СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по всемирной истории в 6 классе: ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (X-XIII ВВ.)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ:

  • создать условия для определения и усвоения учащимися особенностей развития феодального строя в  Западной Европе в  период Высокого средневековья, способствовать  формированию умений выделять особенности взаимоотношений между сословиями.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить учащихся с основными сословиями Западной  Европы Высокого средневековья;
  • усвоить основные термины по теме;
  • раскрыть особенности их жизни и взаимоотношений.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по всемирной истории в 6 классе: ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (X-XIII ВВ.)»

Тема: Феодальный строй в Западной Европе (X-XIII вв.)

Цель: создать условия для определения и усвоения учащимися особенностей развития феодального строя в Западной Европе в период Высокого средневековья;

способствовать формированию умений выделять особенности взаимоотношений между сословиями;

содействовать процессу усвоения терминов по теме;

Задачи:

Оборудование:

Тип урока: усвоения новых знаний



Ход урока:

I. Организационный момент.

Вхождение в урок.

Проверка домашнего задания:

Учащиеся читают эссе на темы:

«Переход от бенефиция к феоду был неизбежен?»

«Феодальная раздробленность – причина или следствие начала эпохи Высокого средневековья?»

По теме эссе другие учащиеся задают вопросы, итоговый вопрос задает учитель – «Была ли феодальная раздробленность неизбежна?».

Следуют утвердительные ответы с объяснением своей позиции.

Учитель: Решили ли вы проблему – зачем был нужен феод, если он ослаблял власть правителя?

( Если в эссе не прозвучало предположение, учащимся задается наводящий вопрос – представить ситуацию, в которой бенефиций продолжает существовать).

Вывод учащихся – правитель оказывался под давлением и не мог не уступить требованиям превратить бенефиций в наследственное владение.

Учитель: Давайте вспомним известные нам причины феодальной раздробленности (дети выбирают из списка черные строки и объясняют выбор)

1.укрепление собственности феодалов на землю

2.господство натурального хозяйства

3.слабость хозяйственных связей между различными областями страны

4.слабость королевской власти

5.междоусобные войны

Целеполагание. Вызов

Учитель: Как видите, у нас остались красные строки, это причины феодальной раздробленности, которые вы не можете объяснить. Причины раздробленности было больше, чем мы увидели на прошлом уроке и сегодня мы разберемся с новыми. Сегодня это одна из задач.

Посмотрите на кластер, составленный вами на прошлом уроке. Там есть представитель сословия, именующийся феодалом. Давайте придадим зрительный образ этому блоку. Перед вами фоторяд, что объединяет этих людей? Почему у них разные титулы? Кто из них главный? Подчиняются все они друг другу или все равны? Есть ли здесь лишние?

Поставьте цель урока - что будем изучать? Ответы: причины раздробленности, отличия и отношения внутри феодального сословия, отношения между феодалами и крестьянами.

Дети ставят цель и записывают в тетрадь.

Изучение нового материала. Осмысление

Учитель: Каждый из вас определил для себя цель, Работаем с текстом и заполняем таблицу – 1 вариант – «Жизнь феодалов», 2 вариант «Жизнь крестьян»

! – особенность, важная информация, термин

+ - положительный момент

- - отрицательный момент

В результате работы учащиеся получают следующую таблицу:


+

!

-

1 вариант

Вассал был предан сеньору

Сильная армия сеньора

Принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал» способствовал усилению отдельных феодалов и развитию феодальной раздробленности

Термины - вассал, сеньор

Слабая власть короля

Вассал защищал только своего сеньора

Вассал был зависим от сеньора и поземельно и лично

2 вариант

Феодальное имение



Господские поля Крестьянские наделы


Повинности

за пользование землей



Оброк

Барщина

Дополнительные

повинности



Феодальная

зависимость

Все земли принадлежали феодалам

Крестьяне не имели собственной земли

Крестьяне выполняли ряд повинностей в пользу феодала

Феодал наказывал и судил крестьян сам

Полная зависимость крестьян от феодалов



Выступают учащиеся от 1 и 2 варианта, остальные заполняют недостающие сведения в таблицу.

В конце работы оба варианта делают выводы

1 вариант: В Высоком средневековье в Европе сложились особые феодальные отношения. Обще­ственной верхушкой стали феодалы. Лишь они были собственниками земли. Поэтому все, кто пользовался землей, зависели от них. Феодалы не были равными по знатности и богатству, а делились на разряды. Сложился строгий порядок подчиненности низших феодалов высшим. Его условно назвали «феодальной лестницей». На этой «лестнице» каждый феодал занимал отведенную ему «ступень», довольствовался той должностью, которая отвечала его знатности.

2 вариант: Положение крестьян в Высокое средневековье было сложным – они были полностью зависимы, не имели в собственности земли и вынуждены были нести бремя повинностей за пользование землей феодала.


Физкультминутка

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч детям по очереди и задаёт вопросы, а учащиеся при броске учителю должны сказать ответ.

  1. Владелец феода? Феодал

  2. Перечислите исторические источники?  Вещественные, письменные, устные, изобразительные.

  3. Три возраста средневековья? Раннее, высокое и позднее средневековье.

  4. Когда пала Западная Римская империя? В 476 году.

  5. Первый король франков? Хлодвиг

  6. Христианские проповедники? Миссионеры

  7. В каком году образовалась империя франков? В 800 году.

  8. Сколько лет продлилось её существование? 43 года.

  9. Назовите религии, которые мы изучили? Христианство, ислам.

  10. Чем прославились арабы? Внесли огромный вклад в математику, астрономию, медицину, поэзию.

 

Учитель: пришло время вернуться к заданию по определению причин феодальной раздробленности, допишите 2 и 3 причины в одну из колонок таблицы и объясните выбор.

Учащиеся добавляют «натуральное хозяйство» и «слабость хозяйственных связей между различными областями страны» в « феодалам (способствует феодальной раздробленности и усилению феодалов)


Озвучь картинку: на экране набор картинок из жизни крестьян и феодалов в Высоком средневековье. Составьте рассказ по этим картинкам.

Домашнее задание: Мы сегодня познакомились с различными терминами и определениями, поэтому дома вам нужно составить в тетради кроссворд из 10 слов для другого учащегося (правильные ответы на другом листочке)

Размышление.

Закрепление: соотнесите пословицы и поговорки с изученной сегодня информацией и объясните свой выбор:

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет (о жизни феодалов и крестьян)

Земелька черная, а белый хлеб родит (о занятиях крестьян)

На чужой работе и солнце не движется (о барщине)

Барин — за барина, мужик — за мужика (о сословиях и отношениях внутри них)

Белые ручки чужие труды поедают (взаимоотношения феодалов и крестьян)

Живут — не жнут, а хлеб жуют (взаимоотношения феодалов и крестьян)

Хлеб да вода - крестьянская еда (о жизни крестьян)

Крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола (крестьянские повинности в пользу феодала)

Чья земля, того и хлеб (про оброк)

Праздники частые, а руки одиноки (о жизни феодалов)


Рефлексия

Комментированное выставление отметок -



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!