СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме "Соединительные гласные о-е в сложных словах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересная разработка для обучающихся 6 класса с разнообразными видами работ

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме "Соединительные гласные о-е в сложных словах"»

Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах

Цель:

1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. 

Ход урока

1. Повторение предыдущей темы.

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И

Приехать

         

Претихий

приблизиться

 

предобрый

прехороший

 

приподняться

пристроить

 

прийти

престранный

 

преодолеть

приклеить

 

приказать

прибыть

 

приобрести

2. Объяснение новой темы.

Слова на доске (двое у доски, у остальных карточки)

З..ри з..ря

Г..реть з..гар

К..сание к..снуться

Зам..рать зам..реть

Предл..гать предл..жить

В..лна м..чи

..кно гр..за

Общ..житие лес..руб

-Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке

– Какие слова называются сложными? (состоящие из 2-х или несколько корней)

– Как образуются сложные слова? (при помощи суффикса – суффиксальный, приставки – приставочный, суффикса и приставки – приставочно-суффиксальный, путем отсечения морфем – безсуффиксный, сложение основ (о-е), сложение слов, переход из одной части речи в другую)



О/А
сам .. лет
пар ... воз
Пар ... ход


Е/И
каш ... вар
стал ... вар
кон ... вод
мор ....ход

Слово учителя:

- Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

- Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 119).

- Сформулируйте тему урока. Где пригодятся эти знания?

(Вывод делают сами учащиеся).

3. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».

Составить опорную схему ( кластер) на изученное правило ( таблица на доске)

4. Чтение правила (стр. 119)

5. Контроль за пониманием темы (вырезать и составить слова)

Водопад, пчеловод, садовод, пулемет, газопровод, ледокол, паровоз, лесоруб

(вода+падать, пчела+заводить, сад+заводить,пуля+метать, газ+проводить, лед+колоть, пар+возить, лес+рубить)



1. Творческая работа.

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай

          

(чаепитие)

помогать взаимно

 

(взаимопомощь)

любить труд

 

(трудолюбие)

люди одной фамилии

 

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

 

(пешеход)

старший класс

 

(старшеклассник)

2. Работа с учебником.

Упражнение 215.

3. Творческая работа.

Представьте себе, что вы взрослые и работаете по профессии, которую выбрали сам. Какими качествами должен обладать человек каждой профессии?

1. Любить труд (трудолюбивый)

2. Любить знания (любознательный)

3. Помогать взаимно (взаимопомощь)

4. Стремиться к цели (целеустремленный)

Составь предложения. Объясни знаки препинания.



4. Попутное повторение.

Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

5.Работа с карточками. Проверь себя

Пар…ходство

о

Растен…водство

е

Олен…водство

е

Басн…писец

о

Власт…любие

о

Кон...водство

е

Песн...пение

о

Прав...писание

о


Вод…пой

о

Язык...знание

о

Стал...вар

е

Гряз…лечение

е

Хлеб...резка

о

Газон...косилка

о

Птиц...лов

е

Пеш…ход

е




6. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках

Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

Печка на колёсах.

Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

1)___________________________

2)______________________

3)___________________________

4)______________________

5)___________________________

6)_______________________

Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.



6. Закрепление.

1. На доске перемешаны слова, нужно соединить их правильно

пыль

          

хранить

овощ

 

тушить

огонь

 

сосать

телевидение

 

плавать

море

 

передача

три

 

бороться

земля

 

мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание».



2. «Диктант-молчанка». Угадай слово.

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

3. Работа с учебником.

Упражнение 217.

4. КроссвордЗаполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.



7. Рефлексия

Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Что нового вы узнали?

- Достигли ли мы цели урока?

Упражнение «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

8. Домашнее задание (по выбору учащихся) 

  • Правило на стр. 119.

  • Упражнение № 216.

  • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.

  • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!