СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока - путешествия по стандартам второго поколения ФГОС "Внутреннее строение Земли. Состав земной коры" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная задача

Сформировать представление о внутреннем строении Земли. Развивать умение систематизировать информацию на примере работы с текстом. Ознакомить учащихся с внутренними слоями Земли: земная кора, мантия, ядро, астеносфера. Сформировать представление о литосфере и астеносфере. Способствовать адекватному оцениванию выполненных действий, как на промежуточном так и на конечном этапах.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока - путешествия по стандартам второго поколения ФГОС "Внутреннее строение Земли. Состав земной коры" 5 класс»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Пулатова Алла Николаевна

Район

Сормовский

Место работы

МБОУ «Школа №27»

Должность

Учитель информатики



Тема учебного занятия

Литосфера

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

1/7



Учебная задача

Сформировать представление о внутреннем строении Земли. Развивать умение систематизировать информацию на примере работы с текстом. Ознакомить учащихся с внутренними слоями Земли: земная кора, мантия, ядро, астеносфера. Сформировать представление о литосфере и астеносфере. Способствовать адекватному оцениванию выполненных действий, как на промежуточном так и на конечном этапах.



Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся различать географические объекты и проводить простейшую классификацию.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют способ анализа информации из разных источников знаний.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что для достижения цели необходимо адекватно оценивать свои действия, как на промежуточном так и на конечном этапах.

Исходное состояние обучающихся:


имеют опыт работы с текстовой информацией;

- знают теории происхождения Земли, место Земли в Солнечной системе.

- могут сравнивать и сопоставлять;

- могут планировать свою деятельность;

- могут оценить промежуточный и конечный результат своей деятельности.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Составления ответа на здание в одном из вобранных вариантов.

Подбор информации к заданию

Выбор варианта представления информации в соответствии с критериями.


Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник - География. Землеведение. 6 кл. : учеб. для общеобразов. учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева.- 6-е изд., стереотип- М.: Дрофа 2011.

Ю.Г Старицкий «Как и почему расширяется Земля

Фатиева И.Ю. «Строение Земли»

http://igkrc.ru/uchebnye-materialy/

http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html

Техническое обеспечение

Модель Строение Земли



Сценарий проведения учебного занятия
Этап Подэтап урока или другой формы УВП Действия учителя (педагога) Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

 Учащиеся отвечают на вопросы учителя.     

1) Какие оболочки Земли вы знаете? 

2) Когда возникла Земля? 

3) Какова форма и размеры Земли? 


Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

Предполагаемые ответы

1) литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни)

2) 4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа

3) Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км

1.3. Создание проблемной ситуации

Многие фантасты рассказывали о забытых цивилизациях или новых мирах, находящихся внутри земного шара. Об этом снимались фильмы и писались рассказы. На самом деле путешествие к центру Земли не менее увлекательно, чем посмотреть на другой мир или на диковинных зверюшек.

Представим, что наше путешествие происходит в специальной машине, оснащённой не только мощным буром, прокладывающим наш путь вперёд, но и специальными иллюминаторами, позволяющими видеть, что происходит снаружи, а также уникальными приборами, которые будут проводить анализ окружающей среды. Тогда мы легко сможем увидеть, как машина погружается сквозь осадочные слои почвы, с натугой прогрызается через гранитный слой земной коры и почти вязнет в слое базальтовом. Двигаться вглубь земной коры стоит очень аккуратно и с оглядкой. Даже нашему вымышленному буру «Земля 1» придётся нелегко.

Осознают проблемную ситуацию, переживают невозможность дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации.







2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель способствует постановке нужной цели и выработки необходимого плана действий, задавая направляющие вопросы.

Ученики помогают поставить цель урока и составить план действий

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Учитель раздает информационные карты и задания ученикам. Предлагает найти оптимальные способы работы с полученным текстом

Ученики предлагают способы подбора информации, и способы работы с текстом.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель раздает информационные карты.

Формулирует задание.

Проанализируйте текст и определите, через какие слои Земли пролегал наш путь.

Критерии

1. Аккуратность

2. Четкость и краткость изложения.

3. Наличие дополнительных характеристик для каждого слоя.

4. Оценка полученного результата (устно)


Итак, представим себе, что мы оказались в кабине «Земля 1», и начнем свое удивительное путешествие к центру Земли.

Ученики получают информационные карточки и выбирают способ выполнения задания

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

«Стоило только раздвинуть верхний слой травы и корней, как нам открылся первый слой твёрдой оболочки Земли.

Толщина этого слоя, судя по показателям приборов, может быть очень и очень разной, от 5 км под океанами до 75 км под материками. Но самое важное заключается в том, что в этом слое обитают всякие организмы. Будь то черви и бактерии, кроты и насекомые.

К сожалению, если бы наш бур «Земля 1» мог плавать и нырять, то вместо бурения более чем семидесяти километров породы мы могли ограничиться всего тремя километрами. Да и состав встретился бы нам совсем другой, позволяющий проще проникнуть вглубь.

Но вот пройден первый слой, и мы переходим во второй слой земного покрытия. Пар уже валит от корпуса нашего чудо-бура. Здесь еще твердая, но уже достаточно горячая среда. Наши приборы измерили температуру за бортом , она составляет +800°С , и продолжает расти . Да уж, ней-то уже не выжить ни одному кроту или червяку. Из–за высоких температур вещество в этой среде имеет особое состояние и может перемещаться, но очень медленно. Больше ничего занимательного в этой горячей среде нам найти, видимо, не удастся, а потому можно откинуться на спинку кресла, перекусить и подождать, пока тысячи километров этой среды останутся позади.

Позади уже 2900 км этого странного вещества и температура за бортом неумолимо растет скоро достигнет +2000°С!

Стоп!

За всеми этими красотами мы чуть не пропустили новый слой. Что же здесь?! Приборы зашкаливают. Жизненные показатели на грани. Принято решение выпустить вперед мини - корабль разведчик. Так безопаснее.

Авария! Наш разведчик не выдержал. Переданные данные разрозненны. С определенной достоверностью можно говорить лишь, что радиус этого слоя примерно 3500 км, при температуре около 4000 °С.

Полный назад!

Думаю, наш бур не поможет нам в таком сложном «плавании» сквозь тысячи километров кипящего металла. Да и к тому же с той стороны Земли Тихий океан, а придумать нашей машинке плавники мы как-то не подумали. Так что будем возвращаться назад, а заодно все-таки перекусим.»

Ученики работают с текстом, оформляя полученный результат в соответствии с выбранным планом.


3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель проверяет правильность выполнения задания. Просит учеников прокомментировать выбранный способ оформления ответа и аргументировать свой выбор и оценить его.

Ученики зачитывают полученный результат, дополняя друг друга.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Изучение строения Земли важно с разных точек зрения, но на данном этапе развития важнейшим является поиск и разработка месторождений полезных ископаемых, которые залегают в земной коре. Их делят на твердые, жидкие и газообразные и добывают различными способами, используя во всех сферах жизни человека. Даже наш вымышленный бур «Земля 1» существуй он на самом деле, был бы изготовлен из добытых в земной коре материалов.

Ученики осмысливают процесс решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!