доски.
-Какое из оставшихся слов лишнее?
(кричать -инфинитив)
-Почему неопределённая форма глагола противопоставляется другим формам глагола?
(В отличии от других форм она никак не изменяется)
-Вставьте букву и объясните орфограмму.
(Кричать –орфограмма в слабой позиции в корне слова, проверочное слово крик)
-Сотрём его с доски. Какое теперь слово лишнее?
(Заплыли-оно стоит во множественном числе.)
-Вставьте букву и объясните орфограмму.
(Заплыли-орфограмма слабой позиции в приставке. Запомнить.)
-Какие слова остались? Что общего в этих словах?
(Гнал, чистил. Это глаголы прошедшего времени)
-Докажите есть ли орфограмма в первом слове? Во втором?
(В первом-нет, а во втором есть)
-Где она находится и как называется?
(Чист.л- орфограмма слабой позиции в суффиксе глагола прошедшего времени)
-Как её проверить? Вы сумели объяснить безударную гласную в приставке, в корне, в окончании.
-Сумели ли вы объяснить безударную гласную в суффиксе глагола прошедшего времени?(нет)
-К чему мы пришли?
(к затруднению)
-У на образовался обрыв в знаниях. Так как будет называться наша тема урока и чему мы будем учиться?
Слайд 6
Тема урока: Правописание окончаний и суффиксов глаголов прошедшего времени.
Какая цель урока?
Слайд 7 Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения, как пишутся окончания и суффиксы.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
-Предлагаю понаблюдать за глаголами и выяснить в чём причина. Спишите предложения, выбирая нужные окончания и суффиксы. В каждом предложении подчеркни слово, которое тебе помогло сделать правильный выбор.
На кухне вис.ть(а, о, и) красивая люстра.
В прихожей вис.ть(а, о, и) огромное зеркало.
В гостиной вис.ть(а, о, и) прекрасный портрет.
На ёлке вис.ть(а, о, и) чудесные игрушки.
От чего зависит выбор окончания глаголов в прошедшем времени?
Проверим: На кухне висела красивая люстра (ж.р., ОНА).
В прихожей висело огромное зеркало (с.р., ОНО).
висеть В гостиной висел прекрасный портрет (м.р., ОН).
На ёлке висели чудесные игрушки (мн.ч., ОНИ).
-Давайте разберём глаголы по составу:
Слайд 8. Вывод: Род глаголов в прошедшем времени единственного числа определяется по роду существительного, с которым он связан.
-Может быть поможет это задание? От какого глагола образовались эти глаголы.
(от глагола висеть, суффикс ударный)
-Этого нам достаточно, чтобы сделать вывод?
(нет)
-Тогда возьмём глагол-инфинитив с ударным окончанием и изменим его время на прошедшее. Что получится?
-От инфинитива образуйте различные формы глагола прошедшего времени по образцу и разберите по составу. Подчеркните гласные в слабой позиции, выясните есть ли закономерность глаголами инфинитивами.
Слайд 9-10
сверкать –сверка-л, сверка-ла, сверка-ло, сверка-ли
гореть –горе-л, горе-ла, горе-ло, горе-ли
порхать -порха-л, порха-ла, порха-ло, порха-ли
бежать – бежал, бежала, бежало, бежали.
-Какой можно сделать вывод?
Слайд 11. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.
-Знания добыли, как же будем их применять?\
(Составим алгоритм)
V. Реализация построенного проекта.
ТАБЛИЦА.
- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени» на практике, выполняя задание: вставить пропущенные буквы и проверить их.
Мысл.л, куш.л, закле.л.
(Дети составляют опору)
ходить – ть + л = ходил
- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Как по-вашему, нужно ли включить суффиксы -ть- и -л- в основу? Служат ли они для образования новых слов? (Нет) Что изменяется при подстановке этих суффиксов? (Форма слова). Докажите. (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)
- Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.
- Зная значение суффиксов, дайте им названия.
суффиксы, образующие слово - словообразующие
суффиксы, образующие форму - формоообразующие
- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?
- Дадим новое определение основы слова.
Слайд 12. Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили? (Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах) Подтвердим правилом из учебника.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)
- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)
- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Слайд 13 «Алгоритм»
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Выяснить какая буква пишется перед ТЬ.
3. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.
МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
VI. Первичное закрепление изученного.
Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)
- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.
Слайд 14. Задание на маркерных досках.
1 группа. 2 группа. 3 группа.
Пола.ла - … увид.л - …. Брос.ли - …
Выдерж.л - … высуш.ла - … вытерп.ла - …
Выглад.ли - … замяук.ли - … советов.л - …
Плак.ло - … сып.ло - … готов.ло - …
Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.
Слайд 15. Спиши предложения, вставив окончания глаголов прошедшего времени. Докажи свой выбор.
Как зелёное пламя, вспыхнул берёзка в еловом тёмном лесу, и ветерок уже заиграл всеми её листиками.
Скворцы уже вывел. сь и улетел , и давно это место занял воробьи.
Солнце зашл. за низкие крыши. Наступил тёмная ночь. Село уснул. .
Проверка Слайд 16
- Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.
Слайд17-18 Веять
Сеять
Шествовать
Шефствовать
Строить
проверка
Веяли
Сеяли
Шествовали
Шефствовали
Строили
Самопроверка
Оценивание работы учащимися.
VII. Самостоятельная работа.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 19Упражнение 234
Взаимопроверка, выставление оценки.
- Какие окончания у глаголов прошедшего времени в мужском роде? Какой формообразующий суффикс выделили? А словообразующие?
IX. Итог урока.
Слайд 20 «Блиц – опрос» (дополните фразу)
Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.
В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.
1. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
- Прочитайте вопросы, записанные на доске.
2. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
3. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по пятибалльной шкале. (Оценивание учащимися с помощью блок-сигналов)
X. Рефлексия.
XI. Домашнее задание: выучить правила, упр.233 стр.111
9