СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. С. Есенин "С добрым утром!" Роль настроения в лирическом произведении для понимания точки зрения автора.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. С. Есенин "С добрым утром!" Роль настроения в лирическом произведении для понимания точки зрения автора.»

Тема: С.Есенин «С добрым утром».

Роль настроения в лирическом произведении для понимания точки зрения автора.



Цели:

Познавательные УУД: знакомство с лирическим произведением С. Есенина; наблюдение за секретами писательского мастерства; закрепление теорию литературы (род, жанры), приучать учащихся пользоваться дополнительной литературой, толковым словарём.

КоммуникативныеУУД: продолжить работу по совершенствованию техники чтения, развивать устную речь учащихся, тренировать память, расширять объём словарного запаса, упражняться применять креативные техники в групповой работе, развивать коммуникативность в общения.

Личностные УУД: воспитание вдумчивого читателя, бережное отношение к природе; привитие любви к чтению, получать эстетическое удовольствие от чтения лирического произведения.







Оборудование урока: портрет С. Есенина, выставка книг, презентация к уроку, карточки с теорией для составления ментальной карты, грамзапись песни « Улыбка», толковый словарь.











I. Организационный момент (Звучит музыка «Улыбка». Психологический настрой). Договоримся, как будем вести себя на уроке? (Думать, мыслить, быть внимательными.)

Улыбнулись! Подарили свои улыбки друг другу! Какое у вас настроение

II. Повторение теории литературы.

(Составление ментальной карты на доске)

-Назовите роды литературы? Жанры?

эпос Роды литературы драма

п овесть лирика

рассказ поэма

стихотворение

с трофа поэтическая строка рифма ритм

парная перекрёстная кольцевая

- Чем рассказ отличается от повести?

- Через что события описываются в эпосе? (через рассказ)

-А в лирике? (через чувства)

- В драме? (через действия)

III. Введение в раздел.

1. Д/З Выставка рисунков на тему «Природа летом».

2.Вступительная беседа.

-Как называется раздел (с. 86-86. разворот учебника)? («Природа летом»). Рассмотрите иллюстрацию художника.

- Какое настроение у этой иллюстрации и на тех картинах, которые вы рисовали дома? Что характерно для природы летом?

- Чем природа летом отличается от природы других времён года?

(Много красок, света, тепла, солнца)



3.Работа над развитием речевого аппарата.

а). Дыхательная гимнастика.

б). Разминка для пальцев. Пальцы в кулачок, расправили веером.

в). Упражнение для губ. Упражнение «Улыбка», звук [И];

упражнение «Трубочка» - звук [У].

Бросок: би – бэ – ба – бо - бу - бы (слайд 2)

г). Проверили осанку. Вытянули позвоночник.

д). Упражнения для совершенствования техники чтения, для глаз.

а) Таблица Шульте№6; б) Упражнение «Трёхкратное чтение литературы». Вывод: чем больше читаем, тем быстрее читаем.

IV Работа с текстом рассказа до чтения.

1.Чтение строк стихотворения В.Викторова (2 слайд)

Мы идём гурьбой весёлой

Ясным утром

В гости к лету!

- Каким будет приветствие, если мы приходим в гости утром?

- Откройте с.88, обратите внимание на первое произведение этого раздела. Прочитаем название хором. Какое по жанру произведение будем читать? К какому роду литературы относится стихотворение? (Лирика- события описываются через чувства.)

- Если это лирическое произведение, значит, как назовём автора? (поэт)

-Прочитаем его имя. (Выставка книг, портрет поэта, презентация)

-Поэт любил природу. А если С.Есенин любил природу, то его внутренний мир был каким? (богатый, основные образы природы)

Прочитайте эпиграф к уроку? «Тот не поймёт живой души России,

Кто не читал есенинских стихов».

(Рюрих Ивнев)

2. Объявление темы.

Стихотворение С.Есенина «С добрым утром». Роль настроения в лирическом произведении для понимания точки зрения автора.

-Прочитайте ещё раз название.

- Интересно, к кому обращено приветствие «С добрым утром»?

- Принадлежит ли оно поэту или ещё кому-то, как вы думаете?

3.Работа с иллюстрацией.

-Обратите внимание на зарисовку, которую сделал художник к стихотворению. О каком утре будем читать? Почему?

- Можно ли сказать о настроении поэта, не читая стихотворения? (предположения детей)

-Так ли это на самом деле мы узнаем, когда познакомимся с произведением. Но прежде, чем читать, поработаем над словами.

4. Словарная работа. Задремали, брезжит, заводи, румянит, плетень, перламутр, затон (слайд)

VI. Работа над темой урока.

  1. Чтение текста учителем.

-Какое настроение вызвало это произведение? (Словари настроений)

2. Самостоятельное чтение про себя.

-Мелодия стихотворения светлая, мажорная.

- Всегда ли она одинаково звучит? (Нет, у каждой строфы своё звучание)

-Встретились непонятные по значению слова?

- Можно сказать, что стихотворение лиричное? (Да)

- Оправдались наши предположения? Кто же обращается с приветствием? К кому?

Будем читать стихотворение, и наблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов, попробуем увидеть их краски, услышать звуки природы, т.е. понаблюдать за секретами писательского мастерства.

2. Физминутка. Для мелкой моторики рук. Массаж.

3.Чтение по строфам с комментированием (медленное чтение)

1 строфа а). Чтение вслух.

-Какую картину представили? Кто герои? Почему поэт говорит про звёзды «задремали»? Что это за процесс «задремали»? (лёгкий, спокойный). Какой эпитет выбрал для звёзд С.Есенин? (золотые) -Найдите в этом четверостишье слова-синонимы (затон – заводи).

- Что такое затон? Обратимся к словарю с.37. Почему о нём говорит поэт, как о зеркале? (зеркало – метафора, вода чистая, тихая, в ней отражение видно) Отчего же оно задрожало? Как автор говорит о свете? (брезжит Т.сл. с.36)

-В каком темпе нам надо читать строчки этого четверостишья? Почему?

б). Выразительное чтение (2-3ч.)

в) – Назовите понравившиеся выражения, которые использует поэт, чтобы нарисовать словами картины летней природы.

2 строфа а). Чтение вслух учеником.

- Какую картину увидели? Чем необычен этот образ? Кого берёзки напоминают поэту? Какое слово указывает на то, что берёзки рады утру? (улыбнулись)

«Растрепали шёлковые косы» - как вы себе это представляете? (показать свою красоту)

- Что представляете, читая 3-4 строчки? (В росе отражаются солнечные лучи, много тепла) Всё окрашено тёплым ярким светом, множество красок, радужные краски. Красиво? (очень)

- Можете ли сказать, как поэт относится к берёзкам? С какой интонацией будем читать эту строфу? (громче, ласково, любуясь)

б). Выразительное чтение (2-3ч.)

в) – Назовите понравившиеся выражения, которые использует поэт, чтобы нарисовать словами картины летней природы.

3строфа а) Чтение вслух.

- Кого увидели? (Крапиву) Какая она? (заросшая, старая) (Слайд)

-Какое это растение?

-Что такое плетень? (Изгородь, от слова плести – сплетённая из веток)

-Какой рисует крапиву поэт? Даже заросшая крапива хочет быть красивой, не просто нарядилась, а обрядилась.

Крапива выглядит празднично, нарядно.

Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение? Она шалунья, на лице была бы улыбка, глаза с хитринкой.

Какую интонацию выберем для чтения этой строфы? (Читать эмоционально, выделяя голосом эту строку, читать игриво, быстрее, чем предыдущие строки)

Как вы думаете, почему крапива шепчет? (утро, пробуждение)

Как прочитаем последнюю строчку?

Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читали название стихотворения, ведь это одно и то же предложение? (Нет, интонация будет разной. Название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер)

б). Выразительное чтение (2-3ч.)

в) – Назовите понравившиеся выражения, которые использует поэт, чтобы нарисовать словами картины летней природы.

4. Физминутка с театрализацией. (Работа в группах)

Изобразить мимикой, жестами, движением, пластикой следующие фразы: 1 группа. Задремали звёзды золотые. Кто герои? (звёзды)

2 группа. Улыбнулись сонные берёзки.

3 группа. Крапива обрядилась перламутром.

5. Подготовка к выразительному чтение всего стихотворения.

а) Понаблюдаем за секретами мастера слова. Работа по группам (кластер).

-Назвать рифмующиеся слова? Какая рифма? (перекрёстная) Говорится ли о ветре? (нет) Тогда почему мы ощущаем его присутствие?

1гр. Отыщите слова и выражения, которые помогают почувствовать утренний ветерок? Какие слова, звуки позволяют услышать дуновение ветра? ( шелестят, шепчет шаловливо, шёлковые косы….звуки [Ш] (Звукопись).

2гр. Словесное рисование (цветопись)

-Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски использовали вы для написания картины «С добрым утром!» Подтвердите свои слова строчками из текста. ( золотые, румянит, зелёные, серебряные, перламутр)

- Вы заметили, что С. Есенин говорит о природе как о живом существе, как бы оживляет её. С какой целью он это делает? ( Это помогает лучше представить картину летнего утра, почувствовать его свежесть, пробуждение человека очень похоже на пробуждение природы.)

-Найдите эти строки в стихотворении и прочитайте.

б) Творческая работа. Что, по - твоем, доброе утро? Напишите одним словом (Улыбка, пробуждение, счастье, начало жизни, утро России…).

в) Выразительное чтение всего стихотворения.

-Как вы

VII Итог

VIII Д/З






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!