Преобразование графиков тригонометрических функций
(математика, информатика)
Используемые формы педагогической деятельности:
активизация знаний и внимания, беседа, деятельность в группе, создание учебных познавательных и коммуникативных ситуаций.
Тема урока: Преобразование графиков тригонометрических функций с использованием информационно- коммуникационных технологий.
Тип урока: урок формирования новых знаний на основе исследовательской работы.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели:
Информатика | Математика |
Образовательная - |
1. Обобщить ЗУН (знания, умения, навыки) обучающихся по теме «Построение графиков функций с использованием информационных технологий». | 1. Обобщить практические умения и навыки строить и читать графики тригонометрических функций. |
2. Отработать навыки построения графиков функций, записи формул и копирования. | 2. Закрепить умение исследовать поведение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований. |
3. Закрепить навыки работы с листами электронной таблицы, навыки применения маркера заполнения. | 3. Показать связь изучаемых предметов, их влияние друг на друга, взаимопроникновение одного предмета в другой. |
4. Наглядно продемонстрировать обучающимся возможности использования электронных таблиц при изучении темы «Преобразования графиков функций»: для самоконтроля, экономии времени при изучении свойств функций. |
Воспитательная - |
1. Активизировать интерес к получению новых знаний, воспитание культуры применения графических данных, формирование точности и аккуратности при выполнении чертежа. |
Развивающая - |
Показать, что навыки полученные при изучении информатики, можно с успехом применять при изучении алгебры. |
Техническое обеспечение:
Компьютеры.
Проектор.
Раздаточный материал: задания для групп; карточки с заданиями для домашней работы.
Интерактивная доска.
Цветные карандаши.
Методическая цель открытого урока: демонстрация возможностей информационных технологий.
Дидактические принципы урока:
Методика обучения: Использование информационно-компьютерных технологий
Используемые педагогические технологии:
технология проблемного обучения, технология сотрудничества.
Межпредметные связи: математика, информатика, физика.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – знать преобразования графиков тригонометрических функций;
метапредметные – иметь представление о сферах применения функций и их графиков;
личностные – понимание роли преобразований функций и графиков в жизни современного человека.
Основные понятия: синусоида, аргумент, функция.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность | Цель | Оснащение | Временная реализация (мин) |
Преподавателя | Обучающегося |
1. | Организационный момент | Взаимное приветствие преподавателей и обучающихся, контролирует внешний вид, готовность к занятию, отмечает явку студентов. | Группа приветствует преподавателя, староста отдаёт рапорт. | Подготовка студентов к занятиям. | Журнал | (1-2мин) |
2. | Мотивационный этап, целеполагание | Сообщает тему, цели и задачи урока, (слайд1) мотивирует студентов, устанавливает приоритеты при изучении новой темы. | Слушают, осмысливают тему, цели и задачи урока | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы. | | (1-2 мин) |
3 | Актуализация знаний, настрой на восприятие и осмысление нового | Фронтальный опрос Вопросы: 1.Как называется график функции у=sinx, y=cosx? 2. На каком предмете вы сталкивались с синусоидой? В каких областях используется построение синусоиды? 3. Упростите выражения: (слайд 2) | отвечают на вопросы | Концентрация внимания, активизация мыслительной деятельности студентов | Интерактивная доска, компьютер | (5- 7 мин) |
4 | Начальная мотивация | На прошлом уроке мы изучали тему «Тригонометрические функции и их свойства и графики» по математике и «Построение графиков функций в Microsoft.Excel». Проверим, как вы справились с домашней работой. Поставить в соответствие каждому графику соответствующую ему функцию (слайд3) | Слушают, выполняют задание. Делают вывод. | Концентрация внимания, Активизация мыслительной деятельности студентов | Интерактивная доска, компьютер | (3-4 мин) |
5. | Постановка проблемного вопроса. | Мы изучили тему «Графики тригонометрических функций y=cosx, y=sinx. Используя программу построения графиков функций, выясните можно ли применить выводы по преобразованиям графиков квадратичной функции в зависимости от коэффициентов к графикам тригонометрических функций. Для этого выполним исследовательскую работу. | Выдвигают гипотезу. | Концентрация внимания, Активизация мыслительной деятельности студентов | Компьютеры, тетради, цветные карандаши. | (2 мин) |
6 | Исследовательская работа студентов | Группа делится на 8 групп для исследовательской работы. Каждой группе выдается карточка с заданием | Работают над поставленной проблемой, делают выводы и готовятся к устному выступлению. | Обобщение и систематизация учебного материала, формирование умений и навыков при работе в Microsoft.Excel. | Компьютеры, тетради, цветные карандаши. | (10-12 мин) |
7 | Защита исследовательской работы | Заслушиваются представители от каждой группы. | Обучающиеся демонстрируют результаты своей работы на бумаге и на компьютерах, делают выводы. Проверяют на интерактивной доске.(слайд 4) Другие обучающиеся записывают результаты исследований и выводы в таблицу. (слайд 5)
| Подтверждение гипотезы. | Интерактивная доска, компьютер | (7-9 мин) |
8 | Подведение итогов | Анализ хода выполнения и результатов работы, выводы по основным вопросам темы (ошибки, причины), выставление оценок. | Обучающиеся слушают, делают вывод и анализируют итоги урока | Развитие эмоциональной устойчивости, дисциплинированности | журнал | (3 мин) |
9 | Сообщение домашнего задания | Выдает и объясняет задание. | Слушают и записывают. | Закрепление знаний по теме | журнал | (1 мин) |
10 | Рефлексия | Выдает задание: Постройте график функции у=2cos(x-) одним из следующих цветов, которые на ваш взгляд соответствуют вашему настроению от проделанной вами работы Красный - отличное Зеленый - хорошее Синий - удовлетворительное | Слушают и выполняют задание | Закрепление знаний по теме | Тетради и компьютер | (3 мин) |
Приложение 1
Задания для исследовательской работы:
1 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов y sinx, y=sinx+a, (рассмотреть случаи для a0 и a
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
2 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y=cosx, y=cosx+a, (рассмотреть случаи для a0 и aНа основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
3 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y = sinx, y=ksinx, (рассмотреть случаи для k1 и и 0k
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
4 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y=cosx , y=kcosx, (рассмотреть случаи для k1 и 0k
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
5 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y = sinx, y=sin kx, (рассмотреть случаи для k1 и 0k
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
6 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y=cosx, y=cos kx, (рассмотреть случаи для k1 и 0k
На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение1
7 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y = sinx, y=sin(x+b), (рассмотреть случаи для b0 и bНа основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 1
8 группа
Постройте графики функций данного вида и проследите как изменяется вид графика в системе координат в зависимости от коэффициентов. y=cosx, y=cos(x+b), (рассмотреть случаи для b0 и bНа основе полученных результатов сделать соответствующие выводы о преобразованиях графиков тригонометрических функций.
| Функция | Преобразование графика y=f(x) |
1. | y=f(x)+a | a0 | |
a | |
2. | y=f(x+b) | b0 | |
b | |
3. | y=kf(x) | k1 | |
0 | |
4. | y=f | 0 | |
k1 | |
Приложение 2
Домашнее задание
Вариант 1
Построить график функции
Сместить график функции по оси Ox вправо на 2 единицы
Растянуть полученный график от оси Oy c коэффициентом 2
Вариант 2
Построить график функции
Сместить график функции по оси Oy вверх на 2 единицы
Сжать полученный график к оси Oy c коэффициентом 2
Вариант 3
Построить график функции
Сместить график функции по оси Ox влево на 2 единицы
Сжать полученный график к оси Ox c коэффициентом 2
Вариант 4
Построить график функции
Сместить график функции по оси Oy вниз на 2 единицы
Растянуть полученный график от оси Ox c коэффициентом 2