Русское народное творчество. Сказка "Гуси-лебеди" 2 класс
Урок литературного чтения состоит из двух занятий, призван развивать творческие способности детей, учит анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту, развивает навыки выразительного чтения.
Урок 1
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение сказки «Каша из топора» по ролям
III. Постановка цели урока:
– Какие виды сказок, мы с вами знаем? (Бытовые, о животных)
– Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому…
Снежная буря (Вьюга)
Глаз (Око)
Неправда (Ложь)
Временное легкое жилище (Шалаш)
Непоседа (Егоза)
Любимая и дорогая мамина мама (Бабушка)
Потоп (Наводнение)
Пятая буква в алфавите с конца (Ы)
Пища (Еда)
– Какое слово получилось? (Волшебные)
– Правильно. В волшебных сказках всё необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Всё приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелит зерно, печка разговаривает.
– Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер- самолёт и др)
– В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого- нибудь эпизода.
– Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
– Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог – обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение.
Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа.
Кликать – громко звать;
Кудель – пучок льна; приготовленный из пряжи;
Веретено – используется для прядения
Устьице – выходное отверстие у печи.
2. Первичная проверка понимания.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Что в сказке было волшебного?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у сестрицы?
– Был ли у неё план спасения братца?
– Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске? Почему?
– Почему она не стала ничего кушать?
– Где она нашла своего братца?
– Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
– Кто потом помогал им добраться до дома?
– Удалось ли им вернуться домой?
3. Составление плана сказки.
– На сколько частей можно разделить текст?
– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее.
На доске появляется запись:
Потеря брата.
Поиск.
В избушке у Бабы Яги.
Возвращение домой.
V. Физкультминутка.
– Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка, мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба Яга.
VI. Закрепление нового материала.
– На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.
– Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
– Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?
– О чем рассказывает каждая иллюстрация? Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На второй, и т.д.
Используя персонажи сказки «Гуси-лебеди» из конструктора «Лего», дети пересказывают сказку с опорой на иллюстрации.
VII. Итог урока.
– Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали?
– Какие волшебные предметы в ней встречаются?
– Какой троекратный повтор есть в сказке?
– В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
VIII. Домашнее задание.
Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению.