Технологическая карта урока технологии. 5 класс
Тема: Знакомство со старинным видом городской вышивки «Ришелье» на примере изготовления подарочной открытки.
Тип урока: Комбинированный
Технология урока: технология системно-деятельностного подхода
Цели урока:
Обучающая: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями.
Развивающая: способствовать совершенствованию практических навыков на примере изготовления открытки.
Воспитательная: формировать ценностное отношение учащихся к совместной учебной деятельности по применению знаний, полученных на уроках и способствовать сохранению народных традиций.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.
Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.
Практическая работа: изготовление открытки в виде окна с занавесками в технике ришелье.
Межпредметные связи: история, ИЗО, русский язык, черчение.
Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование и материалы:
образцы готовых изделий, выставка работ ручной и машинной вышивки ришелье;
стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами;
дидактический материал: Инструкционная карта по изготовление открытки.
раздаточный материал: выкройки деталей открытки, фоамиран разных цветов, картон, ножницы, клей;
учебник «Технология» 5 кл.
Планируемые образовательные результаты. Универсальные учебные действия.
1. Предметные умения: познакомить с вышивкой.
2. Личностные умения:
Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.
Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.
Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.
3. Метапредметные умения:
- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке.
- Работать по составленному плану.
- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.
- формирование представлений об окружающем мире и о себе самом;
- умение ориентироваться в системе знаний, уметь отличать новое от уже известного;
- использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений;
- самостоятельно решать проблемы творческого характера.
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
- сотрудничать в поиске решения проблемы.
Этапы урока (системно-деятельностный подход) | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности (10 мин) | Презентовать нарисованный дом на доске без окон и спросить учащихся «Чего с их точки зрения в нем не хватает?» Дорисовав окна, спросить «А как и чем оформляют окна домов?» 1 слайд «Какие занавески вы видели на окнах и если в них различия?» Как вы думаете что мы будем изучать сегодня на уроке? 2 слайд | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку Создает эмоциональный настрой на уроке. Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку Определяют свое эмоциональное состояние Анализируют ситуацию, выполняют задания, определяют тему урока |
II. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний (10 мин) | 3 слайд. Вышивка ришелье – это ажурная вышивка, в которой отдельные элементы узора соединяются перемычками, или бридами. Она возникла в XIV веке в эпоху Возрождения в Италии. Затем распространилась по всей Центральной и Западной Европе. И в XV-ХVII веках этой вышивкой увлеклись женщины многих стран. Образцы вышивки ришелье передавали друг другу, и они трансформировались. Каждая мастерица вносила свои мотивы и элементы в узоры вышивки, появлялись свои секреты в технике выполнения. Особенно в этой вышивке преуспели француженки и итальянки. Вышивка была привилегией знати. Роскошные воротники, жабо, манжеты, перчатки, платочки из тонкого полотна, украшенные ажурными узорами, могли носить вельможи и придворная знать. Столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера украшали апартаменты и дворцы богатых людей. 4 слайд Сами вельможи не гнушались посидеть за рукоделием, которое, как утверждают историки искусства, названа была именем кардинала Ришелье. Вы помните, конечно, что за персонаж был представлен в романах А. Дюма, прообразом которого послужил кардинал Ришелье… Ажурная вышивка увлекала всех, и потому в Европе открывались женские школы и мастерские. Большинство узоров состояло из мотивов растительного характера. Вышивка ришелье подразделяется на вышивку с бридами и без брид, выполняется вручную или на машине. Каким бы видом не выполнялось ажурное вышивание, оно требовало терпения, навыков и длительного времени. Вышивка и сегодня остаётся одной из самых красивых и благородных. Однако в советский период на территории нашего Спасского, а в то время Куйбышевского района ТАССР как возможно и на многих территориях Советского Союза машинная вышивка ришелье или как ее тогда называли в простонародье «выбивка» была широко распространена в оформлении оконных занавесок, постельного и столового белья. 5 слайд, 6 слайд | Организует деятельность по освоению информации | Формирование мыслительной деятельности, осмысливают, принимают информацию |
III. Реализация проекта (5 мин) | 7, 8, 9 слайд Кому из вас понравились продемонстрированные примеры вышитых изделий в технике «Ришелье»? А как вы думаете, сегодня в современном мире можно применить данную технику не затрачивая больших усилий? | Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению | Формулируют практическую цель урока. Определяют пути решения проблемы, Ищут способы, выдвигают предположения. Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
IV. Первичное осмысление и закрепление (10 ми) | Перед началом работы, давайте разберемся в особенностях вышивки, она ажурная благодаря вырезанным элементам и бридам, может выполняться вручную и на машине, а также может быть вышита разными швами, гладьевым валиком или петельным швом. 10, 11, 12, 13 слайды. Выполнение творческого задания Индивидуальная работа. Подготовка открытки, разметка окна. 14 слайд Самореализация: «Создание эскиза вышивки занавесок». Планирование своей работы. Повторение алгоритма. Обобщение полученных знаний. Представление результатов задания. Критерии: (размер и форма рисунков, колличество прорезных элементов.) Повторение правил т/б при работе с инструментами. Критерии оценивания работ: - ровность и аккуратность вырезанных элементов, - отсутствие разрывов. - отсутствие излишков клея. - Зачем необходимо следовать этим правилам? Повторение алгоритма выполнения работы. | Обеспечивает положительную реакцию на творчество. Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы. Направляет деятельность. Оценивает результаты. | Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Развитие творческих возможностей и мышления. Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы. |
V. Практическая работа. (35 мин) 1. Вводный инструктаж. 2. Текущий инструктаж. 3. Заключительный инструктаж | Самостоятельная работа учащихся по изготовлению открытки Использование инструкционных карт. Самостоятельная работа по инструкционной карте «Изготовление открытки с окном и занавесками в технике «Ришелье» 15, 16 слайд Физкульминутка. Индивидуальная работа Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени) Самоконтроль и взаимоконтроль Приведение в порядок своих рабочих мест. 17 слайд | Осуществление пошагового контроля. Обеспечивает мотивацию выполнения. Подводит итоги | Регулятивные и коммуникативные УУД: соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций. Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения. Взаимопомощь. Саморегуляция Выполнение правил и норм поведения. |
VI. Рефлексивно- оценочный этап (10 мин) | Выставка – смотр выполненных открыток. В начале урока мы отсутствующие окна на доме, давайте теперь вместо нарисованных окон прикрепим ваши открытки. Взаимоконтроль: - Что получилось? - Соответствует ли тому, что задумали? - Найдите в работах одноклассников удачные моменты. - За что можно сказать им доброе слово? - Какие возникали затруднения и как справились? -Что получилось неудачно? - Красиво ли выглядит дом с такими нарядными окнами7 | Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат. Делают выводы о значимости, сложности операций. Руководит, направляет, координирует | Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки. Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка. Формулируют конечный результат своей работы. Осознание адекватной позитивной самооценки. |
VII Закрепление знаний (5 мин) | -Чем можно помочь тем у кого не получилось? Как исправить? - Что изменили бы, если начать работу заново? - Кого можем назвать лучшем мастером сегодня? Проверка умения отличать вышивку Ришелье от других видов вышивок по визуальным картинкам. 18 слайд Выставление отметок. Вопросы: 1. Что такое вышивка «Ришелье»? 2. Где можно использовать в жизни эти практические навыки? 3. Для кого вы изготовили именно эту открытку? Для тех кого заинтересовала вышивка Ришелье можно освоить технологию ее выполнения на кружке. | Нацеливает на умение применять знания на практике. Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии | Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы. |
VI.II Домашнее задание (5 мин) | Нарисовать эскиз одежды или интерьер декорированный вышивкой ришелье, а возможно необычное применение данной вышивки. | Пояснения творческого развивающего задания | Самостоятельно выбирают д/з |
а
Выкройки шторок на окно:
а – 1 штука 13*7 см
б – 2 штуки в зеркальном отображении
11*5 см
б
Инструкционная карта «Изготовление подарочной открытки с окном и занавесками оформленными «Ришелье»
Наименование операции | Эскиз | Материалы и инструменты |
Сложить лист картона пополам | | Лист картона |
Вырезать в окне место под стекла | | Ножницы, открытка |
Используя лекала вырезать из фоамирана 3 шторки, одну верхнюю и две нижних, симметрично. (Эскиз рисунка штор можно придумать по своему желанию) | | Лекала из бумаги, ножницы маленькие с загнутыми концами, фоамиран |
Подклеить вырезанные шторки в вырезанные проемы окна с внутренней стороны открытки. | | Открытка, шторки из фоамирана, клей ПВА, груз. |
Подклеить с внутренней стороны открытки белый лист и подписать открытку | | Открытка, белый лист бумаги, клей ПВА, груз, цветная ручка |
7