СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по творчеству Н.А. Некрасова. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по творчеству Н.А. Некрасова. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».»

Конспект урока

Тема: Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…».

Цели урока:

1. обучающая: расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя; подготовить ребят к осмыслению и анализу стихотворения; пробудить чувство жалости к простому народу, ненависть к угнетению, сочувствие русской женщине-крестьянке, измученной тяжелой работой и нуждой.

2. развивающая: развивать навыки работы со стихотворным текстом, навыки выразительного чтения стихотворения; развитие устной речи.

3. воспитывающая: помочь ребятам задуматься о том, что хотя человек нелюдим и скрытен, он может быть хорошим и отзывчивым к чужому горю.

Оборудование: презентация.


План урока:

I. Вступительное слово о Некрасове (стихотворения, изученные ранее).

II. Выразительное чтение учителем стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…». Беседа с классом – выявление первоначального восприятия стихотворения (какие чувства вызвало стихотворение).

III. Разбор прочитанного стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…»:

  • образ русской женщины-крестьянки в представлении учащихся (устное словесное рисование);

  • обращение к репродукциям картин Венецианова «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето»;

  • разбор стихотворения по строфам

IV. Выводы по уроку.

V. Домашнее задание.






I. – Ребята, вспомните о каком писателе мы говорили с вами на двух предыдущих уроках?

Мы говорили об Иване Сергеевиче Тургеневе.

– А о каком рассказе мы вели речь?

Мы анализировали рассказ «Бирюк».

– О ком этот рассказ? О каких людях писал Тургенев?

В этом рассказе Тургенев показал простого мужика, крепостного и бедного. Писатель достоверно рисует картины народной жизни, ничего не приукрашивая, испытывает сочувствие к простому народу. Крестьяне, по мнению Тургенева, способны откликаться на чужое горе и страдания, чувствовать и понимать прекрасное, любить природу.

– Сегодня на уроке мы поговорим об еще одном писателе и поэте, которому тоже была небезразлична судьба простого народа, судьба крестьян – это Николай Алексеевич Некрасов. Запишите в тетради тему урока и годы жизни поэта.

Николай Алексеевич Некрасов происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова – Алексей Сергеевич. Это был человек настоящий деспот и тиран. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой Николая Алексеевича. Приезд исправника в деревню всегда знаменовал собой что-нибудь невеселое: мертвое тело, выбивание недоимок и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

Мать Некрасова – Александра Андреевна, человек очень мягкий и ранимый, скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства. Она многое терпела от своего мужа-деспота. Поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды.

Детство Некрасова прошло в родовом имении, деревне Грешнево, на Волге. Здесь же, еще ребенком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Их изнурительный, безрадостный труд волновал впечатлительного мальчика до слез. Очень рано он испытал то острое сочувствие к людским страданиям, которое и сделало его великим русским поэтом-гражданином. Он посвятил всю свою жизнь борьбе за освобождение народа, за его счастье (стихотворение «На волге»).

Некрасов много писал о безрадостном детстве маленьких тружеников, об их голодной и нищей жизни – стихотворение «Плач детей». С большой теплотой писал Некрасов о крестьянских детях, которых он хорошо знал и любил за любознательность, живость ума, находчивость, трудолюбие – стихотворение «Крестьянские дети». Он был певцом народа-пахаря…И видел Некрасов, как тяжела его жизнь, слышал, как стоном стелется его бесприютная тоска над нескончаемым простором лугов и полей… - стихотворение «Несжатая полоса».

Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Некрасов высоко ценил в русской женщине её энергию, силу характера и духовную красоту. Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как «Родина», «Внимая ужасам войны...», «Орина, мать солдатская», «Мать»; теме страдания женщины посвящены стихотворения «Тройка», «Крестьянка», «Еду ли ночью по улице тёмной...», поэма «Мороз, Красный нос» и другие произведения Некрасова. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимой матери. Поэт тяжело переживал ее смерть и винил в ней отца... Но наиболее ярко и полно эта тема раскрывается в стихотворении Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...», написанном в 1862 г. В нем поэт рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки.

II. Выразительное чтение учителем стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…».

– Ребята, вы прослушали стихотворение. Скажите, какие чувства у вас оно вызвало?

Чувство жалости, сострадание к женщине-крестьянке.

– О ком это стихотворение? Какой образ показывает нам Некрасов?

Это стихотворение о женщине-крестьянке, которой приходится много трудиться, о тяжкой женской доле повествует стихотворение.

  • образ русской женщины-крестьянки в представлении учащихся (устное словесное рисование)

– Какой вы себе представляете русскую женщину-крестьянку?

Полная женщина, с красными щеками от жары, капли пота выступают на ее лице, с растрепанными волосами. Она одета в длинную до пяток юбку, в белую рубашку с закатанными рукавами, в руке держит серп. Волосы растрепались в разные стороны. Солнце беспощадно палит.

  • обращение к репродукциям картин Венецианова «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето»;

– Такой женщину-крестьянку представляете себе вы, а теперь давайте обратимся к картинам Алексея Гавриловича Венецианова: «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето» и посмотрим, каким же видит ее художник? Опишите, что вы видите на этих картинах? Какие краски использует художник? Чем похожи эти 2 картины?

Работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Картина «На жатве. Лето» отличается лиро-эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета – пору деревенской страды – со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

– Ребята, давайте теперь вернемся к стихотворению. Когда написано стихотворение? А знаете ли вы, какое знаменательное историческое событие произошло к этому времени?

Стихотворение датировано 1862-1863 гг. В 1861 г. в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усиливавшиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права.

  • разбор стихотворения по строфам

– Стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» рассказывает о трудной доле русской женщины-матери. Тяжела крестьянская работа. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова «страдать» – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение).

– Выразительное чтение двух первых трехстиший. Что мы узнаем из первой строчки стихотворения?

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия.

– В каких строчках звучит главная тема стихотворения? Каков образ матери в этих строчках? Имеет ли он конкретные черты или предельно обобщен?

В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: «...всевыносящего русского племени многострадальная мать!»

Лексическая работа.

– Какова лексика этих строчек? Какие звуки создают напряженное звучание?

Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками «с» и «щ», ударение на последнем, ключевом слове мать передают предельный накал чувства.

– Что описывает поэт в третьем трехстишии?

За ним следует описание пейзажа, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках («всевыносящего», «многострадальная»), напряжение сохраняются: «зной нестерпимый», «солнце нещадно палит».

– Выразительное чтение фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!». Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течет градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок. Здесь автор уже переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней «колыхается» целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон «жалит, щекочет, жужжит». Само звучание этих слов действует подавляюще. Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

– Выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!». Как меняется лексика в этих трехстишиях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

Лексическая работа.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как «баба», «косуля», слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ноженька, полосынька, косыньки делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

– Выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском пополам?..». Какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вместо «бедной бабы» вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении. А в последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой «канут... всё равно».

– Как вы думаете, с какими произведениями сближают стихотворение Некрасова повторы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Повторы («Доля ты! – русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, / Пой, терпеливая мать!..»), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (долюшка, косуля, ноженька, полосынька, растрепалися, косыньки) роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

IV. Выводы по уроку: Тема русской женщины-матери являлась наиболее важной в творчестве Н.А. Некрасова. В стихах, посвященных этой теме, нашла отражение гражданская позиция поэта: сочувствие к простому народу, ненависть к угнетению, стремление к свободе.

V. Домашнее задание: выучить стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!