Разработка урока геометрии в 10 классе по теме
«Призма и пирамида»
Подготовила учитель математики СШ № 53
Фирсова Наталья Валентиновна
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме;
проверить умения учащихся применять теоретический материал к решению задач;
развивать пространственное и конструктивное мышление;
формировать умение применять приемы сравнения, обобщения и умозаключения, навыки контроля и взаимоконтроля;
воспитывать ответственное отношение к учебному труду и положительный интерес к изучению математики.
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация знаний и умений учащихся.
Методы:
обучения – диалогический;
преподавания – повторительно-стимулирующий;
учения – репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
листы контроля;
карточки с изображением призмы, с задачами, тесты;
компьютеры, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, выполнение домашнего задания, сообщает формы оценивания на уроке.
Цели урока
Сообщаются цели и план урока:
1.Блицопрос (приложение № 1), результаты которого после взаимопроверки заносятся в лист контроля.
2.Задача №1– построение сечения.
3.Тестирование и работа в группах по задачам № 2, № 3. (Приложение
№2 и №3 )
4. Подведение итогов. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Актуализация прежних знаний и способов действий
Блицопрос. На экране высвечиваются вопросы, учащиеся отвечают последовательно на каждый из них. После обмениваются тетрадями – взаимопроверка (правильные ответы на последнем слайде). Вносят баллы друг другу в лист контроля.
Формирование практических навыков
а) Все учащиеся решают авторскую задачу № 1 на построение сечения прямоугольного параллелепипеда. Записывают решение задачи на карточках, затем проверяют вместе с автором задачи по изображению на слайде.
б) Ребята делятся на группы: первая группа рассаживается за компьютеры решать тест, вторая и третья группы решают задачи № 2, № 3.
Те из них, кто раньше справится со своим заданием, сможет решать дополнительную задачу № 4.
После окончания отведенного на решения времени авторы представляют свои задачи для проверки.
Подведение итогов.
Учащиеся подсчитывают свои баллы и заносят их в лист контроля. Учитель спрашивает об уровнях достижений и проводит рефлексию по технологии «Ресторан». Ребята отвечают на вопросы, записывая ответы на листах с клейкой основой, а затем, озвучивая, наклеивают их на планшет.
Домашнее задание
Учащиеся должны найти на предложенном учителем сайте для ЕГЭ две указанные задачи и решить их дома.
Приложение 1
Письменный блиц-опрос:
1) Как называется фигура, состоящая из двух равных многоугольников лежащих в параллельных плоскостях, и n параллелограммов?
2) Как называется отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани?
3) У какой призмы боковые рёбра перпендикулярны к основаниям?
4) Что выражается этой формулой
5) Как называется высота боковой грани правильной пирамиды?
6) Что выражается этой формулой
7) Как называется фигура, состоящая из многоугольника и n треугольников?
8) Что вычисляется по этой формуле
9) Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины пирамиды к плоскости основания?
10) По какой формуле вычисляется площадь боковой поверхности правильной пирамиды?
Приложение 2
Проверь себя
Призма
Диагональ
У прямой
Площадь поверхности призмы
Апофема
Площадь поверхности пирамиды
Пирамида
Площадь боковой поверхности прямой призмы
Высота пирамиды
Sбок = , где р – полупериметр, а а - апофем
Приложение 3
ЗАДАЧА 1
Дан прямоугольный параллелепипед ABCDA1B1C1D1 и точки M, N и L, которые лежат на серединах отрезков B1C1, C1C и AD соответственно. Построить сечение, проходящее через эти точки.
ЗАДАЧА 2
Дана правильная четырёхугольная пирамида SABCD. Найти площадь её сечения, параллельного ребру AB и проходящего через точки M и K, которые являются серединами рёбер AD и BS соответственно; при этом все рёбра пирамиды равны 4 см.
ЗАДАЧА 3
В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1, проведено сечение KNL так, что N є DD1, AK:KD=2:1,
L- середина ребра CD, а высота МN треугольника KNL в 4 раза меньше бокового ребра параллелепипеда.
Найдите площадь его полной поверхности, если AD=9см, CD=6см, а площадь сечения 15√2 см2.
ЗАДАЧА 4
Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с боковой стороной 8см и углом при основании 30◦. Боковая грань, содержащая основание этого треугольника, перпендикулярна плоскости основания, а две другие образуют с ней угол 30◦. Найдите площадь поверхности пирамиды.
Приложение 4
Решения
Задача 1
Задача 2
РЕШЕНИЕ
ML = 4см. NK = 2см т.к. является средней линией треугольника ABS. MN = LK = 2см т.к. являются средними линиями треугольников ADS и BCS соответственно. Проведём высоту NF в равнобедренной трапеции MNKL. MF=1 см. Из прямоугольного треугольника MFN (∟MFN=90⁰): NF²=NM²-MF². NF=√3 см. ER=3 см, как средняя линия трапеции. SMNKL = ER∙NF. SMNKL = 3∙√3 = 3√3 (см²).
Задача 3
Решение
KD=9:3∙1=3(см)
L=6:2=3(см)
Из треугольника KDL(∟KDL=90◦):
K L= √32+32= 3√2 (см)
SKNL=
NМ =
DD1= 4∙10=40(см)
Sб = 2∙(9+6)∙40=1200 (см2)
Sо= 6∙9=54(см2)
Sпов = 2∙54+1200=1308 (см2)
ОТВЕТ: 1308(см²)
З адача 4
CO=8Sin30 = 4(см)
АO=8Cos30 = 4√3(см), АВ=8√3(см)
ON=4√3∙Sin30=2√3(см)
SO=2√3∙tg30=2(см)
SASB=0.5∙2∙8√3=8√3(см2)
(см)
SCSA=0.5∙4∙8=16(см2)
Sб=32+8√3(см2)
Sо=0.5∙8∙8∙Sin120=16√3(см2)
Sпов=32+24√3(см2)