СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по учебной дисциплине "основы обществознания" по теме "Человек как продукт биологической и социальной революции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по учебной дисциплине "основы обществознания" по теме "Человек как продукт биологической и социальной революции"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Строгановский колледж»

филиал г. Оханск



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

_________________ Т. Л. Кузьмина

___________________20_____г.










Методическая разработка

открытого урока по учебной дисциплине

ОДБ. 1 «Основы учебных знаний»

Раздел «основы обществознания»

по теме «Человек как продукт биологической и социальной эволюции»








Преподаватель: Чазова

Татьяна Николаевна








Оханск, 2022



Тема урока: Человек как продукт биологической и социальной эволюции.

Дата проведения: 22 декабря 2021 года

Группа: № 33, «Повар, кондитер», 1 курс.

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока: - дать понятие «человек»

- характеристика понятий «антропогенез» и «социогенез»

- сформировать у студентов представление о том, какие факторы повлияли на развитие антропосоциогенеза в ходе эволюции человека

- сформулировать ответ на вопрос: в чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

Виды деятельности:

- объяснение нового материала с использованием презентации по теме урока;

- самостоятельная работа студентов с учебником;

- подготовка студентами в группах публичного выступления.

Ход урока:

Слово преподавателя:

- запись в тетради темы урока: Человек как продукт биологической и социальной эволюции - Слайд 1

Слайд 2. Говорят, древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днём, высоко подняв над головой зажжённый фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали:

-Кого ищешь, Диоген?

-Ищу человека, - отвечал философ.

Так что же такое человек?

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек — это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции.

Слайд 3.

Человек весь соткан из парадоксов.

Человек – животное, но существует не в природе, а в обществе

У него есть инстинкты, но руководствуется он прежде всего разумом

Человек рождён в природе, но пытается подчинить её себе

У человека есть разум, но есть и бессознательное

Слайд 4.

Теории происхождения человека.

Божественное происхождение – весь мир, в том числе человек является творением Бога, Бог создал человека по своему образу и подобию

И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»

Слайд 5.

Выделение человека из животного мира

В науке преобладает теория происхождения человека из животного мира, основанная на теории Ч.Дарвина о происхождении видов, а также версия, что труд и эволюция процесса труда привели к появлению человека разумного (homo sapiens)

- Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Слайд 6.

Космическое происхождение человека

(происхождение всего живого из космоса или теория, согласно которой мы все являемся предками космических пришельцев)

С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Слайд 7.

В чем отличие человека от животных?

Поведение животных генетически запрограммировано

Животное рождается с определенным набором инстинктов

Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может

Человек может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним

Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии.

Слайд 8.

В чем же причина такого отличия?

Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими — самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога, когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязвимо.

Почему именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным воздействовать на природу?

Слайд 9.

Человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми

Человек – существо социальное, общественное

Взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано на личных отношениях, а не на инстинктах

В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.

Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет.

Слайд 10.

В ходе выделения человека из животных протекало два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез — становление общества.

Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.

Слайд 11.

Развитие человека.

Слайд 12.

Биологические и социальные начала в человеке

Человек существо биосоциальное

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид homo sapiens . Природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: кровеносная, мышечная, нервная и другие системы.

Человек как существо социальное неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание разум, свобода и ответственность.

Слайд 13.

Сравнение двух начал в человеке.

Слайд 14.

Факторы, повлиявшие на процесс антропосоциогенеза:

Использование и производство орудий труда

Появление и развитие языка

Использование огня

Слайд 15.

Задание:

Стр. 59 – 60

Прочитать материал учебника и подготовить сообщение (1- 2 мин.) на тему:

Каким образом вышеперечисленные факторы повлияли на развитие антропосоциогенеза?

1) Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда. Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, например, за обладание пропитанием.

Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.

Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде.

Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутристадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и даже самопо - жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной обшине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.

2) Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции. Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметнопрактической деятельностью людей.

3) Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологи - ческих параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например, национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.

Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении.

В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения.

Слайд 16.

Концепции сущности человека:

Биологизаторская

Утверждение первичности биологических начал в человеке

Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.

Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч. Дарвина.

Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социал- дарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.

Социологизаторская

Абсолютным считается социальное начало человека

Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.

Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.

Слайд 17.

В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно.

Слайд 18.

В чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

  • Влияние научно-технического прогресса:

  • загрязнение окружающей среды

  • экологические проблемы

  • стрессы

Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны.

Слайд 19.

Влияние научно-технического прогресса:

Ограниченные возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования – появление новых болезней, загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов с применением ГМО - возможные мутационные изменения следующих поколений людей

Единство биологического и социального в человеке — это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей.

Слайд 20.

Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.

Домашнее задание: Немецкий биолог Э.Геккель писал в 1904 г.: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют...

Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному».

В чем автор видит отличие человека от животных?

Чем, по его мнению, отличаются высшие и низшие расы?

Какую концепцию сущности человека представляет автор?

Свой ответ объясните. 

Рефлексия, выставление оценок за работу на уроке.
















Отзыв об уроке

Преподавателя – Чазовой Татьяны Николаевны

по учебной дисциплине – основы обществознания (раздел УД. 1 «основы учебных знаний)

Дата проведения занятия: 22 декабря 2021 г.

Группа: № 33 (Повар, кондитер), 1 курс

Время, отведенное на занятие: 45 минут

Тема урока: Человек как продукт биологической и социальной эволюции.

Цели:

- дать понятие «человек»;

- характеристика понятий «антропогенез» и «социогенез»;

- сформировать у студентов представление о том, какие факторы повлияли на развитие антропосоциогенеза в ходе эволюции человека;

- сформулировать ответ на вопрос: в чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

Виды деятельности:

- объяснение нового материала с использованием презентации по теме урока;

- самостоятельная работа студентов с учебником;

- подготовка студентами в группах публичного выступления.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Вид урока: урок объяснения новой темы

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний о человеке как продукте эволюции.

Оборудование:

- учебники;

- индивидуально-дифференцированные карточки с заданием;

- презентация Microsoft Offis PowerPoint.

Структура и тип урока полностью соответствуют целям, поставленным на занятии. Учебный материал соответствует программе. Реализация основной дидактической цели достигнута. На уроке была обеспечена мотивация и принятие студентами цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Методы, отобранные педагогом, оптимально подобраны под содержание дидактической задачи. Преподаватель обладает глубокими знаниями по данной теме, в изложении материала хорошо прослеживалась логика и последовательность. Речь преподавателя – четкая и уверенная.

Татьяне Николаевне удалось вовлечь студентов в основные мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, систематизация). В устных вопросах и практических заданиях были использованы средства развития творческого мышления. Самостоятельная работа обучающихся показала, что материал усвоен, проявились заинтересованность и активность студентов. Стиль общения педагога и студентов – доброжелательный, поддерживалась культура речи, наблюдался явный авторитет педагога. Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.


Заместитель директора _______________________ Т. Л. Кузьмина


Методист ____________________________ Н. И. Мачалина





Самоанализ урока по учебной дисциплине УД. 1 «Основы учебных знаний», раздел «основы обществознания»

Тема урока: Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Вид урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний об имени существительном.

Цели:

- дать понятие «человек»;

- характеристика понятий «антропогенез» и «социогенез»;

- сформировать у студентов представление о том, какие факторы повлияли на развитие антропосоциогенеза в ходе эволюции человека;

- сформулировать ответ на вопрос: в чем проявляется единство биологического и социального в человеке?

Виды деятельности:

- объяснение нового материала с использованием презентации по теме урока;

- самостоятельная работа студентов с учебником;

- подготовка студентами в группах публичного выступления.

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Вид урока: урок объяснения новой темы

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение знаний о человеке как продукте эволюции.

Планируемые результаты:

Деятельностные:

формировать коммуникативные качества учащихся через организацию их работы в группах, создать условия для развития познавательного интереса к предмету через различные виды деятельности на уроке

Коммуникативные:

обеспечение возможности сотрудничества: умения слышать, слушать и понимать партнёра, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с преподавателем, так и со сверстниками, работа с информацией, построение вопросов

Регулятивные:

- целеполагание, самоконтроль, самооценка .

Свой урок я построила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникабельные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Человек». На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание уроке я включила элементы обучения учащихся универсальным учебным действиям.

В устных вопросах и практических заданиях были использованы средства развития творческого мышления. Самостоятельная работа обучающихся показала, что материал усвоен, проявились заинтересованность и активность студентов.

Урок достиг целей, представляет целостную систему с полным набором элементов. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения прочные и обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.


Преподаватель Т. Н. Чазова



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!