СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока с презентацией "Знакомство со старинным видом городской вышивки Ришелье на примере изготовления подарочной открытки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока включает в себя технологическую карту с приложением, куда входят шаблон открытки, инструкционная карта ее изготовления и щаблоны шторок для окна.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с презентацией "Знакомство со старинным видом городской вышивки Ришелье на примере изготовления подарочной открытки"»

Технологическая карта урока технологии. 5 класс

Тема: Знакомство со старинным видом городской вышивки «Ришелье» на примере изготовления подарочной открытки.

Тип урока: Комбинированный
Технология урока: технология системно-деятельностного подхода

Цели урока:

Обучающая: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями.

Развивающая: способствовать совершенствованию практических навыков на примере изготовления открытки.

Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к совместной учебной деятельности по применению знаний, полученных на уроках и способствовать сохранению народных традиций.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.

Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Практическая работа: изготовление открытки в виде окна с занавесками в технике ришелье.

Межпредметные связи: история, ИЗО, русский язык, черчение.

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование и материалы:

    • образцы готовых изделий, выставка работ ручной и машинной вышивки ришелье;

    • стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами;

    • дидактический материал: Инструкционная карта по изготовление открытки.

    • раздаточный материал: выкройки деталей открытки, фоамиран разных цветов, картон, ножницы, клей;

    • учебник «Технология» 5 кл.


Планируемые образовательные результаты. Универсальные учебные действия.

1. Предметные умения: познакомить с вышивкой.

2. Личностные умения:

  • Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.

  • Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.

  • Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.

3. Метапредметные умения:

  • Регулятивные:

- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке.

- Работать по составленному плану.

- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.

  • Познавательные:

- формирование представлений об окружающем мире и о себе самом;

- умение ориентироваться в системе знаний, уметь отличать новое от уже известного;

- использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений;

- самостоятельно решать проблемы творческого характера.

  • Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

- сотрудничать в поиске решения проблемы.


Этапы урока (системно-деятельностный подход)

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

(10 мин)

Презентовать нарисованный дом на доске без окон и спросить учащихся «Чего с их точки зрения в нем не хватает?»

Дорисовав окна, спросить «А как и чем оформляют окна домов?» 1 слайд

«Какие занавески вы видели на окнах и если в них различия?»

Как вы думаете что мы будем изучать сегодня на уроке?

2 слайд

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Создает эмоциональный настрой на уроке. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Определяют свое эмоциональное состояние


Анализируют ситуацию, выполняют задания, определяют тему урока



II. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний

(10 мин)

3 слайд. Вышивка ришелье – это ажурная вышивка, в которой отдельные элементы узора соединяются перемычками, или бридами. Она возникла в XIV веке в эпоху Возрождения в Италии.

Затем распространилась по всей Центральной и Западной Европе. И в XV-ХVII веках этой вышивкой увлеклись женщины многих стран.

Образцы вышивки ришелье передавали друг другу, и они трансформировались. Каждая мастерица вносила свои мотивы и элементы в узоры вышивки, появлялись свои секреты в технике выполнения. Особенно в этой вышивке преуспели француженки и итальянки.

Вышивка была привилегией знати. Роскошные воротники, жабо, манжеты, перчатки, платочки из тонкого полотна, украшенные ажурными узорами, могли носить вельможи и придворная знать. Столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера украшали апартаменты и дворцы богатых людей. 4 слайд

Сами вельможи не гнушались посидеть за рукоделием, которое, как утверждают историки искусства, названа была именем кардинала Ришелье. Вы помните, конечно, что за персонаж был представлен в романах А. Дюма, прообразом которого послужил кардинал Ришелье…

Ажурная вышивка увлекала всех, и потому в Европе открывались женские школы и мастерские. Большинство узоров состояло из мотивов растительного характера.

Вышивка ришелье подразделяется на вышивку с бридами и без брид, выполняется вручную или на машине. Каким бы видом не выполнялось ажурное вышивание, оно требовало терпения, навыков и длительного времени.

Вышивка и сегодня остаётся одной из самых красивых и благородных.

Однако в советский период на территории нашего Спасского, а в то время Куйбышевского района ТАССР как возможно и на многих территориях Советского Союза машинная вышивка ришелье или как ее тогда называли в простонародье «выбивка» была широко распространена в оформлении оконных занавесок, постельного и столового белья. 5 слайд, 6 слайд

Организует деятельность по освоению информации

Формирование мыслительной деятельности, осмысливают, принимают информацию

III. Реализация проекта (5 мин)

7, 8, 9 слайд Кому из вас понравились продемонстрированные примеры вышитых изделий в технике «Ришелье»?

А как вы думаете, сегодня в современном мире можно применить данную технику не затрачивая больших усилий?

Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению

Формулируют практическую цель урока.

Определяют пути решения проблемы,

Ищут способы, выдвигают предположения.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV. Первичное осмысление и закрепление

(10 ми)

Перед началом работы, давайте разберемся в особенностях вышивки, она ажурная благодаря вырезанным элементам и бридам, может выполняться вручную и на машине, а также может быть вышита разными швами, гладьевым валиком или петельным швом. 10, 11, 12, 13 слайды.

Выполнение творческого задания

Индивидуальная работа.

Подготовка открытки, разметка окна. 14 слайд

Самореализация: «Создание эскиза вышивки занавесок».

Планирование своей работы.

Повторение алгоритма.

Обобщение полученных знаний.

Представление результатов задания.

Критерии: (размер и форма рисунков, колличество прорезных элементов.)

Повторение правил т/б при работе с инструментами.

Критерии оценивания работ:

- ровность и аккуратность вырезанных элементов,

- отсутствие разрывов.

- отсутствие излишков клея.

- Зачем необходимо следовать этим правилам?

Повторение алгоритма выполнения работы.

Обеспечивает положительную реакцию на творчество.

Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы.

Направляет деятельность.

Оценивает результаты.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Развитие творческих возможностей и мышления.

Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы.


V. Практическая работа. (35 мин)

1. Вводный инструктаж.


2. Текущий инструктаж.




3. Заключительный инструктаж

Самостоятельная работа учащихся по изготовлению открытки

Использование инструкционных карт.


Самостоятельная работа по инструкционной карте «Изготовление открытки с окном и занавесками в технике «Ришелье» 15, 16 слайд

Физкульминутка.

Индивидуальная работа

Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени)

Самоконтроль и взаимоконтроль


Приведение в порядок своих рабочих мест. 17 слайд

Осуществление пошагового контроля.


Обеспечивает мотивацию выполнения.


Подводит итоги

Регулятивные и коммуникативные УУД: соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций.

Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения.

Взаимопомощь.

Саморегуляция

Выполнение правил и норм поведения.

VI. Рефлексивно- оценочный этап

(10 мин)

Выставка – смотр выполненных открыток.

В начале урока мы отсутствующие окна на доме, давайте теперь вместо нарисованных окон прикрепим ваши открытки.

Взаимоконтроль:

- Что получилось?

- Соответствует ли тому, что задумали?

- Найдите в работах одноклассников удачные моменты.

- За что можно сказать им доброе слово?

- Какие возникали затруднения и как справились?

-Что получилось неудачно?

- Красиво ли выглядит дом с такими нарядными окнами7

Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат.

Делают выводы о значимости, сложности операций.



Руководит, направляет, координирует

Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки.

Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка.

Формулируют конечный результат своей работы.


Осознание адекватной позитивной самооценки.

VII Закрепление знаний

(5 мин)

-Чем можно помочь тем у кого не получилось? Как исправить?

- Что изменили бы, если начать работу заново?

- Кого можем назвать лучшем мастером сегодня?

Проверка умения отличать вышивку Ришелье от других видов вышивок по визуальным картинкам. 18 слайд

Выставление отметок.

Вопросы:

1. Что такое вышивка «Ришелье»?

2. Где можно использовать в жизни эти практические навыки?

3. Для кого вы изготовили именно эту открытку?

Для тех кого заинтересовала вышивка Ришелье можно освоить технологию ее выполнения на кружке.

Нацеливает на умение применять знания на практике.


Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии

Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы.

VI.II Домашнее задание

(5 мин)

Нарисовать эскиз одежды или интерьер декорированный вышивкой ришелье, а возможно необычное применение данной вышивки.

Пояснения творческого развивающего задания

Самостоятельно выбирают д/з








































а

Выкройки шторок на окно:

а – 1 штука 13*7 см

б – 2 штуки в зеркальном отображении

11*5 см








б












Инструкционная карта «Изготовление подарочной открытки с окном и занавесками оформленными «Ришелье»

Наименование операции

Эскиз

Материалы и инструменты

  1. Сложить лист картона пополам

Лист картона

  1. Вырезать в окне место под стекла


Ножницы, открытка

  1. Используя лекала вырезать из фоамирана 3 шторки, одну верхнюю и две нижних, симметрично.

(Эскиз рисунка штор можно придумать по своему желанию)


Лекала из бумаги, ножницы маленькие с загнутыми концами, фоамиран

  1. Подклеить вырезанные шторки в вырезанные проемы окна с внутренней стороны открытки.


Открытка, шторки из фоамирана, клей ПВА, груз.

  1. Подклеить с внутренней стороны открытки белый лист и подписать открытку


Открытка, белый лист бумаги, клей ПВА, груз, цветная ручка


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!