6
Конспект урока.
Тема: «Великое чувство!»
Цели урока:
1. обучающая: повторить и закрепить биографические сведения о Некрасове; выяснить при чтении стихов наизусть степень понимания смысла и восприятия прочитанного стихотворения; познакомить с трехсложными размерами стиха на примере стихов Некрасова; закрепить изученный материал по творчеству поэта.
2. развивающая: развивать умение анализировать стихотворный текст и выразительно его читать; сопоставлять факты биографии со смысловыми особенностями стихотворения; умение работать с учебником.
3. воспитывающая: глубокое чувство уважения к матери; стремление к вдумчивому чтению и осмысленному пониманию стихотворного текста; бережное отношение к близким.
Оборудование: доска, учебник, презентация.
План урока:
I. Повторение изученного материала (что нового узнали о Некрасове? Какое стихотворение анализировали?).
II. Проверка домашнего задания (чтение стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» у доски наизусть).
III. Работа в тетради по теории литературы: объяснение учителем трехсложных размеров стиха:
дактиль;
анапест;
амфибрахий
IV. Беседа по стихотворению «Великое чувство! У каждых дверей…».
V. Выводы по 2-м урокам и заключительное слово о Некрасове.
VI. Домашнее задание.
I. (слайд 1) Ребята, сегодняшним уроком мы будем прощаться с Николаем Алексеевичем Некрасовым, но мне бы хотелось, чтобы у вас в памяти и в душе осталось великое чувство (обращение к теме урока) прикосновения к стихам замечательного русского поэта, чтобы при произнесении имени Некрасова вы вспоминали, как легко учились его стихи, и с какой силой чувств они создавались. А в конце урока мы с вами попытаемся ответить на вопрос: какое же великое чувство поэт имел в виду.
Он очень рано испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его Поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье. Некрасов много писал о безрадостном детстве маленьких тружеников, с большой теплотой рассказывал о крестьянских детях, был певцом народа-пахаря и видел, как тяжела жизнь женщины-крестьянки. Поэт высоко ценил душу русской женщины-матери за ее терпение, силу и доброту.
- Ребята, скажите, какие стихотворения Н.А.Некрасов посвятил теме материнской любви и сыновнего чувства к ней? Давайте проверим, все ли вы назвали произведения, которые я вам напоминала на прошлом уроке? (слайд 2).
- А как вы думаете, почему Н.А.Некрасова так волновала эта тема? Что у него связано с именем матери? (слайд 3).
Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. Она многое терпела от своего мужа-деспота. С детства Некрасов видел страдания любимой матери. Поэт тяжело переживал ее смерть и винил в ней отца.
– Я очень рада, что авторы учебника выбрали именно эти стихи Некрасова для вас, учеников 6 класса, когда для вас слово «мама» очень привычно и обыденно. Но именно сейчас, когда вы еще не очень большие, пора задуматься о вашем отношении к маме. О том, сколько она для вас делает, ничего не требуя взамен. В этом нам и поможет творчество Некрасова.
- Сегодня на уроке вы узнаете об еще одном стихотворении Некрасова на эту тему, и ваша задача – понять, с каким чувством он писал его. Еще на этом уроке вам предстоит не только вспомнить, о чем мы говорили на предыдущем уроке, но и немного побыть литературоведами, учеными, ведь мы с вами будем изучать размеры стиха. Конечно же, Некрасов писал свои произведения душой, вдохновением, чувством. Но ученым все-таки хочется узнать, как ему это удалось. Несмотря на то, что прошло уже около 200 лет, при чтении его стихотворений мы испытываем те же чувства, что и поэт.
II. – Дома вы учили стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Какие трудности у вас возникли при этом? Какие слова были непонятны? Как вы поняли, что такое жбан?
Жбан – это деревянный сосуд, кувшин с крышкой для напитков или воды (слайд 4).
Чтение наизусть стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» – 2 учащихся с комментарием оценки по тексту стихотворения (слайд 5).
III. – (слайд 6) Ребята, а знаете ли вы каким размером написано это стихотворение? А какие вообще размеры стихотворения вы знаете?
Двусложные размеры стиха:
ямб –
хорей –
– Итак, мы вспомнили двусложные размеры стиха. Давайте узнаем, каким размером написано стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Это стихотворение состоит из семи трехстиший и двух четверостиший. Написано дактилем с его характерной интонацией причитания. Первые две рифмующиеся строки трехстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Прочитайте в учебнике, что такое дактиль! (с. 339). Давайте запишем это в тетради, как делают настоящие ученые-исследователи.
Дактиль – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
– Прочитайте в учебнике, что такое анапест! (пример стихотворения – слайд 7+ запись в тетради).
Анапест – трехсложная стопа, в которой два первых слога безударные, последний – ударный.
– Прочитайте в учебнике, что такое амфибрахий! (пример стихотворения – слайд 8 + запись в тетради).
Амфибрахий – трехсложная стопа, в которой два первых слога безударные, последний – ударный.
IV. – А сейчас мы с вами прикоснемся к еще одному шедевру некрасовской лирики. Я хочу, чтобы вы прочитали его про себя и постарались понять, какое же Великое чувство имеет в виду поэт? (учитель опять подходит к доске и напоминает о теме и задаче урока).
Дети читают стихотворение «Великое чувство! У каждых дверей…» про себя.
- Кто хочет ответить на вопрос темы урока?
– Какое чувство оно вызывает? О чем оно? Какая строчка самая главная? Почему?
«Великое чувство!», потому что у человека перед смертью проносится вся жизнь, и он хочет унести с собой самое дорогое и ценное, поэтому вспоминает мать. Она принимала и любила его таким, какой он есть: с его недостатками, ошибками.
– Так что значит для Некрасова великое чувство? О каком чувстве поэт утверждает?
Для Некрасова великое чувство – это любовь к матери. Человек в трудные минуты и даже, находясь при смерти, думает и вспоминает всегда о матери.
– Неслучайно Некрасов говорит здесь о смерти (слайд 9). Посмотрите на картину И.Н. Крамского «Некрасов в период «Последних песен». И сам поэт знал, что скоро умрет, и художник это знал – болезнь была неизлечима. Поэтому Некрасов ловил каждое мгновение жизни, которая в нем угасала. А художник работал по 15-20 минут в день, т.к. Некрасову было тяжело. Крамской сначала хотел изобразить рядом с поэтом самые дорогие ему вещи: ружье, сидящую рядом любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни - с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи. И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни охотничье ружье, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти - он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством.
V. Н.А. Некрасов в последний период своего творчества, находясь в предсмертном состоянии, обращается к теме женщины-матери. Поэт высоко ценил душу русской женщины-матери за ее терпение, силу и доброту.
VI. Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение Некрасова «Великое чувство! У каждых дверей…», прочитать в учебнике статью о трехсложных размерах на странице 339-340.