Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка во 2 классе «Состав слова. Однокоренные слова»»
Разработка урока русского языка во 2 классе «Состав слова. Однокоренные слова»
Учитель Зубкова Валентина Васильевна
Повторение теории (термины – быстрый опрос!!!)
Из каких частей состоит слово:
( основа, окончание, корень) произнести по каждому терминологию.
Разминка (логические универсальные учебные действия)
| ДОСКА | |
Слово, данное в разной форме | 1 вариант: по строчкам Гора, у горы, к горе, в гору 2 вариант этого задания: дать несколько слов для каждой группы и произвести деление (классификацию), можно использовать карточки и магниты( ?) Земля, земле, землю, земли, землекоп | ??? Это одно или несколько слов? Поясни |
Слово, данное в разной форме + 1 однокоренное | Какое слово лишнее |
Слова, с одинаково звучащими и пишущимися корнями, но имеющими разный смысл | Водяной , водить | Однокоренные ли это слова? Объясни |
Слова-синонимы, одинаковый смысл, но разный корень | Радость, веселье, улыбка | Однокоренные ли это слова? Объясни |
Подбор слов к моделям | под∩ ил ( подкрасил), за∩ ел ( засвистела), | |
Коллективный тренинг
Окончание -основа
Корень:
(отработка алгоритма пошагово)
Алгоритм:
1.Читаю слово
2.Подбираю несколько (2-3) однокоренных слова
3.Выделяю в словах общую часть – корень
Алгоритм:
1.Читаю слово.
2.Изменяю слово для определения окончания.
3. Выделяю окончание.
- Подберите 3 однокоренных слова к слову лес .
(с проговариванием алгоритма).
- Выделите в словах корень - общую часть родственных слов.
Подобным образом разбираем 2-3 слова. Море ( морской, моряк, мореход), конь ( конюшня, конюх, коневод).
Такая же работа проводится по определению окончания.
- Выделите в словах окончание - изменяемую часть слова.
Проговаривается алгоритм.
Машина, ветки, грибы
Вывод:………….
4.Работа в парах : на столе карточка со словами
1ВАРИАНТ КАРТОЧКИ -Цветы, звон, мышь
2 ВАРИАНТ КАРТОЧКИ -Сад, гром, холод
задание – подобрать однокоренные слова; дети обязательно шепчут алгоритм, советуются друг с другом, обращаются к учителю, если необходимо; учитель ходит, наблюдает, корректирует, объясняет индивидуально, справившимся ставит пометку (плюс)
ИТОГ:
Комментарии к уроку русского языка во 2 кл. «Состав слова. Однокоренные слова»
Содержание программы | Требование программы =цель (конечный результат) = предметные умения |
| Знать термины и понятия: «корень слова», однокоренные слова», «разные формы одного слова» + лексика Уметь подбирать однокоренные слова для проверки безударных гласных и парных согласных в корне. |
Задача учителя: создать условия (образовательную среду) для успешного усвоения программных требований |
Практические умения учащихся (конкретные операции, основанные на мыслительной деятельности), необходимые для достижения цели:
Уметь подбирать родственные слова, опираясь на лексическое (смысловое) значение;
Уметь выделять общую часть – корень в родственных (однокоренных) словах;
Уметь отличать слово, данное в разных формах и однокоренные слова (разминка, задание 1-2);
Уметь отличать слова, с одинаково звучащими и пишущимися корнями, но имеющими разный смысл и однокоренные слова (разминка, задание 1-2);
Уметь отличать, подбирать слова-синонимы (одинаковый смысл, но разный корень) и однокоренные слова;
Уметь подбирать слова к схемам (?)
На 1 уроке (из 22 часов) вводится структура (схема, памятка, алгоритм…) по теме «Окончание слова», а с ___ урока она дополняется по теме «Корень слова»:
Схема…. ____ - ОКОНЧАНИЕ – это изменяемаячасть слова, которая служит для связи слов в предложении. Не служит для образования новых слов. Пример: Папа сделал стол_. Семья сидит за столом. На столе самовар. Алгоритм: 1.Прочитай слово 2.Измени слово по вопросам 3.Выдели окончание |
- КОРЕНЬ – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов. Пример: гриб, грибок, грибник, грибной Алгоритм: 1.Прочитай слово 2.Подбери несколько (2-3) однокоренных слов 3.Выдели в словах общую часть – корень |