СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 4 классе Школа России по теме: "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".»

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Дидактическая цель:

  • Формирование умения правописания суффиксов глаголов прошедшего времени

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

  • развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

  • работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

  • воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

  • частично – поисковый

Дидактические средства:

  • учителя – презентация;

  • учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Оборудование:

  • «Русский язык» Канакина В. П. – 4 класс

  • компьютер +проектор


План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

  1. Мотивация (самоопределения к учебной деятельности)

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

II. Минутка чистописания.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

IV. «Открытие» нового знания. Построение проекта и выхода из затруднения.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

V. Реализация построенного проекта.


Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи; умение определять наиболее эффективные способы достижения результат-планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике, представлять информацию в знаково-символической форме или графической.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.


VI. Первичное закрепление.

с проговариванием.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности, на основе выделенных критериев успешности.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

VIII. Включение в систему знаний и повторения.

Познавательные: выделять существенные характеристики объекта с целью выделения их общих признаков для рассматриваемого вида

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Личностные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.



Ход урока:

  1. Мотивация.

Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

II. Слайд2. Каллиграфическая минутка.

15 апреля.

Классная работа.

Ться тся

Кто любит земле кланяться – без награды не останется.


- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Опрос 2 -3 детей).


II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

- На какое ещё одно правило, связанное с глаголом, встретилось слово? (Правописание частицы НЕ с глаголом – не останется).


- Какое правило на правописание частицы НЕ с глаголами вы знаете? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится и др).

Безударные личные окончания глаголов. Как нужно их проверять? Какой алгоритм нужно выполнить?


- Спишите в тетрадь эту пословицу. Подчеркните сочетания, выделите орфограмму.

Слайд3 Словарная работа.

ССОРА, ОХОТНИК, ОБИДА

Образуйте родственные слова с ться и тся

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Ученик Петя Двойкин не отличается аккуратностью. В его тетради красуется огромная чёрная клякса, которая закрыла часть слова:


Ат

- Вы можете назвать лексическое значение этого слова?

(Нет. Носителем лексического значения слова являяется основа слова, а она закрыта)

-А о чём вы можете рассказать?

(О грамматических признаках слова)

-А как вы догадались? Слова-то нет!

(Грамматическое значение слов передаёт окончание.)

- О чём сообщает окончание?

(Время настоящее или будущее, лицо3-е, спряжение. Число множественное)

-А какие окончания у глаголов прошедшего времени?

(Во множественном числе-и. В единственном пустое множество-м.р., а-в ж.р., в ср.р.-о)

- По этим окончаниям можно определить, что перед нами глагол прошедшего времени?

(Нет, такие окончания есть и у имён существительных)

-А по каким признакам можно определить, что это глагол прошедшего времени?

(По вопросам и наличию суффикса.)

Слайд 4 Прочитайте стихотворение.

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдернул, зажмурился, встал, потянулся.
Взглянул, причесался, намылил, умылся
Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился,


Чем интересно это стихотворение?

(-Оно состоит только из глаголов)

В каком времени употреблены глаголы? Докажите.


(-В прошедшем, так как они отвечают на вопрос- что сделал? И имеют суффикс –л-.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи)

III. Выявление места и фиксация затруднения.

Слайд 5 Работа в парах.

На доске слова: чист.л, крич.ть, гнал, нет тетрад., з.плыли.

- Какое задание можно предложить, используя эти слова?

(Найдите лишнее слово)

-Какое же?

(Тетради-это существительное, остальные -глаголы)

-Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограмму.

(Нет тетради-слабая позиции в окончании существительного 3 скл-пишем и)

-Слово стираем с доски.

-Какое из оставшихся слов лишнее?

(кричать -инфинитив)

-Почему неопределённая форма глагола противопоставляется другим формам глагола?

(В отличии от других форм она никак не изменяется)

-Вставьте букву и объясните орфограмму.

(Кричать –орфограмма в слабой позиции в корне слова, проверочное слово крик)

-Сотрём его с доски. Какое теперь слово лишнее?

(Заплыли-оно стоит во множественном числе.)

-Вставьте букву и объясните орфограмму.

(Заплыли-орфограмма слабой позиции в приставке. Запомнить.)

-Какие слова остались? Что общего в этих словах?

(Гнал, чистил. Это глаголы прошедшего времени)

-Докажите есть ли орфограмма в первом слове? Во втором?

(В первом-нет, а во втором есть)

-Где она находится и как называется?

(Чист.л- орфограмма слабой позиции в суффиксе глагола прошедшего времени)

-Как её проверить? Вы сумели объяснить безударную гласную в приставке, в корне, в окончании.

-Сумели ли вы объяснить безударную гласную в суффиксе глагола прошедшего времени?(нет)

-К чему мы пришли?

(к затруднению)

-У на образовался обрыв в знаниях. Так как будет называться наша тема урока и чему мы будем учиться?

Слайд 6

Тема урока: Правописание окончаний и суффиксов глаголов прошедшего времени.

Какая цель урока?

Слайд 7 Повторить все, что нам известно о глаголах в прошедшем времени, узнать новые сведения, как пишутся окончания и суффиксы.


IV.Построение проекта выхода из затруднения.


-Предлагаю понаблюдать за глаголами и выяснить в чём причина. Спишите предложения, выбирая нужные окончания и суффиксы. В каждом предложении подчеркни слово, которое тебе помогло сделать правильный выбор.

На кухне вис.ть(а, о, и) красивая люстра.

В прихожей вис.ть(а, о, и) огромное зеркало.

В гостиной вис.ть(а, о, и) прекрасный портрет.

На ёлке вис.ть(а, о, и) чудесные игрушки.

От чего зависит выбор окончания глаголов в прошедшем времени?

Проверим: На кухне висела красивая люстра (ж.р., ОНА).

В прихожей висело огромное зеркало (с.р., ОНО).

висеть В гостиной висел прекрасный портрет (м.р., ОН).

На ёлке висели чудесные игрушки (мн.ч., ОНИ).

-Давайте разберём глаголы по составу:

Слайд 8. Вывод: Род глаголов в прошедшем времени единственного числа определяется по роду существительного, с которым он связан.

-Может быть поможет это задание? От какого глагола образовались эти глаголы.

(от глагола висеть, суффикс ударный)

-Этого нам достаточно, чтобы сделать вывод?

(нет)

-Тогда возьмём глагол-инфинитив с ударным окончанием и изменим его время на прошедшее. Что получится?

-От инфинитива образуйте различные формы глагола прошедшего времени по образцу и разберите по составу. Подчеркните гласные в слабой позиции, выясните есть ли закономерность глаголами инфинитивами.

Слайд 9-10

сверкать –сверка-л, сверка-ла, сверка-ло, сверка-ли

гореть –горе-л, горе-ла, горе-ло, горе-ли

порхать -порха-л, порха-ла, порха-ло, порха-ли

бежать – бежал, бежала, бежало, бежали.


-Какой можно сделать вывод?


Слайд 11. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

-Знания добыли, как же будем их применять?\

(Составим алгоритм)

V. Реализация построенного проекта.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени» на практике, выполняя задание: вставить пропущенные буквы и проверить их.

Мысл.л, куш.л, закле.л.


(Дети составляют опору)

ходить – ть + л = ходил

- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Как по-вашему, нужно ли включить суффиксы -ть- и -л- в основу? Служат ли они для образования новых слов? (Нет) Что изменяется при подстановке этих суффиксов? (Форма слова). Докажите. (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)

- Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

- Зная значение суффиксов, дайте им названия.

суффиксы, образующие слово - словообразующие

суффиксы, образующие форму - формоообразующие

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

- Дадим новое определение основы слова.

Слайд 12. Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)

-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили? (Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах) Подтвердим правилом из учебника.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посеять – посеял)

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

- Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные, стоят в слабой позиции)

- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

Слайд 13 «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Выяснить какая буква пишется перед ТЬ.

3. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ

VI. Первичное закрепление изученного.

Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

Слайд 14. Задание на маркерных досках.

1 группа. 2 группа. 3 группа.

Пола.ла - … увид.л - …. Брос.ли - …

Выдерж.л - … высуш.ла - … вытерп.ла - …

Выглад.ли - … замяук.ли - … советов.л - …

Плак.ло - … сып.ло - … готов.ло - …

Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.

Слайд 15. Спиши предложения, вставив окончания глаголов прошедшего времени. Докажи свой выбор.

Как зелёное пламя, вспыхнул берёзка в еловом тёмном лесу, и ветерок уже заиграл всеми её листиками.

Скворцы уже вывел. сь и улетел , и давно это место занял воробьи.

Солнце зашл. за низкие крыши. Наступил тёмная ночь. Село уснул. .


Проверка Слайд 16

- Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.

Слайд17-18 Веять

Сеять

Шествовать

Шефствовать

Строить


проверка

Веяли

Сеяли

Шествовали

Шефствовали

Строили


Самопроверка


Оценивание работы учащимися.

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 19Упражнение 234

Взаимопроверка, выставление оценки.

- Какие окончания у глаголов прошедшего времени в мужском роде? Какой формообразующий суффикс выделили? А словообразующие?

IX. Итог урока.

Слайд 20 «Блиц – опрос» (дополните фразу)

Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

Суффиксы -л- и -ть- служат для образования ______________________ и называются ___________________.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

1. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

- Прочитайте вопросы, записанные на доске.

2. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

3. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по пятибалльной шкале. (Оценивание учащимися с помощью блок-сигналов)


X. Рефлексия.

  • Сегодня на уроке я узнал ………

  • Сегодня я научился ……..

  • Сегодня я закрепил ………

  • Я оцениваю свою работу на …..


XI. Домашнее задание: выучить правила, упр.233 стр.111






9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!