СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка урока «Основ светской этики» по теме «Совесть» может быть использована и во внеклассной работе, при проведении классного часа. Целью данного урока является  развитие у учащихся представлений о таких важных нравственных категориях, как совесть, стыд, раскаяние; формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представлений учащихся об ответственности за свои поступки. Представленная разработка урока «Основ светской этики» по теме «Совесть» может быть использована и во внеклассной работе, при проведении классного часа. Целью данного урока является  развитие у учащихся представлений о таких важных нравственных категориях, как совесть, стыд, раскаяние; формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представлений учащихся об ответственности за свои поступки. 

Просмотр содержимого документа
«Приложения 1-4 урок 23 совесть»

Приложение № 1


Найдите в пословицах ключевое слово

  • К кафтану совести не пришьешь

  • Богатый совести не купит, а свою погубит

  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека

  • Волосом сед, а совести нет


Приложение № 2







5







1



3





2






С

О

В

Е

С

4 Т

Ь
























Вставьте пропущенные слова в таблицу кроссворда


  • 1. Всякому своя …?... дорога (честь)

  • 2. С честью выполняй свой …?... (долг)

  • 3. Бесчестье хуже чем …?… смерть)

  • 4. Без …?... чести не получишь (труд)

  • 5. Береги …?… снову, а честь смолоду (платье)


Приложение № 3


Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями «стыд» и «совесть»

  • Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла

(Словарь Брокгауза и Ефрона)

  • Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом

(Словарь по общественным наукам)

  • Совесть - это стыд перед самим собой

(Демокрит)


Приложение № 4


«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек…

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.


Просмотр содержимого документа
«Урок 23 Совесть»


13






МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа Краснозёрский район, Новосибирская область




«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»


УРОК № 23 «Совесть»

Класс: 4







Учитель истории, обществознания, МХК, ОРКиСЭ

Стаж педагогической работы: 38 лет

Наличие квалификационной категории: высшая


















с. Полойка

Пояснительная записка

«Основы религиозных культур и светской этики»

УРОК № 23 «Совесть» Модуль: «Основы светской этики»

Аннотация

На фоне бездуховности и безнравственности, которая царит сегодня в нашем обществе, у школы слишком много конкурентов в борьбе за души детей (одно только телевидение чего стоит). Современные дети более прагматичны и циничны, человек совестливый, способный тонко чувствовать, выглядит сегодня особым существом среди себе подобных, он – отклонение от нормы, часто смешон для всех остальных. Вот и формируется у подростка представление о том, что совесть мешает жить по законам современного общества. Но при этом подростковый возраст – это пока ещё время, когда у ребёнка сильно стремление к справедливости и честности, когда он нуждается в героях для подражания, но часто не может оценить свои и чужие поступки. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. Поэтому тема урока «Совесть», на мой взгляд, является одной из важнейших тем курса «Светская этика»

Цель: развитие у учащихся представлений о таких важных нравственных категориях, как совесть, стыд, раскаяние; формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представлений учащихся об ответственности за свои поступки.


Задачи:

1. Обучающие:

  • продолжать развитие умения анализировать художественные произведения, документы;

  • формировать навыки работы с этическими понятиями.



2. Развивающие:

  • продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе, работе с разными источниками информации;

  • обучение элементам творческой деятельности.

3. Воспитывающие:

    • содействовать воспитанию личности, способной к рефлексии, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

    • формировать умение критически относиться к себе, анализировать и давать честную оценку своим поступкам;

    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, раскаяние.

Оборудование: Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 -5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010; мультимедийная презентация, раздаточный материал с текстами, кубик выбора заданий, фрагмент музыки Гершвина «Летний день»

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: групповая, коллективная, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, эвристическая беседа, работа с понятиями, проблемное задание, кластеры, чтение со стопом, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.

Ход урока

  • I. Организационный момент.

  • II. Актуализация знаний по теме урока. Совместное формулирование темы и задач урока

  • III. Изучение новой темы. План:

    • Что такое совесть (словарная работа с ключевым понятием темы).

    • «Слова-друзья», «слова-враги» (работа в группах: кластеры).

    • Работа с текстом (чтение со стопом: притча «Угрызения совести»).

    • Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда)

    • Работа с текстом (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»).

    • «Голос совести» (ситуации выбора).

    • Тренинг «Упражнения для совести»

а) «минута раскаяния»

б) «минута прощения»

  • IV. Закрепление изученного материала

  • V. Домашнее задание

  • VI. Подведение итогов урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Материалы к уроку

Предполагаемый результат

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме урока. Совместное формулирование темы и задач урока






III. Изучение новой темы.

1. Что такое совесть (словарная работа с ключевым понятием темы).





























2. «Слова-друзья», «слова-враги» (работа в группах. Кластеры).



3. Работа с текстом (чтение со стопом притчи «Угрызения совести»).





















4. Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда)




5. Работа с текстом (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»).








































6. «Голос совести».

Ситуации выбора.











7. Тренинг «Упражнения для совести»



































а) «минута раскаяния»














































б) «минута прощения»









































IV. Закрепление изученного материала







V. Домашнее задание








VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия.




Даются задания:

1. Найти в пословицах ключевое слово.

2. Проверка домашнего задания: ответ на вопрос «Какие ещё пословицы и поговорки о совести вы знаете?»

3. Разгадать кроссворд с пословицами

4. Сформулировать тему урока.




1. Даётся задание: как св. Дорофей определяет значение понятия «совесть»? (Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества

(Св. Дорофей)

2. Предлагается работа со словарём и учебником.

Задания: А) дать определение понятия «совесть»

Б) попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями «стыд» и «совесть»

В) в каком из представленных понятий наиболее точно определена эта разница.

Подведение итогов высказываниям учащихся.






Деление класса на две группы







Даётся задание: Прочитать и озаглавить рассказ-притчу, ответить на вопросы:

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?

(Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)

– Как бы вы озаглавили этот рассказ?

(«Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Осколки совести» и т.п.)


Даётся задание: Какие чувства, эмоции испытывают дети, глядя на картину?

Почему художник назвал картину «совесть»?

Какие средства изобразительного искусства использует художник, чтобы показать, что главный герой картины испытывает муки совести?

Почему второе название этой картины «Иуда»?

Что вы знаете о поступке Иуды?

Рассказ учителя, если дети не знают этой истории, подведение итога беседе: история Иуды является примером того, как иногда угрызения совести становятся настолько нестерпимыми, что человек решает покончить жизнь самоубийством. Именно это произошло с Иудой Искариотом, предавшим Иисуса Христа иудейским первосвященникам: Матфея 27:3-5

Работа с документом (цитата из Евангелия): «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился».

(Евангелие от Матфея 27:3-5)


Беседа:

1. Что чувствовал Иуда, когда в нем заговорила совесть?

2. Что общего в словах половицы и учёного Л. Ландау?

Совесть без зубов, а грызет русская пословица)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)

  • Ребята, а вам когда-нибудь бывает стыдно? Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?

Учитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) ситуация первая.

Б) ситуация вторая

В) игра «Голос совести»

Учитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.


Учитель. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка (например, Гершвин «Летний день»). В течение одной минуты дети обдумывают свои поступки.


Учитель: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица (предлагает желающим детям рассказать о плохом поступке)

Учитель: Второе полезное упражнение совести – просить прощения.

Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Учитель советует провести такое упражнение дома, и в Прощенное воскресение или не дожидаясь его.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Вопросы к учащимся:

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  • О чем вам хотелось бы рассказать дома?

  • Трудно ли жить по совести?

Расскажите членам семьи о совести, что нового узнали, над чем задумались. На выбор:

1. Изобразить совесть в виде какого-нибудь символа, рисунка. 2. Напиши мини-сочинение о твоем добром поступке этой недели


Выдаются жетоны солнышки за активную работу на уроке.




  • Читают пословицы


  • Представляют выполнение домашнего задания

  • Подбирают нужные слова в кроссворде

  • Формулируют тему урока




  • Читают цитату

  • Высказывают своё мнение

  • Определяют главную мысль текста














  • Комментированное чтение текста учебника и слайда

  • Работая в парах, выбирают высказывание, которое считают самым правильным и точным определением понятия,

  • объясняют свой выбор,

  • записывают его в тетрадь;

  • формулируют разницу между понятиями.

  • Работают в группах (1 группа придумывает «слова-друзья», 2 группа – «слова-враги»)



  • Читают текст притчи,

  • придумывают окончание истории,

  • предлагают свой вариант названия притчи,

  • участвуют в беседе по содержанию притчи,

  • работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание.












  • Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию картины позицию его автора,

  • определяют собственное отношение к поступкам других,

  • отвечают на вопросы























Читают и отвечают на вопрос




















Анализируют, обобщают, делают выводы.










Осознание необходимости делать нравственный выбор.





















Определяют, как нужно поступить в ситуации, когда совершил ошибку, как её исправить.















Осмысление слов учителя






























Слушают музыку, вспоминают свои поступки, рассказывают (если хотят) о своих плохих поступках.



































Дети (по желанию) просят прощения у одноклассников, у учителя или рассказывают, у кого они хотели бы попросить прощения



Определяют насколько результативна была их деятельность на уроке,






Запись и осмысление домашнего задания






Заполнение экрана рефлексии, оценивание своего эмоционального состояния на уроке.





слайд № 3


слайд № 4





слайд № 5


слайд

№ 6-7





слайд № 8



















Текст учебника +слайд № 9



















слайд № 10 - 11








слайд № 12 - 13




























слайд № 14

























































слайд № 15













слайд № 16





















слайд № 17

слайд № 18


слайд № 19





















слайд № 20


















































слайд № 21


































слайд № 22












слайд № 23











Вовлечение учащихся в языковую коммуникацию.


Формулирование темы урока


Умение определить основную идею текста


Формирование мотивации к нравственному поведению





Понимание учащимися значения таких важных нравственных понятий, как совесть и стыд

Включение учащихся в обмен информацией, взаимодействие.

Углубление представления о понятии «совесть»


Овладение навыками смыслового чтения текста. Приходят к выводу, что голос совести может напомнить о плохих поступках, совершённых им когда-либо.



Развитие умения анализировать произведения искусства; умения формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, поступков














Развитие этических чувств – регуляторов нравственного поведения, способности сопереживать чувствам других людей









Формирование умения критически относиться к себе, анализировать и давать честную оценку своим поступкам;


Формирование представлений учащихся об ответственности за свои поступки перед своей совестью.





Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение; признавать свои ошибки.



























Осознание детьми личной ответственности за свои поступки; готовность признать и исправить собственные ошибки.































Формирование умения планировать и адекватно оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями её реализации






Литература:

  1. Учебник:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 -5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010.

2. Методические пособия:

1) Поурочное планирование. Модуль «Основы светской этики»

2) Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В. Глоцер и др.] ; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.

3) Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

4) Электронное приложение к учебному пособию (графики, таблицы, фотографии, картины, ауди - и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы) ОАО «Издательство «Просвещение», 2010.


Конкурс учебно-методических материалов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Номинация «Лучшая инновационная разработка урока по модулям курса»

Урок № 23 «Совесть». Моисеенко Л.А.


Просмотр содержимого презентации
«Урок 23 Совесть»

Найдите в пословицах ключевое слово

Найдите в пословицах ключевое слово

  • К кафтану совести не пришьешь
  • Богатый совести не купит, а свою погубит
  • Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека
  • Волосом сед, а совести нет
* 1. Всякому своя …?... дорога. * 2. С честью выполняй свой …?... * 3. Бесчестье хуже чем …?…  * 4. Без …?... чести не получишь. * 5. Береги …?… снову, а честь смолоду. 1 2 С 3 О 5 В Е С 4 Т Ь

* 1. Всякому своя …?... дорога.

* 2. С честью выполняй свой …?...

* 3. Бесчестье хуже чем …?…

* 4. Без …?... чести не получишь.

* 5. Береги …?… снову, а честь смолоду.

1

2

С

3

О

5

В

Е

С

4 Т

Ь

ПЛАН УРОКА

ПЛАН УРОКА

  • 1. Что такое совесть
  • 2. «Слова-друзья, слова-враги»
  • 3. Работа с текстом (притча «Угрызения совести»).
  • 4. Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда)
  • 5. Работа с текстом (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»).
  • 6. «Голос совести» (ситуации выбора).
  • 7. Тренинг «Упражнения для совести»
  • а) «минута раскаяния»
  • б) «минута прощения»
Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом.  Она называется совестью, которая есть закон естества.   (Св. Дорофей)

Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность,

содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом.

Она называется совестью, которая есть закон естества. (Св. Дорофей)

Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями «стыд» и «совесть» Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла  (Словарь Брокгауза и Ефрона) Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом  (Словарь по общественным наукам) Совесть - это стыд перед самим собой (Демокрит)

Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями «стыд» и «совесть»

  • Совесть — нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла

(Словарь Брокгауза и Ефрона)

  • Совесть — моральное осознание того, что является добром и злом

(Словарь по общественным наукам)

  • Совесть - это стыд перед самим собой

(Демокрит)

1 группа    2 группа
  • 1 группа

  • 2 группа
Озаглавьте рассказ «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.  - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек…   Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Озаглавьте рассказ

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек…

Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Почему герой ра с сказа бросил осколки в кружку слепого?  Как вы думаете, когда у него появились муки совести?  Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет) Как бы вы озаглавили этот рассказ?  («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Осколки совести» и т.п.)
  • Почему герой ра с сказа бросил осколки в кружку слепого?
  • Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
  • Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
  • Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
  • (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
  • Как бы вы озаглавили этот рассказ?
  • («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Осколки совести» и т.п.)
Что чувствовал Иуда, когда в нем заговорила совесть? « Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился ». (Евангелие от Матфея 27:3-5)  Ге Н.Н «Совесть (Иуда) 1891

Что чувствовал Иуда, когда в нем заговорила совесть?

  • « Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошёл и удавился ».
  • (Евангелие от Матфея 27:3-5)

Ге Н.Н «Совесть (Иуда) 1891

Совесть без зубов, а грызет  (русская пословица)    Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)

Совесть без зубов, а грызет (русская пословица)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау)

Ситуации выбора  «Голос совести» .

Ситуации выбора «Голос совести»

.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия? .

Вы весь диктант списали у соседки по парте.

Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради.

Ваши действия?

.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние 50 рублей. Как вы поступите?

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние 50 рублей.

Как вы поступите?

Найди дело, противоположное совершённой ошибке.   1. Украл  2. Солгал 3. Пожадничал 4. Сказал злое слово

Найди дело, противоположное совершённой ошибке.

1. Украл 2. Солгал

3. Пожадничал

4. Сказал злое слово

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Попроси прощения у близких.
  • На выбор:
  • 1. Изобразить совесть в виде какого-нибудь символа, рисунка. 2. Напиши мини-сочинение о твоем добром поступке этой недели

Просмотр содержимого презентации
«презентация урока 23»

Аннотация

Аннотация

  • На фоне бездуховности и безнравственности, которая царит сегодня в нашем обществе, у школы слишком много конкурентов в борьбе за души детей (одно только телевидение чего стоит) . Современные дети более прагматичны и циничны, человек совестливый, способный тонко чувствовать, выглядит сегодня особым существом среди себе подобных, он – отклонение от нормы, часто смешон для всех остальных. Вот и формируется у подростка представление о том, что совесть мешает жить по законам современного общества. Но при этом подростковый возраст – это пока ещё время, когда у ребёнка сильно стремление к справедливости и честности, когда он нуждается в героях для подражания, но часто не может оценить свои и чужие поступки. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или преступления. Поэтому тема урока «Совесть», на мой взгляд, является одной из важнейших тем курса «Светская этика»
ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ

  • развитие у учащихся представлений о таких важных нравственных категориях, как совесть, стыд, раскаяние;
  • формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, представлений учащихся об ответственности за свои поступки.
ЗАДАЧИ : 1.  Обучающие:  продолжать развитие умения анализировать литературный текст; формировать навыки работы с этическими понятиями. 2.  Развивающие: продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе; работе с разными источниками информации; обучение элементам творческой деятельности. 3. Воспитывающие :

ЗАДАЧИ :

1. Обучающие:

  • продолжать развитие умения анализировать литературный текст;
  • формировать навыки работы с этическими понятиями.

2. Развивающие:

  • продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе; работе с разными источниками информации;
  • обучение элементам творческой деятельности.

3. Воспитывающие :

  • содействовать воспитанию личности, способной к рефлексии, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов; формировать умение критически относиться к себе, анализировать и давать честную оценку своим поступкам; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • содействовать воспитанию личности, способной к рефлексии, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
  • формировать умение критически относиться к себе, анализировать и давать честную оценку своим поступкам;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Компетентности, формируемые у учащихся

Компетентности, формируемые у учащихся

  • Социальная – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей
  • Коммуникативная – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым
  • Информационная – способность владеть работать с разными видами информации
  • Нравственная – готовность и способность жить по традиционным нравственным законам
  • Автономизационная – способность к саморазвитию, конкурентоспособности.
Основные термины и понятия:   совесть, стыд, раскаяние.  Оборудование:

Основные термины и понятия:

  • совесть, стыд, раскаяние.

Оборудование:

  • Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.4 -5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010;
  • мультимедийная презентация, раздаточный материал с текстами, кубик выбора заданий, фрагмент музыки Гершвина «Летний день»
Тип урока:  комбинированный Виды деятельности:  групповая, коллективная, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, эвристическая беседа, работа с понятиями, проблемное  задание, кластеры, чтение со стопом, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.
  • Тип урока: комбинированный
  • Виды деятельности: групповая, коллективная, беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, эвристическая беседа, работа с понятиями, проблемное задание, кластеры, чтение со стопом, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА  Сбор материала (пословицы и поговорки разных народов о совести)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Сбор материала (пословицы и поговорки разных народов о совести)

Ход урока I . Организационный момент. II . Актуализация знаний по теме урока.  Совместное формулирование темы и задач урока  III .  Изучение новой темы. План: 1. Что такое совесть  (словарная работа с ключевым понятием темы). 2. «Слова-друзья, слова-враги» (работа в группах: кластеры). 3. Работа с текстом  (чтение со стопом: притча «Угрызения совести»). 4. Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда) 5. Работа с текстом  (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»). 6. «Голос совести» (ситуации выбора).  7. Тренинг «Упражнения для совести» а) «минута раскаяния» б) «минута прощения»

Ход урока

  • I . Организационный момент.
  • II . Актуализация знаний по теме урока. Совместное формулирование темы и задач урока
  • III . Изучение новой темы. План:

1. Что такое совесть (словарная работа с ключевым понятием темы).

2. «Слова-друзья, слова-враги» (работа в группах: кластеры).

3. Работа с текстом (чтение со стопом: притча «Угрызения совести»).

4. Работа с репродукцией картины Ге Н.Н. «Совесть» (Иуда)

5. Работа с текстом (из Евангелия от Матфея «Раскаяние Иуды»).

6. «Голос совести» (ситуации выбора).

7. Тренинг «Упражнения для совести»

а) «минута раскаяния»

б) «минута прощения»

  • IV . Закрепление изученного материала
  • V . Домашнее задание
  • VI . Подведение итогов урока.
Учитель истории, обществознания, МХК, ОРКиСЭ  Стаж педагогической работы: 38 лет  Наличие квалификационной категории : высшая
  • Учитель истории, обществознания, МХК, ОРКиСЭ

  • Стаж педагогической работы: 38 лет

  • Наличие квалификационной категории : высшая


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!