1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока. | Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 1) Какие оболочки Земли вы знаете? 2) Когда возникла Земля? 3) Какова форма и размеры Земли? | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. Предполагаемые ответы 1) литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни) 2) 4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа 3) Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км |
1.3. Создание проблемной ситуации | Многие фантасты рассказывали о забытых цивилизациях или новых мирах, находящихся внутри земного шара. Об этом снимались фильмы и писались рассказы. На самом деле путешествие к центру Земли не менее увлекательно, чем посмотреть на другой мир или на диковинных зверюшек. Представим, что наше путешествие происходит в специальной машине, оснащённой не только мощным буром, прокладывающим наш путь вперёд, но и специальными иллюминаторами, позволяющими видеть, что происходит снаружи, а также уникальными приборами, которые будут проводить анализ окружающей среды. Тогда мы легко сможем увидеть, как машина погружается сквозь осадочные слои почвы, с натугой прогрызается через гранитный слой земной коры и почти вязнет в слое базальтовом. Двигаться вглубь земной коры стоит очень аккуратно и с оглядкой. Даже нашему вымышленному буру «Земля 1» придётся нелегко. | Осознают проблемную ситуацию, переживают невозможность дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель способствует постановке нужной цели и выработки необходимого плана действий, задавая направляющие вопросы. | Ученики помогают поставить цель урока и составить план действий |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Учитель раздает информационные карты и задания ученикам. Предлагает найти оптимальные способы работы с полученным текстом | Ученики предлагают способы подбора информации, и способы работы с текстом. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель раздает информационные карты. Формулирует задание. Проанализируйте текст и определите, через какие слои Земли пролегал наш путь. Критерии 1. Аккуратность 2. Четкость и краткость изложения. 3. Наличие дополнительных характеристик для каждого слоя. 4. Оценка полученного результата (устно) Итак, представим себе, что мы оказались в кабине «Земля 1», и начнем свое удивительное путешествие к центру Земли. | Ученики получают информационные карточки и выбирают способ выполнения задания |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | «Стоило только раздвинуть верхний слой травы и корней, как нам открылся первый слой твёрдой оболочки Земли. Толщина этого слоя, судя по показателям приборов, может быть очень и очень разной, от 5 км под океанами до 75 км под материками. Но самое важное заключается в том, что в этом слое обитают всякие организмы. Будь то черви и бактерии, кроты и насекомые. К сожалению, если бы наш бур «Земля 1» мог плавать и нырять, то вместо бурения более чем семидесяти километров породы мы могли ограничиться всего тремя километрами. Да и состав встретился бы нам совсем другой, позволяющий проще проникнуть вглубь. Но вот пройден первый слой, и мы переходим во второй слой земного покрытия. Пар уже валит от корпуса нашего чудо-бура. Здесь еще твердая, но уже достаточно горячая среда. Наши приборы измерили температуру за бортом , она составляет +800°С , и продолжает расти . Да уж, ней-то уже не выжить ни одному кроту или червяку. Из–за высоких температур вещество в этой среде имеет особое состояние и может перемещаться, но очень медленно. Больше ничего занимательного в этой горячей среде нам найти, видимо, не удастся, а потому можно откинуться на спинку кресла, перекусить и подождать, пока тысячи километров этой среды останутся позади. Позади уже 2900 км этого странного вещества и температура за бортом неумолимо растет скоро достигнет +2000°С! Стоп! За всеми этими красотами мы чуть не пропустили новый слой. Что же здесь?! Приборы зашкаливают. Жизненные показатели на грани. Принято решение выпустить вперед мини - корабль разведчик. Так безопаснее. Авария! Наш разведчик не выдержал. Переданные данные разрозненны. С определенной достоверностью можно говорить лишь, что радиус этого слоя примерно 3500 км, при температуре около 4000 °С. Полный назад! Думаю, наш бур не поможет нам в таком сложном «плавании» сквозь тысячи километров кипящего металла. Да и к тому же с той стороны Земли Тихий океан, а придумать нашей машинке плавники мы как-то не подумали. Так что будем возвращаться назад, а заодно все-таки перекусим.»
| Ученики работают с текстом, оформляя полученный результат в соответствии с выбранным планом. |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель проверяет правильность выполнения задания. Просит учеников прокомментировать выбранный способ оформления ответа и аргументировать свой выбор и оценить его. | Ученики зачитывают полученный результат, дополняя друг друга. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Изучение строения Земли важно с разных точек зрения, но на данном этапе развития важнейшим является поиск и разработка месторождений полезных ископаемых, которые залегают в земной коре. Их делят на твердые, жидкие и газообразные и добывают различными способами, используя во всех сферах жизни человека. Даже наш вымышленный бур «Земля 1» существуй он на самом деле, был бы изготовлен из добытых в земной коре материалов. | Ученики осмысливают процесс решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий. |